УАЗ 452

Российский автопром отличается длинной и запутанной историей. Одно из главных мест в этой истории, принадлежит такому известному предприятию, как Ульяновский автозавод, созданный в самом начале Великой отечественной войны, в основном, для нужд оборонной и военной промышленности. Завод существует и до наших дней, работая сегодня под эгидой компании Соллерс, и продолжает выпускать авто различных моделей. Одним из самых удачных проектов предприятия, можно считать небольшой микроавтобус УАЗ 452, который выпускался в различных модификациях и пользовался широкой популярностью, производят эти грузопассажирские автомашины и до сегодня, правда, полностью модифицированные, получившие новые маркировки, но все равно узнаваемые.

Полноприводной грузопассажирский автомобиль УАЗ 452. Легендарная «буханка»

Спустя десять лет после завершения Второй Мировой, в стране возникла устойчивая необходимость в автомобиле, который сочетал бы в себе высокую проходимость вездехода, а также большую грузоподъемность, причем все это, нужно было совместить в небольших размерах микроавтобуса. Такой государственный заказ и поступил на Ульяновский автозавод в 55 году прошлого века, и инженеры-конструкторы активно принялись за работу. Работа была не из легких, так как спроектировать новое авто нужно было на базе пресловутого ГАЗ 69, имеющего довольно таки небольшую колесную базу. Талантливые инженеры с честью справились со своей задачей, и к весне того же года, представили два, практически завершенных, проекта. Исходя из того, что при таких размерах, был возможен единственный вариант компоновки кузова – вагонный, варианты были такими: цельнометаллический фургон, в виде маленького автобуса, а также бортовой грузовичок.

Тогда же был представлен и прототип нового авто, который и получил маркировку УАЗ 450. Интересно, что конструкция фургона долго оставалась недостаточно прочной, и пришлось добавить поперечные ребра жесткости, соединяющие стойки и крышу. За эти «насечки», так напоминающие нарезной батон, машина УАЗ 450, впоследствии, и получила шутливое прозвище «буханка» или «таблетка». Но это было только начало пути. Долгие три года трудились инженеры, пока в 1958 году, автомобиль, наконец-то пошел в серию. На то время, модель имела исключительно передний привод, а заднеприводная модификация поступила в продажу только с 1961 года.

Именно этот автомобиль и был настоящим предшественником 452-ой модели, которая появилась несколько позже, в 1965 году. Тогда-то на автомобиль впервые установили четырехскоростную механическую коробку передач, а также силовой агрегат, от ГАЗ 21. Автомашина получила новую маркировку, именно УАЗ 452, а для удобства, все модификации модели в дальнейшем, получали только дополнительную буковку в индексе. Например, санитарный фургончик получил название УАЗ 452 А, грузовичок с деревянными бортами – УАЗ 452 Д, микроавтобус, на десять посадочных мест – 452 В, и так далее. Основная же модель фургона, осталась по-прежнему 452-ой. Если 450-ые имели грузоподъемность всего в 800 килограммов, то новые версии 452-ых, имели повышенный показатель, до тонны.

К 1966 году, бортовой грузовик этой серии, удостоился и первой награды, он получил золотую звезду на выставке сельскохозяйственной техники в Москве. В том же году наградили и сам завод, ему присвоили орден Трудового Красного Знамени, одну из самых престижных наград того времени. В основном, автомобиль УАЗ 452, выпускался в том же виде, что и в начале производства, на протяжении многих лет, если не считать мелких доработок и модификаций. Советский автопром отличался стабильностью и консервативностью, потому 452-ая модель продержалась на рынке довольно долго. Однако и собственные качества «буханки» сыграли в жизнеспособности модели, также не малую роль. Это авто способно на многое, например, преодолевать снеговой покров, толщиной до полуметра, при полной загрузке, спокойно передвигаться по бездорожью или колее, оставленной танком. Именно из-за этого, машину часто использовали в армейских целях, например, в качестве полевой машины, «санитарки», а также для «службы» в МЧС.

Зимой 1974 года, с конвейеров Ульяновского автозавода сошел миллионный, по счету, автомобиль. То ли по иронии судьбы, то ли просто случайно, это оказался именно УАЗ 452-ой серии, в виде цельнометаллического фургона. Спустя два года, завод, во второй добился ордена, а в 77 году, модели 452, присвоили и отечественный знак качества. Машина имела широкое применение в сельском хозяйстве, армии, милиции. За все время выпуска, инженеры продолжали экспериментировать и выпустили несколько ограниченных серий, которые в массовое производство, так и не поступили. Например, был микроавтобус, с удлиненной базой, рассчитанный на 16 посадочных мест, или грузинское горноспасательное авто, получившее личное имя Медея, и многие другие.

