UAZ – одна из немногих российских марок автомобильной индустрии, сумевшей пройти непростой путь становления в годы жесточайшей для страны Советов Великой Отечественной войны, найти свою нишу во времена эпохи перестроек в 80-90-х г.г. и приспособиться к условиям рыночной экономики годами позже.


Начиналась ее история в 1941 году, когда советские города один за другим оказывались в зоне оккупации, а фашисты рвались к Москве. В этот период Правительству нужно было обезопасить свои стратегические предприятия, к которым относился и московский автомобильный завод им. Сталина (ЗИС). Было принято решение об эвакуации части производственных мощностей завода в Ульяновск с целью установки оборудования, перепрофилирования его деятельности для военных нужд в максимально короткие сроки, как того требовало военное лихолетье.

UAZ

На вновь созданном заводе в начале 1942 года было организовано производство авиационных бомб. Уже в мае этого года были собраны первые грузовики «ЗИС-5», которые сразу отправлялись на фронт. Завод работал в экстремальном режиме и осуществлял сборку 20-30 автомашин в сутки. Через несколько месяцев для этих нужд было освоено производство малолитражных моторов ЛЗ-2. Первая партия собственных автомобилей была выпущена в конце весны 1943 года – это был грузовик «УльЗИС-253» грузоподъемностью 3,5 т с дизельным двигателем, ничуть не уступавший известному в то время заокеанскому «Студебекеру.

Правительство, принимая во внимание огромный потенциал ульяновского подразделения, принимает решение о строительстве в городе самостоятельного предприятия по производству автомобилей. Для возведения жилых и производственных зданий будущего завода было выделено 200 га земли в районе реки Свияги. Строительство нового предприятия стало поводом для образования одного из крупнейших территориальных районов Ульяновска – Засвияжского. Первая улица, на которой впоследствии стали появляться новые застройки, получила название Автозаводская. Уже в 1947 году из ворот новостройки стали выезжать новые грузовики «ГАЗ-АА», а в 1949 году – грузовик «УАЗ-300», так и не запущенный в серийное производство. За первые 10 лет функционирования предприятия общий выпуск автомобилей составил 10 тыс. экземпляров.

Выпускаемые модели автотранспорта создавались на базе разработок Горьковского автозавода. Несмотря на усилия конструкторов, собственные наработки еще не имели завершенности и были не готовы к созданию своей полноценной модели. К этому времени было освоено производство вездеходов «ГАЗ-69», «ГАЗ-69А» и их модификаций – фургон, санавтомобиль и даже микроавтобус. Вездеходы становятся основным видом продукции. УАЗовский автотранспорт за его безупречные технические качества оценили не только на отечественном рынке, в 1959 году он поставлялся в более, чем 20 стран. Трансафриканский пробег УАЗов принес популярность автомобилям в Италии. Их продолжительное время используют для транспортировки туристов на вулканы Этна и Везувий. В начале 60-х годов автозавод сотрудничает с итальянской компанией братьев Марторелли, которой реализовывала «ГАЗ-69», а затем «УАЗы». Плодом их совместного сотрудничества стала модель «УАЗ-Марторелли», выпускаемая по спецзаказам.

UAZ 3151

В 60-е годы конструкторы предприятия стали авторами инновационного оборудования – толкающего штангового конвейера. Завод перешел на новый виток своего развития и в конце следующего года выпустил серию новых автомобилей «УАЗ-451», которые в народе за форму метко прозвали «буханкой». В середине 60-х на международной выставке с участием 20 стран мира грузовик «УАЗ-452Д» получил золотую медаль, в 1966 году с конвейера уже сошло более 250 тыс. единиц «ГАЗ-69» и готовился выпуск модели «УАЗ-469». Успехи были отмечены правительственной наградой – орденом Трудового Красного Знамени, а проведенная реконструкция производственных площадей позволила повысить объемы выпускаемой продукции.

