Toyota Celica

Среди модельного ряда корпорации Toyota, есть большое число самых разнообразных автомобилей, и спорт-кары, тоже не исключения. В 1967 году, японская компания, скооперировавшись с Yamaha, создал спортивный вариант авто, под названием Toyota 2000GT, тем самым доказав свою состоятельность в этом вопросе. Но семидесятые требовали обновлений, нужно было сделать дорожный вариант гоночного авто, который мог бы стать доступным любому автомобилисту, и такую машину выпустили на дороги, в 70 году прошлого века.

Небесная Celica. Создание легенды

Речь, конечно же, идет обо, всем известной модели, Toyota Celica, само личное имя которой, концерн интерпретирует в двух вариантах. Во-первых, его можно перевести с латыни, как «небесный». Есть и второй вариант, подобное слово, в переводе с японского языка, обозначает «москит». Решение о разработке, и последующем выпуске модели, было принято еще в 69 году прошлого века, и разработчики довольно быстро спланировали и создали новое авто, которое стало достойной заменой предшественнице, сохранив все положительные качества, и в то же время, имея достаточно скромную цену.

Toyota Celica

На автовыставке, под названием Motor Show, которая происходила в Токио в октябре 1970 года, корпорация Toyota и предъявила миру свой новый концепт-кар, в категории «Car of the Future». На платформе концепта, спустя всего три месяца, была выпущена и серийная модель, которая тут же была отправлена в автосалоны на родине, в Европе, да и во всем мире. В концепции машины отразились все веяния времени, от круглых фар, до стильной радиаторной решетки и новых задних фонарей. Машина несколько напоминала пресловутый Ford Mustang, но в гораздо меньшем размере. Основной «прицел», корпорация Toyota, взяла на молодое поколение. Celica должен был стать воплощенной мечтой о скорости. Авто было спортивным и легким, а также стильным и не дорогим на вид.

Toyota Celica, во многом, походила на свою предшественницу, однако во многом же, она и кардинально отличалась от 2000GT. На авторынки мира машина поставлялась в трех основных версиях: самой дорогой и роскошной GT, в варианте попроще – ST, а также, и в самом доступном потребителю, базовом варианте LT. В зависимости от комплектации, варьировались и двигатели, которые устанавливали под капот Celica. Базовая версия предполагала наличие 1.6-литрового «движка», а на модификации ST устанавливали более серьезный, 1.8-литровый агрегат. Премиум-вариант от Celica комплектовался более современным, силовым агрегатом, типа DOHC, 2T-G, рабочим объемом в 1.6 литра, с двойной карбюраторной системой Mikuni-Solex.

На машины первого поколения Celica впервые установили не диагональные, а радиальные шины, что значительно увеличило базовую устойчивость, и уменьшило переворачиваемость авто. Дизайн автомобиля был достаточно революционным для своего времени, стремительные линии, фары, заподлицо с обновленной решеткой радиатора, воздухозаборники прямо на капоте, все это привлекало внимание к Celica, делая ее заманчивой покупкой.

В 1971 году, реализация автомобиля Toyota Celica началась также и в Соединенных Штатах, куда, собственно и «метила» компания. Изначально выпуск авто подразумевал лишь один вариант кузова, жесткий хардтоп, однако уже в 1973 году, появился вариант, также и в кузове лифтбэк, сразу отправившийся в серию, в Японии. На лифбэки Celica ставили два варианта двигателей, 1.6 TA27, а также 2.0-литровый RA25. Так как, выпускалась Celicaв с таким кузовом, исключительно, в Японии, вполне естественно, что она имел и левое положение руля. В 75 году прошлого века, модель претерпела первый рестайлинг, после которого, на рынке ряда европейских государств, появились Celica, как с левым, так и правым рулем, на выбор. В 1977 году, появились варианты нового спорт-кара, для североамериканского рынка, с 2.0-литровым 20R.

Все машины комплектовали пятискоростными, механическими КПП, однако под заказ, и за дополнительную плату, можно было выбрать вариант, и с пятиступенчатым «автоматом». Согласно новым федеральным законам Соединенных Штатов, начиная с 1975 года, бамперы всех модификаций Toyota Celica начали красить под цвет кузова. Ранее они были хромированные и блестящие.

Новое поколение – свежие веяния

Пришла пора кардинальных изменений. Второе поколение автомашины Celica выехало на автотрассы мира только в 78 году, хотя производство было открыто еще в семьдесят седьмом. Приобрести авто можно было, только в двух вариантах кузовных решений, лифтбэк или купе. Дизайнером проекта стал Дэвид Столлэр. Это с его легкой руки, купе перестало быть истинным хардтопом, так как появилось первое безрамное стекло боковых дверей. В 1979 году, американская фирма Griffith сделала японскому автоконцерну заказ, на изготовление авто Celica с кузовом, типа тарга. Таких модификаций, было произведено близко двух тысяч экземпляров. Версия получила личное имя Sun Chaser, и в 1981 году был собран последний автомобиль серии.

