Главная > Автомобильные новости > UAZ, история марки

UAZ, история марки

18.11.2006

Ульяновский автомобильный завод, сокращенно именуемый УАЗ (UAZ), занимается выпуском легковых автомобилей повышенной проходимости и грузовых транспортных средств. Появление завода обусловлено началом военных действий и необходимостью эвакуации из Москвы крупных промышленных предприятий вглубь страны. В октябре 1941 года оборудование столичного Завода Имени Сталина в сопровождении части коллектива было перевезено в г. Ульяновск. В начале 1942 года цех боеприпасов, размещенный в приспособленных складах, практически с колес отправил на фронт первую продукцию.

В феврале того же года эвакуированное предприятие смогло начать стендовую сборку автомобилей для нужд фронта, отправив в мае первую партию «трехтонок» ЗИС-5 в количестве 5 штук. К июлю были увеличены темпы сборки грузовиков до 30 единиц в сутки. Грузоподъемность модели ЗИС-5 составляла 3 т, но в суровых военных условиях техника эксплуатировалась с перегрузом в одну-две тонны и работала без сбоев. Численность рабочего коллектива к концу 1942 года составляла 4 тысячи человек.

Строительство нового завода в Ульяновске

Спустя год после начала войны с Германией Государственный Комитет Обороны положительно решает вопрос о строительстве на территории Ульяновска нового автомобильного завода. Под объект за рекой Свиягой городской исполком выделяет земельный участок, площадью 2000 га. Вместе с производственными комплексами возводится и жилье для сотрудников автозавода. Большая стройка нуждалась в стройматериалах и электроэнергии, поэтому быстрыми темпами были построены в 1944 году кирпичный и бетонные заводы, а к концу 1946 года запущена ТЭЦ.

Создание модели грузовика УльЗИС-253

После указаний, полученных в 1943 году в Москве главным конструктором Ульяновского автозавода Б.Л. Шапошником от наркома С.А. Акопова, команда конструкторов и технологов приступила к разработке новых машин. В мае 1944 года удается собрать первый опытный образец грузовика с дизельным двигателем, названный УльЗИС-253. Грузоподъемность этого автомобиля достигала 3,5 тонн. По динамическим качествам и экономичности двигателя созданная модель конкурировала с американским «Студебеккером». Несмотря на высокие оценки специалистов, модели УльЗИС-253 не суждено было стать серийно производимым автомобилем.

Развитие завода в послевоенное время

Производство грузовиков марки ЗИС-5 в конце 1944 года было перенесено в уральский город Миасс. Перед коллективом Ульяновского автозавода была поставлена задача освоения выпуска автомобилей модели ГАЗ-АА. Для оказания помощи коллегам в 1945 году в Ульяновск выехали специалисты Горьковского автозавода. Была передана необходимая техническая документация и осуществлены поставки необходимого оборудования. На еще строящемся УАЗе надо было наладить выпуск полуторатонного грузовика марки ГАЗ-АА.

Для решения данной задачи в июне 1947 года ускоряют процесс строительства главного конвейера. Уже в октябре 1947 года с заводского конвейера сходит первый автомобиль ГАЗ-АА. С августа 1948 года управление Ульяновского автозавода переходит к И.К. Лоскутову, работавшему до этого назначения директором ГАЗа. Под руководством этого опытного управленца строились основные заводские корпуса. В 1949 году команда завода пополняется В.Г. Демиденко, проработавшем всю войну начальником инструментального цеха в Миассе. Этот специалист внедряет систему унификации заготовок, которая в корне меняет подходы к производству автомобилей.

В октябре 1949 года на октябрьской демонстрации была показана экспериментальная модель грузовика под именем УАЗ-300. Данная модель с успехом прошла все дорожные испытания, но до сборочного конвейера не дошла. Просто заводские мощности еще были не готовы к серийному выпуску таких грузовых машин. В 1954 году конструкторы, возглавляемые И.А. Давыдовым, адаптируют и запускают в массовое производство модели ГАЗ-69. Также УАЗу доверяют выпуск легковых автомобилей ГАЗ-69А, оснащенных прицепами, ранее производимыми горьковским автозаводом. Помимо этого ульяновским конструкторам поручают разработку санитарного, фургонного, грузового автотранспорта, а также микроавтобусов. Для увеличения объема кузова специалисты УАЗа придумывают технологию, в соответствии с которой кабина размещается непосредственно над двигателем.

Вездеход ГАЗ-69 использовался во многих отраслях советского народного хозяйства, при этом автомобиль прекрасно себя чувствовал в любых климатических условиях. Машину ценили за надежность, неприхотливость, простоту, качество конструкции. В 1956 году модель советского вездехода выводят на мировой рынок. Спустя три года автомобили этой марки экспортировались в два десятка стран мира.

Серийное производство автомобилей собственной конструкции

В 1957 году на Ульяновском автозаводе осваивается выпуск полноприводного семейства автомобилей марки УАЗ, конструкция которых была разработана инженерами завода. В середине 60-х годов запущена в серийное производство модель УАЗ-451, оборудованная одним ведущим мостом. Машина эксплуатировалась на асфальтированных дорогах. В конструкцию санитарного автомобиля УАЗ-450А разработчики внедрили два ведущих моста, мягкую подвеску, гнутое лобовое стекло, гарантирующее хороший обзор дорожного полотна. В салоне были размещены посадочные и носилочные места. В мире в то время не существовало модели, способной конкурировать с санитарным автомобилем. На той же базе ульяновские конструкторы создали УАЗ-450Д – модель малотоннажного грузовичка.

