Начиная наш рассказ об автомобильной марке ТагАЗ, хочется отметить, что ещё десять лет назад Таганрогский автомобильный завод был чуть ли не главной надеждой отечественного автопрома, однако постоянные финансовые трудности и нестабильность мировой и российской экономики буквально поставили крест на будущем предприятия. Впрочем, не будем забегать вперёд, так как даже несмотря на то, что сегодня в предприятии еле теплится жизнь – всё ещё можно исправить!


Автомобильная марка ТагАЗ одна из самых молодых в России. История предприятия началась в середине 90-ых годов прошлого века, когда Михаил Парамонов (нынешний владелец автомобильной марки) решил наладить в Ростове сборку иномарок.

Российскому предпринимателю удалось получить разрешение на использование технологий южнокорейской компании Daewoo Motors, после чего в 1997 году началось строительство Таганрогского автомобильного завода. Стоит отметить, что предприятие строилось не с нуля. За основу был взят “Таганрогский комбайновый завод”. В строительство завода была инвестирована колоссальная сумма денег – более 300 миллионов долларов США.

Vortex Corda

Получившийся сборочный завод был по-настоящему уникален. Таганрогский завод стал первым в мире предприятием с вертикальным конвейером. Производство автомобилей велось на всех четырёх этажах предприятия, сообщение между которыми осуществлялось с помощью многочисленных лифтов и подъёмников. Так, на первом этаже завода производилась сварка, на втором – покраска, на третьем и четвёртом – сборка!

Уже в 1998 году на Таганрогском автомобильном заводе началось производство первых южнокорейских автомобилей. Впрочем, продолжалось оно не долго. Как известно, именно в 1998 году российская экономика оказалась на грани краха…

Ещё недавно у ТагАЗ был серьёзный бизнес-план, согласно которому на предприятии должно было начаться производство корейских моделей Lanos, Leganza и Nubira, однако уже через несколько дней после дефолта завод перевели в режим консервации. Представьте себе, насколько плохи были дела, если один из самых современных заводов России, в строительство которого были инвестированы сотни миллионов долларов, чуть ли не сразу же стал “мёртвым грузом”!

ТагАЗ таки смог наладить производство автомобилей, однако особым спросом они не пользовались. Главной причиной этому стала высокая цена. К примеру, приобрести модель “Ассоль” (она же Daewoo Lanos) в 1999 году можно было за 10 тысяч долларов США, в то время как вазовская “шестёрка” стоила почти в четыре раза дешевле.

Тем не менее, начало было положено, и ТагАЗ, пусть и не без потерь, таки пережил кризис конца 90-ых. В начале 2000-ых дела у предприятия начали налаживаться. В 2001 году руководство завода договорилось с корейцами из Hyundai. Вскоре на предприятии началась сборка модели Hyundai Accent. В следующие несколько лет сотрудничество с Hyundai было расширено, и на заводе приступили к сборке моделей Sonata и Santa Fe Classic.

ТагАЗ медленно, но верно набирал обороты. В 2008 году предприятие приступило к выпуску автомобилей под собственным брендом. На рынок был выпущен ТагАЗ-С100 “Вега”, а следом за ним два внедорожника – Road Partner и Tager. Кроме того, на предприятии наладили производство грузовиков, которое приносило существенные дивиденды. Казалось, что на небосводе российского автопрома засияла ещё одна яркая звездочка, однако в мире разразился экономический кризис, последствия которого тут же отразились на молодой автомобилестроительной компании…

Сегодня про ТагАЗ можно сказать только одно – он всё ещё существует. Именно “существует”, а не живёт полной жизнью. Конечно, на предприятии все ещё ведётся какое-то производство (например, осуществляется сборка и покраска автомобилей марки Hyundai), однако этого явно не достаточно и хватает лишь для того, чтобы продолжать оставаться на плаву.

Есть ли будущее у ТагАЗ’а? Специалисты отрасли верят, что есть. Однако для этого предприятию срочно нужен новый владелец, который не только сможет составить грамотный план по выводу предприятия из кризиса, но и хотя бы частично погасит долг завода.

Грустно, что один из самых современных автомобилестроительных заводов России работает от силы на 20% своей реальной мощности. У автомобильной марки ТагАЗ всё ещё есть огромный потенциал, и хочется верить, что уже в ближайшие годы предприятие выберется из кризиса и прочно встанет на ноги…