Горячие голубые звезды Плеяд, высеченные на логотипе компании Subaru, предопределили ее звездный путь. Зажигая новые сверхяркие звезды на небосклоне автомобилестроения, межгалактический крейсер Субару уверенно рассекает безбрежное пространство вселенной. На его пути – новые галактики и открытия, высадки в неизведанных мирах, частицу которых Subaru дарит нам, обычным землянам, облекая космические технологии в стальную оболочку своих сверхскоростных автомобилей.

В семье фермера на окраине городка Ота, в префектуре Гумна, родился японский мальчик, Чикуей Накаджима, которому суждено было прославиться. Но тогда, в 1884 году, никто об этом даже не подозревал. Мальчик вырос, окончил Императорскую морскую инженерную школу и служил на благо отечества в военно-морских силах Японии, пребывая в чине лейтенанта. В 1911 году юному Накаджиме выпала большая честь – он пилотировал первый дирижабль Японии, после чего был произведен в капитаны. Окончив в 1912 году колледж для офицерского состава имперского флота, Накаджима был направлен в США, в знаменитую летную школу Глена Кёртиса. По окончании обучения, Чикуей Накаджима стал третьим по счету японцем, получившим лицензию пилота с гербовой печатью этого престижного учебного заведения для военных. Вернувшись на родину, Накаджима сконструировал гидро-планер Farman для имперского военного флота Японии. Высоко оценив заслуги верного вассала, в 1916 году отечество направило Накаджиму с важной миссией в Европу – в качестве военного атташе он вел наблюдения за учебными воздушными боями, изучая достижения современного авиастроения.

Impreza WRX

«Родные Пенаты» ожидали своего посланника с нетерпением, ведь Накаджиму ожидала следующая сверх-миссия – организация авиационного завода в округе родного города Ота. Так, в 1917 году была создана «Aircraft Research Laboratory», которая позже стала «Nakajima Aircraft Co. Ltd», а после второй Мировой войны – «Fuji Sangyo Co. Ltd». В 1950 году объединение разделилось на 12 компаний, а в 1953 пять из них объединились в «Fuji Heavy Industries Ltd.»

Однако, вернемся в 1919 год, который стал отправной точкой для молодой компании «Nakajima Aircraft Co. Ltd», получившей заказ на выпуск 20 самолетов для военно-воздушного флота Японии. В те времена, Накаджима конструировал для родной армии палубные истребители, самолеты-разведчики и бомбардировщики. В период Второй мировой войны, на базе предприятий Nakajima Aircraft были созданы армейские истребители Оскар, Тохо, Огненный Дракон, перехватчик Небесный Гром, а также средние и дальние бомбардировщики, самопилотируемые самолеты-камикадзе.

После поражения Японии в войне, разработки и производство в сфере авиастроения было запрещено союзниками. Как и Mitsubishi Heavy Industries, Nakajima Aircraft оказалась «у разбитого корыта». Но, в отличие от компании Mitsubishi, которая попутно занималась конструированием судов и мелкой моторной техники, Накаджиме нечего было предложить огромному штату сотрудников, оставшихся без работы. На помощь пришел главный инженер предприятия по созданию аэродвигателей – Риочи Накагава, подсобивший в перепрофилировании предприятий, на которых началось производство автомобилей на базе задела, созданного авиационным инжинирингом.

Рожденная под счастливой звездой

«Пробным шаром» обновленного производства стал скутер Rabbit S-1 (Кролик), который Fuji Heavy Industries выпускала с 1946 по 1968 год. Развивая скорость 97 км/час, Раббит стал излюбленным средством передвижения американских сервисных служб пост-военного времени. Со временем, экономика Японии начала возрождаться и спрос на «кроликов» постепенно снизился в пользу более удобных четырехколесных средств передвижения, что побудило Fuji начать производство Subaru 360 в 1958 году.

Названный в народе «божьей коровкой», Subaru 360 была крошечным недорогим автомобильчиком, который как нельзя лучше вписался в государственную политику Японии по созданию «народных автомобилей» с объемом двигателя не больше 360 кубиков. С 1958 по 1971 год на производственных линиях Субару было изготовлено 392 000 единиц Subaru 360, заслужившего любовь всей Японии тех лет. На смену миниатюрной Субару 360 в 1969 году пришла модель мини-седана Subaru R-2 , которая по технической начинке полностью соответствовала своей предшественнице, но предстала перед общественностью в измененном дизайне.

