Skoda – именитый бренд с более чем вековой историей. Компании пришлось пройти нелегкий путь, середина которого пришлась на социалистический период. Она выстояла под жерновами распада социалистической системы, смогла перестроиться под новые условия ведения деятельности и не только сохранить марку, но и заново завоевать признание на международном авторынке.

А началась ее история с … обиды продавца книг Вацлава Клемента, жителя чешского городка Млада Болеслав. В 1894 году у него сломался обычный велосипед немецкого производства. Велосипед был основным транспортным средством для доставки книжной продукции покупателям, поэтому Вацлав написал письмо производителю в представительство Дрезденской фирмы, находившееся в чешском городке Усти-над-Лабе, с просьбой выслать сломанную деталь. Его возмущению не было предела, когда в ответном письме ему посоветовали оформить просьбу на немецком языке.

Skoda 422

Уязвленный Вацлав сам решил эту проблему, а потом открыл мастерскую по ремонту велосипедов. Мастерская процветала, в 1895 году, взяв в компаньоны механика Вацлава Лаурина, бывший книготорговец создает фирму Laurin&Klement по выпуску велосипедов Slavia из английских комплектующих. Со временем компаньонов стала манить перспектива создания самодвижущегося транспортного средства. Поводом начала их выпуска послужила поездка Вацлава Клемента во Францию, где он купил мотоцикл братьев Вернер. Мотоцикл был далек от совершенства, дома тезки его перебрали и сделали собственную конструкцию.

В 1898 году под эмблемой Laurin&Klement свет увидел модель мотоцикла. Одна из газет, освещавшая автоновости, отметила преимущества конструкции двухколесной чешской модели, противопоставив ее мотоциклу братьев-французов. Успех на европейском рынке позволил чехам заключить контракт с английской фирмой Heweston на поставку 150 байков. Через три года компаньоны представили трехколесную модель мотоцикла, которая могла развивать скорость до 40 км/ч. Байки получили известность и удостоились нескольких наград на гонках. За десятилетний период на рынок было поставлено и реализовано 4 тыс. мотоциклов. Была подготовлена финансовая основа для взятия следующей вершины, которая уже обозначена – автомобили.

Свою мечту они осуществили в 1905 году: появился автомобиль Voiturette A model с двухцилиндровым двигателем и 7-ю л.с. Он хорошо продавался, став потом коллекционной моделью, и принес международное признание фирме. Объемы следующей Модели В за три года достигли уже 250 единиц. Следом на рынке появилась Модель С с 12-сильным двигателем. Чешские автомобили становились неоднократными победителями гонок в Германии и Австрии. Возросшие объемы потребовали больших финансовых инвестиций – на помещение, оборудование. Их планировалось получить с помощью создания акционерного общества. Оно было создано в 1907 году, что привело к дальнейшему росту производства – годовые объемы исчислялись уже сотнями машин.

Не прекращалась работа над внедрением технических новшеств – автомобили стали оснащаться системой зажигания с использованием высоковольтных свечей. В конце 1907 года предприятие начинает открывать представительства в европейских городах, одно из них стало функционировать в Санкт-Петербурге. В 1910 году популярной компании поступают заказы на выпуск мощных пассажирских автомашин для эксплуатации в сложных горных условиях и городские такси в Европе. Небольшие грузовики и автобусы поставляли на экспорт в Англию, Германию, Россию, Японию и Новую Зеландию. Бизнес процветал, и компаньоны получили возможность приобрести фирму по производству легковых автомобилей и фургонов «РАФ» в городе Либерец.

Skoda Fabia

После войны предприятие освоило выпуск сельскохозяйственной техники – моторные плуги Excelsior совместно с Roudnice company. На стремительное развитие авиации Laurin&Klement ответила поставкой двигателей для самолетов, пользовавшихся повышенным способом. Грандиозные планы были несоизмеримы со скромными возможностями компании. Для их претворения требовалось мощное «плечо» сильного промышленного партнера, которое она нашла в 1925 году в лице машиностроительного концерна Skoda из городка Пльзень, основателем которого в 1869 году был Эмиль Шкода. Ассоциация Шкода стала одним из собственников автозавода Laurin&Klement. Продукция объединенного концерна сходит с конвейера уже под брендом «Skoda». В качестве эмблемы стали использовать изображение крылатой стрелы с тремя перьями.

