Когда речь заходит о шведском автопроме, то на ум приходят сразу две компания – Volvo и Saab. Первая в особом представлении не нуждается. Шведы из Volvo вот уже на протяжении длительного времени занимают ведущие позиции на мировом автомобильном рынке, регулярно радуя поклонников марки новыми моделями. А вот их коллеги из Saab в последнее время не радуют…


В прошлом шведская компания добилась огромных успехов, и автомобили марки Saab неизменно ассоциировались с роскошными и великолепно оснащёнными машинами. Однако в 21 веке шведы явно сдали позиции, и последние несколько лет компания находилась на грани банкротства. Впрочем, сейчас ситуация потихоньку налаживается, и возможно уже в следующие несколько лет Saab снова ворвётся на автомобильный рынок. Ну а пока давайте вспомним с чего же начинался путь легендарной шведской марки!

 Одна из ранних моделей Saab

История компании Saab берёт своё начало в неспокойные 30-ые годы прошлого века. В это время в воздухе буквально витал запах войны, поэтому шведская компания Saab, основанная в 1937 году, первоначально занималась производством вовсе не легковых автомобилей, а военных самолётов. Получалось неплохо: во время Второй мировой войны шведские бомбардировщики прославились, как одни из самых быстрых!

Справедливости ради, стоит отметить, что на тот момент компания называлась вовсе не Saab, а Svenska Aeroplan Aktiebolaget, что в переводе на русский означало “шведское акционерное общество по производству самолётов”.

Своё современное название компания получила уже после войны. Когда потребности в военных самолётах не стало, шведы решили попробовать себя в автомобилестроении. Спустя несколько лет название компании было изменено. Впрочем, ничего нового шведы придумывать не стали, а просто использовали аббревиатуру от старого названия. Получилось – SAAB.

Не менее интересна история возникновения легендарной эмблемы автомобильной марки. Так как изначально шведы занимались производством самолётов, то руководство Saab приняло решение, что логотип непременно должен отражать историческое прошлое компании. В результате, на первой эмблеме Saab, появившейся в 1949 году, красовался самолёт.

В следующие несколько лет эмблема неоднократно менялась, однако её общая концепция оставалась неизменной, и только в 80-ых годах руководство компании приняло решение полностью отказаться от самолётной тематики и использовать изображение грифона. Смена логотипа оказалась удачной, и сегодня автомобили Saab неизменно ассоциируются с грифоном!

В послевоенные годы шведские специалисты активно принялись за работу по созданию своего первого легкового автомобиля. Уже в 1947 году был создан прототип модели с рабочим названием №001, который подвергся множеству различных тестов. Несмотря на наличие рабочей модели, шведы не торопились начинать серийное производство автомобиля. Как ни как, а на автомобильном рынке Европы в те годы уже была нешуточная конкуренция, и если Saab рассчитывали отхватить “кусок от пирога”, то у них просто не было права на ошибку!

Первый легковой автомобиль шведской компании получил название Saab 92. Машина отличалась великолепным аэродинамическим дизайном и довольно мощным 25-сильным двигателем. Благодаря этим двум факторам Saab 92 отлично разгонялся и мог развить скорость до 105 км/час!

Были у модели и кое-какие существенные недостатки. К примеру, у автомобиля напрочь отсутствовала крышка багажника, поэтому вещи приходилось грузить через задние сиденья. Тем не менее, шведские автомобилисты по достоинству оценили новинку.

К серийному производству своего первого легкового автомобиля шведы приступили только в середине 1949 года, выпустив за 2 года всего 1246 машин. Столь малый объём производства объясняется слабым техническим оснащением заводов Saab, что шведы компенсировали уже в скором времени.

Saab 93

Впрочем, руководство шведской компании никогда не гналось за количеством. В приоритете Saab всегда было качество, и благодаря такому подходу шведские автомобили быстро заработали репутацию чрезвычайно надежных и безопасных машин!

Завоевать автомобильный рынок Швеции не составило особого труда, поэтому вскоре Saab начал работу над следующей моделью, которая должна была стать “визитной карточкой” компании на европейском рынке. Модель Saab 93 была выпущена уже в 1955 году, однако завоевать Европу шведам удалось далеко не сразу.