Subaru BRZ

Двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением, установленный на Subaru R-2, по мнению японского правительства, наносил непоправимый урон окружающей среде, поэтому в 1972 году двигатель начал охлаждаться водой, а R-2 трансформировалась в Subaru Rex. Субару Рекс продолжил традиционную линейку малолитражек Subaru и стал хитом продаж благодаря своему динамичному образу. В 1992 Subaru Rex на его посту сменила модель Subaru Vivio.

Несмотря на то, что Subaru 360 и Subaru R-2 успешно продавались, компания задумала ряд новаций для своего модельного ряда. Так появился первый компактный 4-дверный седан Subaru 1000, премьера которого состоялась в мае 1966 года. Если до этого все авто Субару были заднеприводные с двигателем, размещенным в багажнике, то Subaru 1000 стал первым авто с передними ведущими колесами и был оснащен горизонтально-оппозитным двигателем Boxer с 1500 кубиками под капотом. Subaru 1000, впоследствии, послужила базой для создания модели Subaru Leone, дебютировавшей в 1971 году. До этих пор, полный привод 4WD применялся только в конструктиве внедорожников, однако, Subaru пренебрегла этой традицией и начала серийно производить Subaru Leone 4WD – полноприводное легковое авто. Популярность Subaru Leone была столь высока, что эта модель стала самой продаваемой в мире на то время.

Последующие годы в истории Subaru были отмечены появлением на свет Subaru Brat в 1978, Subaru Alcyone в 1985, Subaru Legacy в 1989, Subaru Impreza в 1993, Subaru Forester в 1997, Tribeca в 2005, BRZ в 2012. В 2008 году в Детройте состоялась премьера концепта Legacy, посвященная 20-летию запуска модели в серию. Спортивный характер и динамичность Subaru Legacy была подчеркнута мощным мотором 3.6 литров и заниженным центром тяжести. В том же году увидел свет «компактный кубик» Dex и миниатюрная Стелла из серии городских малолитражек Субару.

В 2009 году было создано полностью обновленное 5 поколение Legacy и 4 поколение Outback с симметричной полноприводной подвеской, традиционным горизонтально-оппозитным двигателем и бесступенчатой коробкой передач CVT . Настоящим украшением автошоу в Лос-Анжелесе и Нью-Йорке 2010 года стал концепт Subaru Impreza, демонстрирующий новое направление стратегии Subaru. Элегантная и динамичная Impreza была затянута в обтекаемую лаконичную форму кузова, внутри которого скрывался просторный презентабельный интерьер. Не забывала Субару и о своей линейке мини-каров, дополнив ее новыми представителями – Subaru Lucra и Pleo второго поколения – стильными и вместительными, несмотря на маленькие габариты, со сверхэкономичным расходом топлива. Малолитражка Pleo, ко всему прочему, выпускалась под игривым лозунгом «Давай поиграем! Поехали!», направленным на стимулирование продаж эко-дружественных авто.

В 2010 году на груди Субару засияла звезда героя отечества – система «всевидящее око» EyeSight от Subaru была помещена в зал славы автомобилестроения Японии, как лучшая технология года. Эта система, предназначенная для поддержки вождения, была снабжена камерой видеонаблюдения и включала несколько подсистем – предаварийное экстренное торможение для предотвращения лобового столкновения и минимизации повреждений в случае оного, а также адаптивный круиз-контроль для отслеживания прочих участников движения с целью снижения усталости при управлении авто.

Subaru XV

Звезда от иностранного легиона – Top Safety Pick, была вручена Subaru в том же, 2010 году, что означает высшую оценку безопасности авто по американской четырехуровневой шкале IIHS. Европейские исследователи безопасности не захотели отставать от американцев и удостоили Subaru своей награды – универсал Legacy 2.0D получил пять из пяти возможных звезд за безопасность от Euro NCAP.

Путеводная звезда

Стратегическая модель для Европейского рынка, гарантирующая потребителям «Наслаждение и душевное спокойствие», элегантная Subaru XV почтила своим присутствием 64-й Франкфуртский автосалон 2011 года, отметившись предварительно, несколькими месяцами ранее, на Шанхайском автошоу. Особенный, ни на что не похожий дизайн XV, манил к урбан-приключениям, приваживая потребителя топливной экономичностью в режиме «старт-стоп» и удовольствием в вождении.

