История компании Renault началась рождественским вечером 1898 года. Бесшабашное пари, которое 20-летний Луи Рено заключил с друзьями, завершилось демонстрацией ходовых качеств маленькой машинки, которую он любовно назвал Voiturette. Авто, переделанное из трехколесного велосипеда De Dion Bouton, снабженное коробкой передач собственного производства и поставленное на шасси от Continental, буквально «взлетело» на самую крутую улицу Лепик на Монмартре. Эта авантюра принесла молодому инженеру первые 12 заказов на сборку авто его фирменной конструкции, а саму прыткую «малышку» Вуатюретт тут же купил друг его отца.


В раннем возрасте Луи Рено интересовался всем тем, что явил той эпохе технический прогресс, особенно механическими двигателями и электричеством. В учебе Рено был не силен и дальше степени бакалавра не продвинулся, но молодой человек был наделен другими важными качествами, чтобы пробиться в жизни – он обладал недюжинной интуицией и рационализмом. Молодой Луи Рено обустроил свою первую авто-мастерскую в сарае родового поместья в Бийанкуре, неподалеку от Парижа, где он воплощал в жизнь свои смелые инженерные проекты. С тех самых пор, основные производственные площадки Рено находятся именно здесь, в Бийанкуре – в городке, откуда берут начало ветви фамильного дерева Renault.

Renault 1914 года

Два старших брата Луи Рено – Фернан и Марсель, хваткие дельцы, взращенные удачливым текстильщиком – их отцом Альфредом, организовали фирму Renault Brouthers. Они ожидали от Луи новых искрометных идей, сделав ставку на авто и вложив в дело немалый капитал. Очень скоро имя Рено зазвучало на устах всей Франции – практически все междугородние гонки, которые были в те времена так популярны во Франции, выиграл Марсель, пилотируя модернизованную малышку Voiturette. Гонки Париж-Бордо, Париж-Трувиль, Париж-Берлин и, кульминация – ошеломляющая победа в гонке 1902 года Париж-Вена, стали отличным маркетинговым ходом братьев Рено. Их успех подкреплялся огромными финансовыми прибылями, которые позволили расширить площадь завода Рено в Сиене до 7.5 тыс м кв, а идейному вдохновителю семейного бизнеса – Луи, завершить свои работы над новым 4-цилиндровым мотором мощностью 24 лошадиных сил.

Поворотным пунктом в истории Рено стал 1905-й год, когда компания перешла от единичного производства авто к серийной продукции, став самым крупным авто-производителем во Франции. Толчком тому послужили объемные государственные заказы на выпуск автомобилей для городского такси. Париж и Лондон, Нью-Йорк и Буэнос-Айрес – эти города разместили многотысячные заказы на заводах Renault в Сиене и Бийанкуре, занимавших площадь 136 тыс ами рабочих мест. На тот момент, в 1913 году, компания Рено производила 4200 авто в год. Во время Первой мировой войны на заводах Рено выпускались снаряды (8 млн. единиц), авиационные двигатели (14500 единиц), а танки FT17, сконструированные инженерным бюро компании, сыграли решающую роль в победном бою союзников против Германии. Война неожиданно окончилась и Луи Рено вступил в новую эру признанным во всем мире авто-производителем, начав экспансию на авто-рынки других стран.

Послевоенный ветер перемен

Пост-военное время 1919 года было омрачено экономической депрессией – многие страны были опустошены, покупательная способность населения была практически равна «зеро». США не были вовлечены в войну и быстро перестроили свою экономику, сориентировав ее на нужды среднего потребителя. Автомобилестроение Америки, в основном, благодаря компании Форд, отошло от производства дорогих авто, не доступных обычным обывателям, начав выпускать малолитражные недорогие машины. Во Франции же, производители авто продолжали конструировать дорогие «люксовые» авто, которые были не востребованы из-за массового обнищания народа после окончания войны. Золотой век французского автомобиля завершился и Луи Рено это быстро осознал, приступив к разработке бюджетного «народного авто» – Рено 202.

В 20-х годах компания Renault выпустила широкий модельный ряд автомобилей – от небольших «малолитражек» до габаритных авто класса «люкс» с деревянной внутренней обшивкой от компании Ротшильд. В 1928 году Рено изготовила 45 809 автомобилей, линейка модификаций при этом состояла из семи моделей: 6CV, 18/22CV, 10CV, 15CV, 40CV, Monasix, Vivasix. В том же году Renault представила обновленную версию для своих роскошных автомобилей под названием Stella. Экстерьер Vivastella S ‘и Grand Renault выгодно отличался наличием знака в виде стилизованного алмаза, закрепленного на капоте. Это оказалось выигрышным маркетинговым жестом компании Рено в 1930 году, когда в маркировках всех автомобилей Рено появилась приставка Stella, в отличие от предыдущего идентификатора Альфа, который свидетельствовал о том, что авто Renault сконструированы с преимущественным использованием алюминия. На тот момент вся внутренняя начинка и внешние элементы кузова Рено были выполнены из этого прочного и легкого металла.