В 70-х годах был снят с конвейера «ГАЗ-69» и в 1972 году начата сборка «УАЗ-469», известной в народе под именем «козлик», в конце года запущена в серию легендарная модель – «УАЗ-469». Ее высокие качества проходимости, простота обслуживания и ремонта снискали ей заслуженную популярность. В августе 1974 года автомобилю покорился Эльбрус – он добрался до ледника на горе по извилистому склону на высоте 4 тыс. м без противобуксовочных приспособлений и лебедок за 38 минут и также спустился. Через год внедорожник бороздит пески Сахары, а еще через четыре – Каракумы. Своеобразный мировой рекорд по вместимости был установлен им в 2010 году, когда внутри внедорожника разместилось 32 человека (как в рейсовом автобусе) общим весом 1900 кг.

В 80-х годах ульяновскими автомобилистами была выпущена для нужд армии интересная модель – плавающий автомобиль «Ягуар» со скоростью движения по воде 8-10 км/ч. Аналогов такой модели в мире не существует. Заводу благодаря своим качественным автомобилям удалось не только выстоять во времена перестройки и распада СССР, но и добиваться постепенного увеличения объемов выпуска. Если в 1996 году годовой объем производства составлял 69 тыс. единиц, то в 1997 году уже 100 тыс. Модельный ряд пополнился такими разработками, как УАЗ-3153, а чуть позже УАЗ-3160. За два года было реализовано 1000 экземпляров УАЗ-3160, что в то непростое время для отечественной автоиндустрии было достижением. Позже на основе этой серии были разработаны Simbir и «УАЗ-3163». Вклад отечественного автопредприятия в развитие российского автопрома не остаются незамеченными в мировом сообществе – в 1994 году он получает международную награду «Золотой глобус» за выдающиеся заслуги в развитие экономики России, интеграцию в мировую экономику и за выпуск качественной и конкурентоспособной продукции.

UAZ 31512

В новом тысячелетии завод становится частью автомобильного холдинга «Северсталь-авто» и переоснащается. Предприятие начало интенсивную работу по репозиционированию бренда. В изображениях логотипа бело-голубые цвета были заменены на зелено-бежевые, а на смену бывшему слогану «УАЗ – победитель бездорожья» пришел новый – «УАЗ – Природа Движения» (на внешнем рынке «UAZ – Natural Drive»). Весной 2003 года была налажена сборка УАЗов во Вьетнаме. Учитывая веяния авторынка, на базе зарекомендовавшего себя «УАЗ-469» был выпущен внедорожник UAZ Hunter, запущенный на конвейер в конце 2003 года. А еще через два года отечественный рынок порадовала модель внедорожника нового поколения под именем UAZ Patriot, который по версии пользователей Рунета был назван лучшим российским автомобилем 2011 года. Для ее сборки была запущена современная линия сварки, возведен новый комплекс для окраски Eisenmann и переоснащен главный конвейер. Модель собиралась по новой системе производства по опыту японских автопроизводителей, а персонал прошел курс по ее освоению. Автомобиль был оборудован всеми лучшими техническими разработками, над которыми коллектив инженеров предприятия трудился последние 10 лет – новая подвеска, рулевое управление, трансмиссия, комфортный салон и дизайн внешнего вида. В конструкции было использовано ориентировочно 20% импортных комплектующих.

Учитывая поток хлынувших на отечественный рынок импортных автомобилей, автозаводу удалось сохранить своего потребителя, несмотря на снижение объемов реализации. После усовершенствования конвейера было освоен выпуск коммерческих грузовиков и микроавтобусов, с середины 2006 года – сборка японских пятитонных грузовиков ISUZU. В 2010 году начата сборка авто, оборудованных двухтопливной системой (бензин-газ). В 2011 году ОАО «УАЗ» информирует своих потребителей об увеличении срока гарантии до 3 лет либо 100 тыс. км пробега на модели UAZ Patriot, UAZ Pickup и UAZ Patriot Sport.

Современная история отечественной марки UAZ продолжается, принося им очередные награды, дипломы и признание потребителей. Сплоченная группа талантливых конструкторов продолжает работу над новыми моделями и во главу угла ставит качество продукции, которое помогло ей в сложные для компании годы сохранить производство и постепенно осваивать мировой рынок в новых рыночных условиях.