Продолжая совершенствовать свое авто-Впечатление – подобно маститому художнику-импрессионисту, Субару внесла пару новых штрихов в оснастку Impreza, выпустив в 2011 году 4 поколение этой популярной модели. Маневренность, надежность в управлении, исключительная безопасность, плюс более широкий и комфортный салон без изменения внешних габаритов – такой предстала перед публикой Impreza на авто-шоу в Нью-Йорке 2011 года.

Практически незамеченной промелькнула премьера 2011 маленькой звездочки – гибрида Subaru Stella – модели экономичной малолитражки в классе Smart Active Small. Просторный салон, удобство управления, низкий расход топлива – стандартный набор для малышки Стеллы, которую еще больше принарядили в 2013 году, снабдив системой интеллектуального предупреждения аварийной ситуации Smart Assist. Еще одним явлением в классе Smart стала Subaru Trezia 2011 – компактный универсал, настоящее сокровище в условиях передвижения по трассам мегаполиса.

В 2012 году Субару отметила 40-летие с момента запуска своего первого авто с полным приводом AWD – Subaru Leone Estate Van 4WD. К концу 2012 года количество выпущенных автомобилей Subaru AWD достигла 11782812 единиц, что составляет 55.7% от общего объема продаж автомобилей Subaru. Рачительных автолюбителей обуял невообразимый восторг, когда Subaru запустила еще одну звезду на небосвод автомобильного рынка в 2012 году – 2-литровый Subaru XV Crosstrek, ставший самым экономичным полноприводным кроссовером в своем классе со скромным аппетитом в 7.13 л на 100 км. Яркий дизайн, подкрепленный Боксером, управляемым коробкой Линеартроник, закрепили за XV звание путеводной звезды в будущее автомобилестроения. Нельзя не отметить выдающийся 20-сантиметровый клиренс XV Crosstrek, который позволит наездникам, оседлавшим XV, галопировать по пересеченной местности с неизменным удовольствием.

Subaru Outback

Вспышка сверхновой звезды BRZ

Революционный спортивный тоурер С-класса – концепт-кар Subaru BRZ не на шутку всколыхнул 42-й Токийский автосалон 2012 года. Придав работяге-универсалу подтянутый спортивный вид, Subaru в очередной раз разрушили всяческие каноны в конструировании транспортных средств. Этот автомобиль, вышедший «из-под пера» Субару, скорее предназначен для межгалактических полетов, чем для прозаичного движения по земной поверхности. Вжавшись в землю, BRZ, как стремительный хищник, готовится к прыжку – его стальные мышцы напряжены до предела, вот-вот начнется…транспортация в будущее, к новым межзвездным галактикам. Эпатажному появлению BRZ предшествовала «проба пера» 2011 года – тогда Субару представила в Лос-Анджелесе концепт Subaru BRZ-STI, рожденный в плодотворном сотрудничестве с Toyota Motor Corporation. Загадочная аббревиатура из трех букв – BRZ, как оказалось, скрывала три вполне понятных слова: Задний Привод Зенит.

2013 год пролетел для Субару под аккомпанемент «Happy Bithday to you» – мадам FHI «стукнул» шестой десяток. Обращая взоры в припыленный временем 1917 год, мы становимся наблюдателями эпохального запуска космического звездолета «Subaru» на орбиту современного машиностроения. С тех пор, курс, который он прокладывает на просторах авто-вселенной, служит путеводной нитью для иных миров и галактик, конструирующих наземные средства передвижения.

Свой юбилейный год Subaru отметила яркими премьерами звездных концептов. На Нью-Йоркском автошоу Subaru впервые представила гибрид XV Crosstrek, оснащенный полным приводом AWD. На подиум того же автошоу дерзко ворвался полностью перерожденный турбированный WRX, агрессивный дизайн и маневренность которого призваны стать «языком» его будущих поколений. В Женевском автосалоне 2013, был анонсирован еще один концепт от Subaru – кроссовер VIZIV, демонстрирующий направление, в котором будет двигаться Субару в дальнейшем развитии.

13 год 21 века стал знаменательным для купе Subaru BRZ спорт – совместного детища Subaru и Toyota, получившего специальный приз на конкурсе «Автомобиль года Японии «. Отменная управляемость этого заднепрводного, низкопосаженного, оснащенного движком Boxer, чуда технической мысли, по мнению производителей, должна повергнуть в восторг любого, «пришпорившего» спортивную двухдверку Subaru BRZ. Еще одна награда для Subaru в 2013 году – Impreza G4 и XV завоевали приз за лучший отечественный промышленный дизайн.