Seat – известная испанская автомобильная марка, являющаяся лидером современного испанского автопрома. Годом ее образования считается 1950 год. Но история Sociedad Espanola de Automoviles de Turismo (SEAT – Испанское общество автомобилей для туризма) – начинается гораздо раньше, с образования в 1919 году итальянской автокорпорацией Fiat своего подразделения в Испании. Выпускавшиеся автомобили именовались «ФИАТ-Ис-паниас».


К середине 20 века предложение отечественного рынка не успевало удовлетворять возрастающий спрос потребителей – в среднем на 1000 жителей Испании приходилось всего 3 единицы автомобилей. В это непростое время правительству пришлось взять производство авто под свой контроль, став акционером Seat. Ее учредителями стали Испанский национальный институт промышленности (51%), шесть банков Испании (42%) и автоконцерн Fiat (7%), имевшей лицензию на производство автомашин, с общим уставным капиталом 3,5 млн. евро. На средства созданного предприятия начинается строительство автозавода в городе Марторель на площади 200 тыс.кв.м в окрестностях Барселоны в свободной экономической зоне.

Seat Ibiza SC

В 1953 году строящийся завод выпускает своего «первенца» Seat 1400 с фирменным логотипом. Он был собран на основе Фиат 1400, который был представлен итальянцами в 1950 году на Женевском автосалоне. Накануне выпуска первой продукции штат сотрудников завода составлял около 900 человек с производительностью сборки 5 авто в день. Спрос на авто явно опережал объемы выпуска. В 1955 году завод мощностью 200 тыс.авто был построен и смог выйти на уровень 10 тыс. авто в год, что составляло порядка 40 автомашин в день. Воодушевленная успехом компания через год начинает сборку Seat 600 среднего класса, который пришелся по душе и карману значительной части испанцев.

Свой десятилетний юбилей и выпуск 100-тысячного авто компания празднует в 1960 году. В 1963 году Seat 1400 на рынке меняет Seat 1500, основой для которого стал Фиат 1800. Он был ориентирован на класс состоятельных граждан и не сходил с конвейера пять лет. Рост продаж и признание продукции стимулируют предприятие на открытие главного офиса компании в столице и начало поставок за рубеж – в Колумбию было продано 1500 машин. Однодневный выпуск составляет 300 автомашин, а численность работников – 10 тыс. человек.

К 1971 году предприятие становится лидером автоиндустрии Испании. Для разработки собственной модели авто в 1971-1975 гг. в Мартореле строится Технический центр. Сеат приступает к разработке спортивных машин и участвует в автогонках. Для этой цели создается специальное подразделение – Seat sport. В 1996-1999 гг. команда пилотов автоконцерна получала призы разного достоинства в спортивных автогонках, в том числе на чемпионатах мира. Продолжила она эти традиции и в новом тысячелетии. В 1974 году был выпущен двухмиллионный автомобиль фирмы, а продажи достигли рекордного 1 млрд. долларов. Испанская компания входит в десятку ведущих автогигантов Европы.

В 1979 году автоконцерн Fiat вновь становится акционером Сеат с контрольным пакетом акций и организует массовое производство итальянских автомашин. Но в конце десятилетия корпорация начинает ощущать жесткую конкуренцию со стороны американских автопроизводителей, заполонивших испанский авторынок. Руководство компании принимает решение увеличить размер уставного капитала и направить инвестиции на модернизацию и разработку новой конкурентоспособной продукции. Но Фиат отказывается от этой идеи и в 1981 году уступает свой пакет акций правительству Испании, которое с целью сохранения 32 тыс. рабочих мест становится обладателем 90% акций корпорации.