В 1978-1979 годах на авторынке в Японии, а вслед за тем и в Соединенных Штатах, концерн представил и новую модификацию, Toyota Celica XX, которая получила на внешнем рынке имя Mark I Toyota Supra. Обновленное авто получило и совершенно новые двигатели, во-первых, 2.5-литровые силовые агрегаты 4M-E, способные развивать мощность до 110 лошадиных сил. В том же году, Supra оснащали рядным «шестицилиндровиком» M-EU, с рабочим объемом в 2.0 литра, и мощностью, также 110 «лошадок». Это были первые инжекторные двигатели, введенные концерном Toyota.

Тогда-то модель разделилась на два типа (А и В), которые имели чисто внешние отличия, например, для внутреннего рынка, выпускались варианты с круглыми фарами и хромированными бамперами, а для США, вариант был оснащен прямоугольной формы фарами головного света, и черными резиновыми бамперами. Второе поколение Celica отличалось лучшими показателями аэродинамики, мощности, экономичности, а также и безопасности для пассажиров. За все время выпуска второго поколения, было около десятка различных модификаций. В частности, была выпущена ограниченная серия «US Grand Prix», специально для автогонок в Калифорнии, а также и серия, приуроченная к десятилетию модели. Называлась модификация GTA Coupe, красили эти машины в черный или золотой цвет, а прямиком на центральной консоли красовалась блестящая табличка «GTA 10th anniversery».

В 1980 году, разработчики Toyota представили и еще одну новинку – Celica (Toyota Celica Camry) в кузове седан, которую производили на протяжении двух лет, до 1982 года. За те четыре года, когда продолжался выпуск второго поколения Celica, было произведено более семидесяти различных модификаций (по крайней мере, на территории Японии), из которых почти пятьдесят продавались одновременно.

В 1981 году концерн Toyota разработал и представил общественности третье поколение автомобиля Celica. Обновленные машины предлагались к продаже в тех же кузовных решениях, что и второе поколение. Значительно изменилось семейство двигателей, которые устанавливали на автомобили. По-прежнему, для Соединенных Штатов предлагались несколько другие варианты, чем для внутрияпонского рынка, например, 2.4 литровые 22R-E и 22-R, а также 2.0-литровый I4 2S-C продавались только в США. В Японии Celica третьего поколения оснащали менее мощными двигателями: 2.0-литровый силовой агрегат 18R-G, 1.8-литровый 1S, а также 2T и 3T, с рабочим объемом 1.6 литра.

Бурное развитие модели

В августе 1982 года, руководство автоконцерна Toyota приняло решение восстанавливать, несколько утраченную, репутацию Celica и выпустить специальную серию GT-S. До этого, общий вес и размеры автомобилей постоянно увеличивались, а это явно мешало спортивному стилю. Celica GT-S получила новую, немного более жесткую, независимую заднюю подвеску, а также новые колесные диски на четыре спицы, алюминиевый капот, и специальные спойлеры. Интерьер GT-S тоже оформили в спортивном стиле, машина щеголяла креслами-ковшами, отделанным кожей рулем и рычагом переключения передач. В начале сентября 1982 года, разработчики Toyota выпустили на авторынок и первую Celica, модификацию GT-T, с турбированным агрегатом 3T-GTE. Крайне ограниченная серия, всего две сотни автомобилей, было произведено специально, для международного чемпионата по ралли.

В 1983 году третье поколение Toyota Celica перенесло рестайлинг. Обновили бампера и воздухозаборники, задние фонари изменили свою форму и стали более вытянутые. Интересно, что это обновление принесло Celica совершенно оригинальные складывающиеся фары головного света. Эта деталь чрезвычайно понравилась покупателям, и продажи немного оживились. В 1984 году появился и кабриолет Toyota Celica GT-S, разработанный American Specialty Cars. За 84-85 год было выпущено и, соответственно, реализовано 4.5 тысяч экземпляров машины. Но это, все же, были те же самые авто, с мелкими изменениями, а рынок требовал коренного обновления.

Четвертое поколение автомобиля Toyota Celica появилось в 1985 году. Автомобиль изменился кардинально, линии кузова приобрели плавность и обтекаемость, а под капотом снова появились новые варианты силовых агрегатов, например 2.0-литровый четырехцилиндровый двигатель 16V 3S-GE. В 1986 году была представлена топовая версия авто Toyota Celica GT-Four. Эта машина имела постоянный полный привод All-trac, с блокируемый дифференциалом. Через год автомобиль вывели также и на мировой рынок.