Изобретение штангового толкающего конвейера

В 50-ые годы инженеры автозавода выдвинули идею модернизации сборочного производства через его комплексную механизацию и автоматизацию с помощью толкающих конвейеров. Эта технология позволяла эффективно использовать весь объем площадей завода, в том числе и подвал, а также организовывать транспортировку основных узлов собираемого автомобиля в заданном направлении. В 1960 году группе ульяновских конструкторов, в составе Быкова П.В., В.И. Мязина, Г.П. Беглова, А.И. Пясецкого, Л.Н. Холодова, П.В. Макарова, вручается авторское свидетельство на данное изобретение.

60-е годы: парад новых моделей УАЗ

1961 год: УАЗ-451 (грузовой автомобиль с бортовой платформой) и УАЗ-452 (фургон).
1965 год: УАЗ-469, УАЗ-452А, УАЗ-451Д (снегоходный автомобиль), УАЗ-452Д (снегоболотоход), получивший золотую медаль на международной выставке сельскохозяйственной техники, состоявшейся в 1966 году в Москве.
1966 год: награждение Ульяновского автозавода орденом Трудового Красного Знамени за опережение сроков по выполнению плана, внедрение новых технологий и современных видов оборудования.
1967 год: утверждение проектного задания по реконструкции и расширению производственных мощностей завода. УАЗ после модернизации должен был увеличить производство автомобилей в 3 с половиной раза.
1970 год: подготовка предприятия к выпуску модели УАЗ-469, которые сошли с главного заводского конвейера лишь в декабре 1972 года после завершения реконструкции цехов и запуска второй конвейерной линии в пристройке.
1972 год: 18 февраля с конвейера сходит миллионный автомобиль. Юбиляром удалось стать автомобилю марки УАЗ-452.

Заимствование у АвтоВАЗа системы организации труда

В 70-е годы идет строительство новых производственных площадей и поэтапный запуск готовых объектов в эксплуатацию. Вместе с техническим перевооружением завода руководство начинает менять и систему организации труда рабочего коллектива. При этом заимствуется многое из опыта ВАЗа. Принимается решение о переводе рабочих-сдельщиков на повременную оплату труда, с выплатой надбавок за выполнение установленных норм и премий за напряженность работы. Благодаря введению бригадного хозрасчета удалось централизовать контроль процесса производства, ремонтных работ, своевременного снабжения материалами и комплектующими. Нововведения позволяют досрочно выполнить предприятию пятилетний план по выпуску автомобилей. В феврале 1976 года Ульяновский автозавод удостаивается второго ордена Трудового Красного Знамени.

Испытания моделей УАЗ в суровых условиях

Популяризация марки проходила путем участия моделей в различных испытаниях, которые машины с честью выдерживали.
1965 год: испытания УАЗ-452АС в районе Оймякона при температуре за бортом в минус 60 градусов. Благодаря двойному остеклению, теплоизоляции всего салона и установке дополнительного отопительного оборудования в салоне санитарных машин поддерживалась температура в плюс 30 градусов.
1974 год: всего 25 минут потребовалось автомобилю УАЗ-469 для покорения Эльбруса, вершина которого находится на высоте 4000 м над уровнем моря.
1975 год: пробег автомобилей УАЗ по пустыне Сахара.
1978 год: на втором европейском конкурсе среди автомобилей повышенной проходимости, проходившем в г. Сан-Ремо, ульяновские вездеходы завоевали первые места.
1979 год: испытания техники в условиях пустыни Кара-Кум.
1989 год: УАЗы участвовали в тяжелейшей экспедиции «Великий Шелковый путь», в рамках которой автомобилям пришлось пройти по дорогам Средней Азии более 10 тысяч километров, не уступая ни в чем именитым конкурентам с логотипом Мерседес-Бенц.

Реорганизация предприятия в 90-е годы

В 1992 году знаменитое предприятие преобразуется в ОАО «Ульяновский автомобильный завод». В 90-е годы происходит обновление модельного ряда компании. Появляется модификация автомобиля марки УАЗ-469, которую назовут УАЗ-31514. В данном внедорожнике обновится крыша, конструкция дверных замков, появятся регулируемые сидения, появятся экономичные двигатели и новые пружины передней подвески.

В 1994 автозавод «УАЗ» награждается «Золотым глобусом» за выдающийся вклад, внесенный в экономику страны, а также высокое качество продукции. Спустя два года компания получит «Золотой Меркурий» за достигнутые объемы продаж. В 1997году в серийное производство запускается УАЗ-3153, в 1998 году – УАЗ-31604, а в 2000 году – УАЗ-3162. Увидев минивэн УАЗ-3165 и модель пикапа УАЗ-2362, российские автолюбители не могли поверить, что это отечественные машины.

Что принесло заводу новое тысячелетие?

Удостоились наград в новом тысячелетии модели UAZ Simbir, УАЗ-23632, UAZ Hunter, УАЗ-2360 и, конечно же, внедорожник UAZ Patriot. В 2005 году началось серийное производство пятиместного внедорожника UAZ Patriot, пятая часть которого состоит из импортных комплектующих. В 2007 году модели UAZ Patriot выпускаются с кондиционером и рядом других технических усовершенствований. В 2008 году выходят модели UAZ Patriot, оснащенные дизельными двигателями. Чуть позже производитель ставит на поток UAZ Patriot Sport.

ОАО «УАЗ» в настоящее время практически перешло под контроль Группы Sollers, которая в сентябре 2013 года приобрела 13,19 % акций общества и довела свой пакет до 80,96 %. Это подтверждает привлекательность автозавода. К тому же в 2013 году предприятию удалось увеличить количество автомобилей, идущих на экспорт. Наибольшей популярностью на внешнем рынке пользуются UAZ Pickup и UAZ Patriot. Это значит, что знаменитый бренд находится на новом витке развития и уверенно смотрит в будущее.