Toyota Motor Corporation, ведущий участник Toyota Group, является крупнейшей японской автомобилестроительной компанией, продукция которой востребована во всем мире. Штаб-квартира автогиганта дислоцируется в японском городе Тоёта, расположенном в префектуре Айти. Трудно поверить, что когда-то знаменитый бренд ассоциировался лишь с автоматическими ткацкими станками, выпускаемыми компанией Toyoda Automatic Loom Works, руководство которой осуществлял Сакичи Тойода. Однако именно этот бизнес позволил начать в 1933 году разработку первых автомобилей в рамках особого подразделения, которое возглавил сын Сакичи Киичиро Тойода.

Выбор жизненного пути Сакичи Тойода

Возможно, и не было бы знаменитого бренда, если бы 18-летний Сакичи Тойода последовал бы по стопам своего отца и стал плотником. Надо быть сильной личностью, чтобы пойти против устоявшихся традиций, и заняться тем, что действительно вызывает интерес. Безусловно, Сакичи Тойода обладал такой силой и стал в 1885 году изобретателем. Спустя пять лет молодой изобретатель сконструировал уникальную модель деревянного ручного ткацкого станка, которую не переставал в дальнейшем совершенствовать. Он вообще считал, что нет такого устройства, которое нельзя сделать еще лучше.

Toyota Supra

Это убеждение перешло и к сыну Киичиро, который в 1924 году помогает создать отцу автоматизированную модель ткацкого станка. Через два года Сакиши Тойода создает новую компанию, названную Toyoda Automatic Loom Works. Продав фирме Platt Brothers & Со (Великобритания) патентные права на автоматизированный ткацкий станок, Сакиши Тойода получает сотню тысяч фунтов стерлингов и передает их сыну на открытие местного производства автомобилей. В 1930 году Сакичи Тойода покинул этот мир, оставив заметный след в истории промышленного развития Японии.

Киичиро Тойода: создание двигателя для будущих автомобилей

В год смерти отца Кииширо Тойода приступает к штудированию основ и всех тонкостей производства автомобилей. На выделенных Toyoda Automatic Loom Works производственных площадях молодой инженер открывает в 1931 году исследовательскую лабораторию. Предметом изучения становятся двигатели, выпускаемые американскими автопроизводителями. Из всех «препарированных» моторов Киичиро Тойода выбирает 6-цилиндровый рядный двигатель Chevrolet.

В 1933 году в компании, выпускающей ткацкое оборудование, открывается особое подразделение, специализирующееся на выпуске автомобилей. Возглавил это бизнес-направление Киичиро Тойода. В 1934 году на основе выбранного двигателя Chevrolet удается создать уникальную конструкцию «собственного тойодовского» мотора, получившего название ТИП А. После этого сразу началась активная деятельность по созданию версий легкового автомобиля А1 и первой грузовой модели G1. В 1935 году прототипы были готовы. До появления первого автомобиля Toyota оставалось не больше года.

Первые модели автомобилей с логотипом Тойота

В 1936 году при разработке логотипа компании Toyoda меняется на Toyota из-за количества черточек, необходимых для написания иероглифов. В первом случае их девять, а во втором – восемь. Число восемь символизирует удачу. В апреле 1936 года в производство запускается первый седан АА с логотипом компании Тойота. Выпускалась эта модель до декабря 1942 года.

В сентябре 1936 года появилась еще одна модель AB Фаэтон, жизнь которой была короче. Ее производство прекратилось уже в сентябре 1938 года. В 1937 году Киичиро Тойода становится тесно в рамках подразделения, и он открывает отдельную компанию Toyota Motor. В том же году компания получает заказ на сборку трех тысяч грузовиков для нужд японской армии. Четыре грузовика AG уходит на экспорт в Китай. На деньги, полученные от поставок военных грузовиков, компании удалось построить совершенно новый автомобильный завод Honsha Plant в японском городке Коромо, который позже был переименован в честь автогиганта.

Toyota Land Cruiser

Система производства по-японски

Киичиро стремится изменить подходы к производству автомобилей. Ему удается разработать уникальную систему производства, учитывающую особенности реалий страны восходящего солнца:
• ограниченность пространства;
• недостаток ресурсов;
• приспособляемость японцев;
• разносторонность навыков рабочих.

Киичиро создает систему, в которой ничего не изготавливается впрок, что позволяет сэкономить ресурсы. Ведь детали изготавливаются по мере необходимости, поэтому не нужны складские мощности для хранения компонентов. Такая система может существовать, если все подразделения работают четко, соблюдая указанные сроки. Такой подход к организации производства кратко сформулирован в лозунге: «Точно. Вовремя».

Внедрение новых подходов в производственный процесс позволяет повысить эффективность работы японской компании, что, конечно же, положительно отражается на стоимости выпускаемых автомобилей. Модели Toyota реализуются на рынке по более доступным ценам. Так как качество выпускаемой продукции еще оставляет желать лучшего, то руководство компании бросает все силы на решение данной проблемы.

Открытие смежных предприятий

Киичиро Тойода понимает, что без разработки новых технологий добиться желаемого качества автомобилей не удастся. Поэтому в 1940 году руководитель компании Toyota открывает Институт, сотрудники которого занимались физическими и химическими исследованиями. Тот же год ознаменован и созданием компании Toyoda Seiko, специализирующейся на выпуске металлов для нужд автопроизводителя. В 1941 году осуществляется запуск завода Toyota Machine Works Co, производящего станки и оборудование.