Подвеска Celica не изменилась, задняя многорычажная, а передняя, типа MacPherson, довольно хорошо соответствовали времени. Обновился и электропакет автомобилей, появились сервоприводы стеклоподъемников, обогрев заднего стекла, а также аудиосистема. Число стран, в которые поставлялись авто данной модели, пополнилось Австралией.

В самом начале 1989 года было представлено и пятое поколение Toyota Celica, дизайн, для которой, разрабатывался на родине, в Японии. Машина стала более округлой, по словам самих разработчиков, это помогло сделать кузов более прочным, без добавления общего веса. Позже, многие производители использовали эту инновацию японских инженеров, для создания собственных моделей авто. Линейка двигателей, хотя и изрядно модернизированная, но все же осталась без изменений. Наибольшему обновлению подверглась модификация GT-Four, которая оснащалась двойным впуском турбины CT26 и специальным охладителем наддувного воздуха, для того, чтобы максимально снизить количество выхлопных газов.

Для мирового авторынка автомобиль Toyota Celica оснащался складывающимися зеркалами заднего вида, а также белыми указателями поворота, а для Соединенных Штатов, зеркала устанавливали фиксированные, а повортники были оранжевыми. Также, специально для американских потребителей, на авто ставили водительскую подушку безопасности, даже в стандартной, то есть, базовой, комплектации, для остальных же автомобилистов, эта функция была доступна лишь, как опция.

В 1991 году произошел очередной рестайлинг и полная ревизия автомобиля. Во-первых, появился совершенно новый силовой агрегат, на 134 лошадиных силы, при максимальном крутящем моменте в 196 Нм. Впервые на модификации пятого поколения установили вентилируемые тормозные диски нового образца, а также и 15-дюймовые колесные диски. Некоторые из модификаций обзавелись бамперами новой формы, а на капоте и багажнике появился привычный логотип концерна.

Шестое поколение Toyota Celica появилось в 1994 году, и сразу же получило неофициальное название «Супра-стиль». Автомобиль приобрел новый профиль с четырьмя овальными фарами головного света. Для Соединенных Штатов остались доступными только две комплектации автомобиля: GT, с 2.2-литровым 5S-FE, а также ST, с силовым агрегатом 7A-FE, рабочим объемом в 1.8 литра. 2.4-литровый, турбированный вариант модификации GT-Four, для американского рынка больше не поставлялся.

В комплектации GT Sports Package, Toyota Celica оснащалась водительской подушкой безопасности, а систему стабилизации уже устанавливали даже на базовые версии автомобилей. Появился в Toyota Celica также и кондиционер, правда, не во всех комплектациях, но это, в любом случае, было достижение. На мировой рынок автомобиль поступал в тех же кузовных решениях, что и прежде, а в 1995 году появилось и третье поколение кабриолета, построенного на платформе купе GT. Выпускали его с завода ASC в Калифорнии, в городке Ранчо Домингес, куда машина поступала в разобранном виде. Тут ее собирали и устанавливали складной, матерчатый верх. В 1997 году производство кабриолета для рынка Соединенных Штатов, а также и его «предка», купе, было полностью прекращено.

Седьмое поколение Toyota Celica. Последний привет

В начале 1999 года автоконцерн Toyota обнародовал фотографии своей новой наработки, революционного концепт-кара, получившего название XYR. За исключением спойлера, и переднего бампера, именно этот концепт и лег в основу для создания седьмого поколения Toyota Celica. Руководство компании сделало ставку на молодежь, и она была действительно выигрышной. Новая Celica выглядела очень оригинально и имела явный спортивный акцент. Машина получила новую оптику, фары головного света стали треугольными, а интерьер приобрел ту роскошь, которая присуща всем современным автомобилям концерна.

Оборудовали новую Celica, 1.8-литровым 1ZZ-FE, мощностью в 134 лошадиных силы, оснащенных системой VVT-i. Также предлагался вариант с агрегатом 2ZZ-GE, рабочим объемом также, 1.8 литра. Этот «движок» был более производительным, мощностью в 182 лошадиные силы. В 2004 году журнал Consumer Reports назвал автомобиль самым экономичным, а спустя год, это же издание, признало Celica самым надежным авто своего времени.

В 2005 году Toyota Celica была полностью снята с производства в Соединенных Штатах, а в 2006 году, свернули линии мощностей и на территории Японии. На этом история модели безвременно прекратилась, но встретить Celica на автотрассах все еще можно, даже на просторах, нашего с вами «автодора». Цена на подержанное авто этой модели стартует с отметки в 200 тысяч рублей.

Другие модели марки Toyota
Toyota Land Cruiser Prado 150
Toyota Verossa
Toyota Sienna
Toyota Sienna
Toyota WiLL
Toyota Avensis
Toyota Brevis