В конце 80-х годов, компания Swatch Group (SG), широко известная благодаря своей «раскрученной» по всему миру марке часов Swatch, начала разрабатывать концепцию дизайна нового автомобиля – миниатюрного и стильного, удобного для передвижения по перегруженным трассам мегаполиса – Swatchmobile. Генератор идеи мини-купе Swatch – босс SG Николас Хайек, полагал, что авто-производители проигнорировали сегмент потенциальных потребителей, которые хотели бы иметь авто класса супер-мини – экономичный электромобиль для двоих. Итак, Hayek Engineering AG – частная фирма Хайека, приступила к проектированию «малыша», применив проверенные инструменты персонификации и производственные стратегии, оправдавшие себя при популяризации часов Swatch.


В то время, как работа над дизайном Swatch-мобиля успешно продвигалась, Хайек решил заручиться поддержкой одного из авто-гигантов для субсидирования и создания дилерской сети. Он обратился к нескольким производителям и в 1991 году был подписан контракт с компанией Volkswagen о совместном развитии проекта по созданию гибрида городского мини-купе. Однако, Фольксваген и сам претендовал на роль лидера в сегменте супер-мини, начав разработку Volkswagen Lupo, который, по предварительным оценкам, должен был потреблять 3 литра топлива в городском цикле. Свой концепт руководство Volkswagen считало более удачным, чем Swatchmobile, – Лупо был рассчитан на четверых и обладал большей снаряженной массой. По этой причине, в 1993 году, Фердинанд Пеш – новый генеральный директор Volkswagen, предпринял все возможные попытки для прекращения сотрудничества с Swatch Group.

Электромобиль Smart

Но Хайек не сидел сложа руки, он предусмотрительно начал подыскивать других, более дружественных и могущественных союзников для «малыша» Swatchmobile. Отвергнутый General Motors, BMW, Fiat и Renault, Хайек наконец-то достиг неофициального согласия Daimler-Benz AG о сотрудничестве. В марте 1994 года, в штаб-квартире Mercedes-Benz в Штутгарте, состоялась пресс-конференция, в ходе которой было объявлено о подписании соглашения между Daimler-Benz AG и Swatch Group, а также представлены два концепт-кара Smart City-Coupe, разработанные дизайн-студией Mercedes-Benz, – Еco-sprinter и Еco-speedster. По согласию обеих сторон, 49% от 50-миллионного первоначального капитала в швейцарских франках были предоставлены Swatch Group, остальные 51% – Daimler-Benz.

Итак, компании объединили свои усилия в создании микро-компактного автомобиля AG (MCC), продолжив разработку проекта на трех площадках – на предприятии MCC GmbH в Реннингене, SMH Auto SA и Hayek Engineering в Швейцарии. В 1994 году начал свою работу головной офис MCC в швейцарском городе Биль. Управление новоиспеченной компанией было возложено на Кристофа Бобина – финансовое администрирование от Daimler-Benz, Иоганна Томфорда – дизайн и инжиниринг, Ханса Йорга Сшара – оригинальный маркетинговый менеджмент от Swatch. Концепты для будущего Смарта создал Томфорд, который на тот момент возглавлял еще один проект от Daimler-Benz – Mercedes City и разработку прототипа Vision, который в серию пошел как Mercedes-Benz A-Class.

Однако, не успели Daimler-Benz AG и Swatch Group воссоединиться, движимые важной миссией создания супер-мини авто, как тут же начались разногласия, камнем преткновения которых стало имя для их общего «детища». Николас Хайек настаивал на названии, которое бы несло бренд Swatch в «массы» – он предлагал Swatchmobile или Swatch Car, но компания Daimler-Benz отвергла такой вариант, считая, что оптимальным вариантом будет нейтральное название. Окончательное имя, на котором остановились компаньоны для Swatch-мобиля, стал акроним от Swatch Mercedes Art – SMART. Первая буква S символизировала компанию Swatch, вторая M – Mercedes, а слово art осталось в неизменном виде. Урегулировав споры с названием для мини-кар, производители приступили к своим непосредственным обязанностям и в 1994 году запустили завод по производству SMART, в народе получивший ник-нэйм Smartville, в городе Hambach во Франции.