Параллельно идет работа над новыми моделями. В феврале 1941 года выходит в свет седан Toyota АЕ, просуществовавший до июля 1943 года. В марте 43-го на сборочный конвейер ставят модель Toyota АС в кузове седан, выпуская данный автомобиль до марта 1948 года. С 1940 по 1955 год выпускается более десятка моделей грузового транспорта.
В 1947 году с заводского конвейера сходит юбилейный стотысячный автомобиль.

Toyota GT 86

Разработка пятилетнего плана модернизации производства

В 1950 году на волне финансового кризиса на заводе компании бастуют рабочие. После этих событий было предпринято ряд мер по изменению корпоративной политики и улучшению положения сотрудников. Произошло выделение в отдельную компанию отдела сбыта продукции. В 1951 году брат Киичиро Тойода Эйджи подготавливает план сроком на пять лет по модернизации производства. Ключевыми позициями в данной программе значились смена оборудования и усовершенствование технологии производства.

Вводится система поощрения, которую назвали коротко и понятно: «Предложи новую идею». Данная программа мотивировала сотрудников на внесение предложений по улучшению сборочного процесса. В 1951 году с заводского конвейера сходит BJ Toyota Jeep = модель, которая является предшественником современного джипа Land Cruiser.

В 1952 году закончился жизненный путь основателя японской автомобилестроительной компании Киичиро Тойода. Руководство компании перешло в руки Эйджи Тойода, который продолжил политику экономии ресурсов и совершенствования качества японских автомобилей. В 50-е годы происходит расширение присутствия компании в других странах:
• 1957 год – открытие американского представительства компании Toyota Motor Sales USA. На рынке США появляется модель Toyota Crown.
• 1958 год – открытие представительства компании в Бразилии.

Мировые бестселлеры марки и их рождение

В 1966 году на свет появляется первая модель Toyota Corolla, которая спустя годы, не раз претерпев изменения, стала одним из лучших и известных автомобилей в мире. В 1967 году происходит поглощение компанией Тойота Мотор компании Дайхацу Мотор.
В 1969 году Тойота вывозит на экспорт миллионный автомобиль. При этом годовой объем продаж японской марки на местном рынке достиг одного миллиона машин. В 1970 году с заводского конвейера сходит знаменитая Toyota Celica, а также модели Carina и Sprinter. В 70-е годы ведется бурными темпами строительство новых заводов. Не прекращаются технические усовершенствования выпускаемых агрегатов.

В 1972 году японский автопроизводитель принимает с конвейера 10-миллионный автомобиль с логотипом Toyota. В 1978 году в производство запускается первый переднеприводной автомобиль Tercel. Чуть позже автолюбителей порадовали моделью Mark II. В начале восьмидесятых годов японцы приступают к выпуску Camry. К концу десятилетия на авторынок выходят Toyota Corsa и Toyota Corolla II.

Значительным событием в истории бренда, о котором нельзя не упомянуть, стало появление подразделения Toyota по выпуску автомобилей престижного класса Lexus. В 1989 году в дилерские центры в США поступили две модели Lexus: ES250 и LS400.
Открытие локальных производств на территории других стран

Toyota Auris

В 90-е годы Toyota увеличивает свою долю на авторынках Европы, США, Индии и Азии. В декабре 1992 года на территории Великобритании японский автопроизводитель открывает первый завод в Европе. Первой моделью, выпускаемой на данном предприятии, стала Carina E. На сборочном конвейере данная модель продержалась до 1997 года. В настоящий момент завод занят выпуском трех моделей марки Toyota: Auris, Avensis и Auris Hybrid.

Компания постоянно занимается расширением модельного ряда, благодаря чему в 1994 году запускается в серийное производство Toyota Rav4. Этой модели суждено было стать бестселлером бренда. Спустя три года после данного события автолюбителям становится доступной модель Toyota Prius, оснащенная гибридной установкой.

В 1998 году начинают производственную деятельность автозаводы Тойота, построенные на территории штатов Индиана и Западная Вирджиния. В поле экономических интересов компании попадает и Индия, где в 1999 году был открыт автозавод Toyota Kirloskar Motor. В 2001 году очередной завод компании появляется во Франции.

Стремление к победе в гонках

Японские автомобили не раз участвовали в автогонках «24 часа Ле-Мана». Однако до сих пор не удается обойти сильных конкурентов и добиться успеха. За 15-летний период пилоты компании Toyota три раза поднимались на вторую ступеньку пьедестала: в 1992 году вперед пропустили Peugeot 905 Evo, в 1999 году – BMW V12 LMR и в 2013 году – Audi R18 e-tron.
В 2002 году команда Тойота стала впервые участником автогонок «Формула-1». Однако в 2009 году автопроизводитель отказался от дальнейшего участия в заездах, так и не добившись выдающихся результатов. Лишь в 2005 году компании Toyota удалось занять в Кубке конструкторов четвертое место.

Строительство автозавода под Санкт-Петербургом

В 2005 году в поселке Шушары под Санкт-Петербургом начинается строительство автозавода, мощности которого были введены в эксплуатацию в конце 2007 года. На российском заводе собираются автомобили Toyota Camry, которые в 2010 году стали поставлять в Белоруссию. С 2011 года осуществляется выпуск Toyota Camry нового поколения. В 2012 году продукция российского завода экспортируется в Казахстан. В планах японской компании значится производство в Санкт-Петербурге модели Toyota RAV4, которое должно начаться в 2016 году.

В настоящий момент Toyota Motor входит в число крупнейших производителей автотранспортных средств в мире. По числу выпущенных и проданных автомобилей в год компания конкурирует с General Motors, Volkswagen и другими известными брендами.