Технические особенности конструкции 452-ой модели

Машина УАЗ 452 отличается высокой проходимостью, которая и стала основной чертой, за которую ее полюбили автомобилисты. Достигалась эта проходимость, по большому счету, благодаря полному приводу, на все колеса, который и был внедрен, в 68 году прошлого века. Колесная база машины была, и правда, невелика, всего 2.3 метра, что больше напоминает небольшой, компактный легковой автомобиль. Однако конструкторам удалось сделать фургончик довольно просторным, даже для перевозки десяти пассажиров, да еще и груз в 800 килограммов, удобно размещался в багажном отделении. Полная габаритная длина 452-ой стандартной модели, достигала 4.63 метра, ширина 1.94 метра, а высота 1.9 метра.

При таких габаритах, да еще и конструкции и форме кузова, машина напоминала чемодан на колесах, или ту самую «буханку», про аэродинамические показатели, речь просто не шла. Да и не нужна была этой машине высокая аэродинамика, так как в гонках подобные автомобили никогда не участвуют, не для этого они предназначены. Общий снаряженный вес УАЗ 452 – 1760-2730 килограммов, в зависимости от конкретной модификации, а, следовательно, и основного оснащения, а также от года выпуска. Машина была способна еще, и буксировать достаточно увесистый прицеп, при наличии у него тормозов, до полторы тонны весом, а при отсутствии таковых, до 750 килограммов. Полностью груженый автомобиль, также мог легко преодолевать подъем, высотой до 30 градусов, а это вовсе не мало.

На УАЗ 452, штатно, в любой модификации устанавливался бензиновый силовой агрегат ЗМЗ-4091, с рабочим объемом в 2.7 литра. Такие «движки» прекрасно работали (да и работают, до сей поры), на достаточно низкооктановом бензине, начиная от АИ92. При максимальном крутящем моменте 280 Нм, агрегат легко развивает мощность до 112 «лошадей». Самую высокую скорость машина может развить в 127 километров в час, для игры в «перегонки», такой автомобиль, точно, подойдет едва ли. На сто километров, УАЗ 452 тратит около 13 литров горючего, на трассе, и до 17 литров, при напряженном, например, городском режиме, или езде по сильно пересеченной местности.

Новая история «буханки»

Как уже и говорилось, агрегатируется двигатель с классической «механикой», на четыре ступени. Стандартно, на авто устанавливаются барабанные тормоза, однако настоящие народные умельцы, умудрились устанавливать на свои «буханки» и дисковые тормоза, например, от новых внедорожников BMW. Да и вообще, в последнее время появилось множество тюнигованных версий старого-доброго УАЗ 452, обзоры которых можно найти в бесчисленном количестве, в сети интернет.

История автомобиля УАЗ 452, со всеми его модификациями, фактически закончилась еще в 1985 году, когда при произведении кардинального рестайлинга, вместе с новым техническим оснащением и несколько обновленным внешним видом, производитель также сменил и маркировку автомобиля. С этих пор, модификации маркируются цифровым индексом. Например, УАЗ 3741 (цельнометаллический фургон), УАЗ 3303 (небольшой бортовой грузовичок), УАЗ 2206 (рамный, полноприводной микроавтобус), и так далее.

Конечно же, сравнивать «буханку», даже нового образца, со сверхмощными и сверхпроходимыми импортными, современными внедорожниками, нельзя. УАЗ 452 проиграет по всем статьям, от технического оснащения, до комфорта езды, который, практически, осталась на том же уровне, что и в 70-80 годах прошлого века, но есть и несколько моментов, которые работают в пользу отечественного УАЗика. Например, в российской глубинке, очень важно иметь под рукой средства для экстренного ремонта авто, бесперебойный доступ к запасным частям и так далее. Зарубежные автомобили в этом плане существенно проигрывают, а «буханку» можно отремонтировать своими руками, причем многие части отечественных автомобилей, вполне взаимозаменяемы.

Да и климатическо-погодные условия нашей родины, выдержит вовсе не каждый импортный «навороченный» вездеход, а если и выдержит, то стоимость такой машины, будет заоблачно высока. На УАЗ 452 же, 1985 модельного года, цена не поднимается выше 560 тысяч гривен, а машину с пробегом, можно приобрести и за гораздо меньшие деньги. Только при покупке, стоит учитывать, что «крутить гайки» лучше научится самому, а то текущий ремонт может вылиться, в достаточно серьезную сумму.

Другие модели марки UAZ
УАЗ Hunter
УАЗ-31514
УАЗ Patriot
УАЗ Patriot