 Smart forstars

Команда дизайнеров и инженеров группы Томфорда разработала модульную систему сборки SMART, предложив поставщикам конструктивных узлов разрабатывать, собирать и даже устанавливать собственные модули на конвейере Смартвиля с привлечением своих же сотрудников. Подобная организация производства позволила МСС снизить накладные производственные расходы и избавляла ее от всяческих финансовых и юридических обязательств относительно комплектующих. Кроме того, MCC предложила поставщикам конструктивных деталей для СМАРТа разделить ее бремя финансирования проекта, разработав коммерческое предложение по дележу финансовых затрат, необходимых на проектирование. Таким образом, SMART представлял «сборную солянку» – подвеска от Krupp, шасси и дверные модули от Magna, интерьер от VDO, дверные карты от Dynamit Nobel, сидения от Faurecia.

Несмотря на то, что MCC разделила свою финансовую ношу с поставщиками, производство СМАРТа потребовало новых вложений. Это побудило Daimler-Benz произвести реструктуризацию капитала, которая вылилась в увеличение ее доли в основном капитале МСС до 81%, Swatch Group пришлось довольствоваться оставшимися 19%. Несмотря на все финансовые затруднения, производственная линия по сборке SMART была торжественно открыта 27 октября 1997 года с церемониальным разрезанием ленточки тогдашним президентом Франции Жаком Шираком и канцлером Германии Гельмутом Коллем.

Выпуск первой серии мини-купе SMART, запланированное на март 1998 года, было отложено из-за динамической нестабильности прототипов, поэтому Daimler-Benz объявила, что запуск SMART в серию состоится в октябре 1998 года. В это же время, Иоганна Томфорда в качестве главного инженера проекта сменил Герхард Фриц. Новый руководитель Смартвилля понизил центр тяжести СМАРТа, расширил колею, сделал подвеску более жесткой, усовершенствовал рулевое управление, а в подкапотное пространство добавил балласт с целью повышения маневренности SMART и ее устойчивости на виражах.

Smart concept

В октябре 1998 года супер-мини купе SMART появился наконец-то в авто-салонах девяти европейских стран. Это был автомобиль, очень отдаленно напоминающий первоначальную концепцию Николаса Хайека – он обладал бензиновым двигателем вместо предполагаемого гибридного, а какая-либо привязка к бренду Swatch отсутствовала напрочь. Но, мнение Хайека уже мало кого интересовало, тем более, что вскорости после продажи первой партии СМАРТов, Daimler-Benz выкупила небольшую оставшуюся долю Swatch Group в капитале компании MCC, стерев последние следы существования Хайека в проекте. Таким образом, MCC стала дочерней компанией Daimler-Benz, которая вскоре после данных событий объединилась с Chrysler Corporation. Офис в Биле был закрыт, его функции были перепоручены дизайн-центру MCC GmbH в Германии, а с января 1999 года, MCC GmbH была переименована в MCC Smart GmbH. В 2000 году последнее напоминание о Swatch – аббревиатура MCC, была вычеркнута из названия компании, упростив его до SMART GmbH.

В те же годы, модельный ряд мини-купе SMART для двоих – Fortwo, был расширен моделью заднеприводного четырехдверного родстера с задним расположением двигателя,который был рассчитан на четверых и назывался Forfour. Амбициозные расчеты SMART GmbH на сверх прибыли не оправдались – новая модель с треском провалилась на рынке продаж, обернувшись в 2003-2006 годах для SMART GmbH ежегодными убытками порядка 4 млрд евро. SMART GmbH предприняла последнюю попытку реанимировать свой проект супер-мини, предложив DaimlerChrysler в 2005 году приобрести 50% доли в производстве ForFour на германском предприятии NedCar, но DaimlerChrysler отказался от покупки и сборочная линия SMART ForFour была свернута.

Запланированный к производству внедорожник SMART Formore так и не пошел в серию, а завод по сборке родстеров в Бразилии был забит до отказа нереализованными экземплярами. В 2006 году продажи СМАРТа практически сошли на ноль во всем мире и компания SMART GmbH, понесшая тяжелые финансовые потери, была ликвидирована и полностью поглощена DaimlerChrysler. SMART теперь производится в ограниченном количестве подразделением Mercedes-Benz Cars в составе Daimler AG, выпуская SMART Fortwo в качестве своего единственного продукта.