Фирма Сеат получает возможность разрабатывать свои проекты автомобилей, которые не заставили себя долго ждать – Ronda, Marbella и Malaga. Однако корпорация еще нуждалась в сотрудничестве с автогигантом, инвестиции которого помогли бы предприятию выйти на новый уровень развития и вскоре она его получает в лице известного немецкого автогиганта Volkswagen. В результате взаимовыгодного сотрудничества на испанском заводе был освоен выпуск продукции Audi (пакет акций которой принадлежал концерну Volkswagen) и Volkswagen. В 1983 году на конвейер была поставлена следующая машина – Volkswagen Passat, а еще через два года завод покинула спортивная автомашина Ibiza, оснащенная двумя двигателями и ставшая участницей автогонок. Немецкий партнер, ощутив эффективность своих вложений, принимает решение увеличить свое присутствие в испанском автопредприятии до 75%.

Seat Leon ST

В начале 90-х Сеат презентует совместную с немцами разработку – модель Toledo, а Фольксваген доводит свою долю акций в нем до 99,99%. В 1992 году автокорпорация становится спонсором Барселонской Олимпиады, которая используется для проведения широкой рекламной компании и популяризации бренда. Это позволяет в 1993 году открыть новый автозавод мощностью 2000 авто/сутки в Мартореле и выпустить две новинки – Ibiza и Cordoba. На открытии присутствуют король Хуан Карлос I и новоиспеченный президент VW Group господин Фердинанд Пих. Завод функционирует в режиме «Just in Time», то есть «Точно вовремя», машины уже раскуплены до начала сборки. Во время производственного процесса все операции фиксирует электроника, информация обрабатывается на предмет ошибок, работа мотора тестируется на стенде, а потом только водителем.

В это десятилетие компания продолжила успешное шествие, демонстрируя свои свежие модели – Leon, Arosa, Ibiza Kit, новая Cordoba и др. Она становится первым среди западноевропейских автопроизводителей, выпустившим авто с таким низким расходом топлива, который продемонстрировала Arosa с 3 л/100 км. К этому времени зарубежная сервисная сеть автопредприятия составляет 3600 центров. Плодотворная работа Технического центра позволила только в период 1995-1997 гг. увеличить модельный ряд автомашин с 5 до 11 кузовов. Продукция компании стала реализовываться на 62 зарубежных рынках, техноцентром была проделана огромная работа по доведению соответствия машин до уровня требований и стандартов каждого рынка.

В золотой юбилей своего образования автокорпорация выставляет на подиум Женевского автосалона концепт-кар Salsa. В 2003 году она сразила своих конкурентов новой продукцией – Altea, потратив на ее разработку 580 млн.евро. А Парижский Motor Show увидел модели New Toledo в новом кузове и Cupra с мощностью двигателя 160 «лошадей». В этом же году свой двадцатилетний юбилей отпраздновала модель Ibiza, реализация которых за эти годы составила 3,3 млн. экземпляров. 2003 год, кроме того, становится годом возвращения гонщиков предприятия на международные соревнования. В течение этого десятилетия пилоты занимают призовые места и демонстрируют спортивные способности своих машин. Летом 2007 года корпорация Сеат возвращается на российский рынок, ее представляет Iberia Motor Rus.

Последствия экономического кризиса не могли не сказаться на финансово-хозяйственной деятельности производителя. Его появляющиеся модели не приносили дохода, нередко были просто нерентабельными. Концерн лихорадило, его деятельность сопровождалась сокращением работников и постоянными мерами по сокращению расходов. Интересна в эти годы модель Altea Freetrack, в которой можно было обнаружить одновременно признаки кроссовера и компактвэна. Улучшение финансового состояния было зафиксировано в 2011 году в связи с ростом продаж на 3,5 %. Снижение спроса на внутреннем рынке был уравновешен его ростом на внешнем – увеличилась реализация продукции концерна во Франции и Германии.

В настоящее время концерн Сеат продолжает работу над новыми моделями. На Женевской автовыставке 2013 года гости познакомились с новым трехдверным автомобилем Leon SC (SC – спортивное купе). Он оснащается дизельным или бензиновым двигателем мощностью 86-184 л.с., которые позволяют довести скорость до 172-213 км/ч. и экономным расходом горючего (5-6,8 л/100 км). На стадии проекта находятся другие современные модели, основа которых неизменна – яркий и оригинальный дизайн и техническое совершенство в оснащении. Только такой теперь знают во всем мире эту самобытную испанскую марку – Seat.