После слияния производство автомобилей вышло на новый уровень. Приток финансовых вливаний, трудовых ресурсов и мощностей позволил к концу года освоить разработку и выпуск малолитражки L&К-«Шкода 110», в течение 5 лет их было реализовано почти 3000 единиц. Концерн Skoda к концу 20-х годов становится крупнейшим предприятием страны. Престиж марки укрепляется победами в автогонках (Монте-Карло). В то время конструкция автомобилей предполагала расположение мотора в его задней части, что позволяло увеличивать проходимость и уменьшать расходы на детали трансмиссии.

Подразделение Skoda объединенного концерна, занимавшееся выпуском легковых машин, в 1930 году выделилось в независимую компанию Skoda ASAP. Вскоре она презентовала свежие модели Octavia и Felicia. 30-е годы ознаменовались началом освоения новой продукции – танков. После оккупации Чехии немцы использовали мощности фирмы для создания военной техники. Модели легковых автомобилей были сняты с производственной линии, кроме Favorit и Super, которые выпускались для нужд офицеров и полиции. В канун окончания войны автопредприятие концерна в Млада-Болеславе подверглось жесточайшей бомбардировке, после войны его восстановили, производство автомашин на нем было возобновлено.

Чехия стала государством социалистического лагеря, а компания Skoda была национализирована и стала в стране монополистом в производстве пассажирских автомобилей. Увидевший вскоре свет свежий Tudor экспортировался не только в европейские страны, но и за океан. В 1952 году по военному заказу для нужд армии был выпущен внедорожник Babetta, с легкостью преодолевавший бездорожье и полуметровые водные преграды. Новый завод был построен в 1964 году, его мощности позволили довести ежегодное производство до 150 тыс. единиц. В условиях плановой экономики предприятию удавалось сохранять высокие планки выпуска качественной продукции, заложенные в довоенный период. Но в конце 70-х экономика стран социалистического лагеря на фоне новейших технологий, применяемых в западных странах, не выдерживала конкуренции, и это сказывалось, в том числе, и на фирме Шкода.

Skoda Octavia RS

В 1987 году была представлена модель Favorit с передним приводом и поперечным мотором, дизайн кузова был разработан фирмой Bertone. Она для компании была долгожданной перспективной новинкой, ее выпуск способствовал оживлению деятельности и росту объема продаж. Создание и серийное производство этой модели потребовало огромного займа. В 1989 году после бархатной революции политическая обстановка в стране изменилась. Платить долги по старым счетам предстояло автопредприятию. К тому же оно нуждалось в дополнительном оборудовании. Стало очевидно, что в одиночку фирме с этой задачей не справиться.

Теперь уже компании Skoda, как когда-то Laurin&Klement, пришлось искать сильного партнера. Претендентов было двое – известные автоконцерны Renault и Volkswagen. Французы хотели использовать мощности чешского предприятия как сборочную площадку для своих автомобилей в Восточной Европе, а предложение Volkswagen показалось более заманчивым. Немцы гарантировали сохранность бренда и реанимацию автомашин этой марки. Первоначальный пакет акций немцев составил 31%, а через три года его размер был доведен до 70%. В апреле 1991 года было создано совместное предприятие Škoda, automobilová a.s, теперь коллекция Volkswagen Group пополнилась четвертым брендом с ранее уже имевшимися марками VW, SEAT и AUDI.

Объем инвестиций в компанию составил почти 4 млрд. долларов. Практичные немцы сократили численность работников и добились увеличения производительности труда. Felicia в 1994 году стала первым автомобилем совместного предприятия. Она была создана на базе модели Favorit с комплектующими Volkswagen. В течение последующих лет было создано около 2000 дилерских центров за границей, больше половины производимого объема поставлялось на внешний рынок, осваивался рынок России. В 100 летний юбилей в 1995 году в мастерских Laurin&Klement открылся музей Шкоды. Сейчас там выставлено более 100 экспонатов машин, несколько десятков ждут реставрации.

Летопись истории бренда пополняется записями о новых успехах и событиях. Ее представительства открыты во многих странах мира. Компания возрождает старые модели, модернизирует существующие и осваивает выпуск совершенно новых. А много ли понадобилось для толчка, послужившим поводом для создания всемирно известного автомобильного бренда? Всего лишь обида и уязвленное самолюбие книготорговца, которое ему удалось направить не на разрушение, а на созидание…