В 60-ых годах Saab выпускает несколько спортивных моделей автомобилей, благодаря которым шведской компании удаётся одержать целую серию побед в престижных гонках. В 1968 году на свет появляется модель Saab 99, которая вскоре была признана одним из самых респектабельных и безопасных автомобилей старушки Европы!

Стоит отметить, что Saab, также как и Volvo, всегда делали акцент на безопасности своих автомобилей. К примеру, ремни безопасности появились в автомобилях марки Saab появились ещё в середине 60-ых годов.

Вскоре произошло слияние компаний Saab и Scania-Vabis, в результате чего шведский автопроизводитель вышел на новую, более высокую ступень развития. В 70-ых специалисты Saab активно работают над разработкой инновационных технологий, благодаря чему новое поколение Saab 99 производит настоящий фурор в автомобильном мире. Главной изюминкой новой модели стал двигатель оснащённый турбонаддувом. На этом шведы не остановились, и в модели Saab 900 была задействована другая инновационная технология – система фильтрации поступающего в салон воздуха!

Нельзя не отметить, что дизайн автомобилей Saab в эти годы стал гораздо лучше, что стало возможно благодаря привлечению к разработке новых моделей итальянских специалистов из ателье “Lancia”. Сотрудничество двух компаний продолжалось несколько лет, а результатом совместной работы стал великолепный Saab 9000 Turbo, который был удостоен сразу нескольких международных наград (в том числе и за уникальный дизайн).

Уже в 90-ых Saab договорились о сотрудничестве с General Motors, которое получилось чрезвычайно плодотворным. Первым же совместным проектом стала работа над новым поколением Saab 900. Спустя несколько лет автомобиль признают одним из самых безопасных в мире. В 94 году с конвейера сходит модель Saab 900 Convertible, а уже в 97-ом – модель Saab 9-5, представляющая собой роскошный седан.

Успешное сотрудничество шведской и американской компаний продолжалось вплоть до начала мирового экономического кризиса в 2008 году. Тогда руководство General Motors приняло решение, что Saab может стать обузой и потянуть американцев на дно, в результате чего сотрудничество было прекращено…

Saab 9-X Air Concept

Следующие два года автомобильная марка Saab переживала не лучшие времена. В связи с экономическим кризисом продажи шведской компании упали в несколько раз, и речь была уже об объявлении банкротства, однако внезапно руководству пришло заманчивое предложение от китайской компании NEVS. В результате, владелец автомобильной марки Saab компания Swedish Automobile NV продала все 100% акции всего за 100 миллионов евро!

Со сменой владельца, в Saab началась настоящая перестройка, и производство автомобилей возобновилось лишь недавно. Новое руководство компании планирует сделать ставку на бюджетные автомобили, поэтому в ближайшие несколько лет ждать роскошных седанов от Saab всё-таки не стоит.

Что же ждёт легендарную шведскую компанию в будущем, и сможет ли она вновь конкурировать с титанами современного автопрома? Дать однозначный ответ на этот вопрос практически невозможно. С одной стороны за спиной Saab почти 50-лет успешной работы на автомобильном рынке. Шведская компания выпустила немало великолепных автомобилей, и новым владельцам остаётся лишь задать правильный курс. С другой стороны – задать правильный курс будет далеко не так-то просто, и у многих автомобилистов есть подозрения, что китайцы начнут выпускать под маркой Saab откровенный ширпотреб…

Впрочем, большинство экспертов отрасли уверены, что впереди Saab ждёт вторая молодость, и после небольшого перерыва шведы вновь начнут радовать автомобилистов. Однако на пути к возрождению компании придётся преодолеть немало трудностей. Одной из ключевых проблем нынешнего Saab’а является практически полное отсутствие собственных технологий. Дело в том, что General Motors удалось каким-то образом получить права на большинство наработок шведской компании, поэтому сегодня Saab не имеет возможности использовать ни одну из этих технологий…

Также стоит отметить, что сменой владельца в очередной раз сменился логотип шведской автомобильной марки. Отказ от эмблемы с грифоном вынужденный. Дело в том, что новым владельцам шведской компании удалось приобрести права на использование марки Saab, однако заполучить саму эмблему им не удалось. В январе 2013 года шведы обзавелись новым логотипом, который представляет собой обычный круг с надписью “Saab” прямо по центру.

Достигнет ли новый Saab прежних высот – неизвестно, однако хочется верить, что легендарная компания с триумфом вернётся на мировой автомобильный рынок!