Renault Megane R.S.

Возрождение мировой экономики в 1921 году способствовало восстановлению прежних позиций фирмы Рено, которая постепенно становилась компанией «широкого профиля», влиятельной и независимой. Подобно Форду, успех которого как промышленника, был заложен при покупке железной дороги, Луи Рено начал скупать сталелитейные и металлургические заводы, разрабатывать добычу ископаемых, производить резинотехнические, смазочные и прочие расходные материалы, необходимые в производстве авто. Он делал все для того, чтобы стать совершенно независимым от смежных отраслей промышленности и снизить себестоимость своих автомобилей. Данная система организации бизнеса известная, как «вертикальная концентрация», позволила компании Renault громко заявить о себе на пост-военном авто-рынке Франции. Однако, на фоне широкого успеха, Луи Рено столкнулся с проблемой серийного производства, к которому, как оказалось, был не готов его головной завод в Бийанкуре. Ситуация усугублялась тем, что на противоположном берегу Сены «подрастал» мощный конкурент в лице Андре Ситроена, который уже запустил современные сборочные линии и начал массовое производство недорогих авто. Проделав несколько хитрых юридических маневров, Рено скупил все частные земли на острове Сеген, неподалеку от Бийанкура, где в 1922 году была запущена высокопроизводительная линия по сборке Renault.

Однако, противостояние двух гигантов французского авто-прома – Citroen и Renault на этом не завершилось. Ведущие авто-производители Франции шли, как говорится, «ноздря в ноздрю», постоянно перенимая друг у друга все новшества и маркетинговые стратегии. Компания Citroen первая ввела у себя на предприятиях американские методы производства авто, приступив к выпуску недорогих моделей с маломощным двигателем. Рено не отставала, запустив высокопроизводительные линии в Бийанкуре. Ситроен стал первым производителем автомобилей, широко использующим рекламу и продажи в кредит, не забывая при этом внимательно следить за Renault. Когда Рено начала выпускать такси и автобусы, Citroen сделала то же самое. Ожесточенное соперничество побуждало обе компании развиваться повышенными темпами, бить рекорды на суше, на воде и в воздухе.

Эпоха рекордов

1922 год – всемирный водный рекорд скорости для судов на воздушной подушке – 140 км/час установил Фарман, оснащенный двигателем Renault 300CV.
1922 год – 10CV прошла отрезок Париж-Варшава на пять часов, победив 43-часовой гонке нон-стоп «Норд Экспресс».
1923 год – мировой рекорд высоты в 5381 метров с полезной нагрузкой 500 кг побил аэроплан Renault-Брегге.
1925 год – нон-стоп рекорд дальности 3166 км за 24 с половиной часа установил Renault-Брегге.
1925 год – экспедиция 23 000 км по всей Африке на трехосных грузовиках Renault Delingette.
1925 год – новый рекорд в экономии топлива – Renault 6CV расходует 3.6 литра/100 км.
1925 год – наземный рекорд скорости установила Renault 40CV, которая преодолела 3385 км за 24 часа в горах Монтерей.
1925 год – Renault 40CV выиграла ралли в Монте-Карло.

Во время Второй мировой войны все стратегические предприятия Франции подвергались массированной бомбардировке союзников, которые предполагали, что на них производится вооружение для нацистской Германии. Заводы Рено в Бийанкуре не избежали этой тяжкой участи и были разрушены почти под основание. В это время, в 1940 году, Франция была оккупирована немцами и предприятия Renault, контролируемые Третьим Рейхом, были вынуждены выпускать танки и грузовики для германской армии. В 1944 году Париж был освобожден от фашистских оккупантов и у Луи Рено, кроме необходимости восстановления своего производства, возникли новые проблемы – его обвинили в содействии немцам и арестовали. Заключенный в тюрьму Френ, Луи Рено скончался в ее стенах при невыясненных обстоятельствах. Компания Renault была экспроприирована государством по указу генерала Шарля де Голля и стала национальной собственностью Франции. Для руководства компанией правительство назначило Пьера Лефоше – выдающегося инженера, который оставался у руля Рено на протяжении десяти лет.

Renault Logan

Пост-военное возрождение

В послевоенные годы правительство Франции пыталось насадить Лефоше свою политику, требуя направить основные мощности предприятий Рено на выпуск грузовиков. Но, Лефоше считал иначе – он сконцентрировал работу заводов Renault на производстве недорогих «легковушек». На Парижском авто-шоу 1946 года Рено представила свой вариант маленького авто «для каждого» – Renault 4CV с объемом двигателя 760 кубиков. Популярность этой модели превысила все ожидания, а ее продажи во Франции и в других странах стали основным источником доходов компании Рено в те годы. Компактный автомобильчик 4CV выпускался Renault до 1961 года и стал символом пост-военного возрождения Франции. В 1951 году Рено запустила в продажу своего флагмана – 2-литрового 4-цилиндрового Renault Fregate, а в 1956 году – Renault Daupfin, преемника Renault 4CV.

С возвратом к мирной жизни, компания Рено, окрыленная общемировым успехом Renault 4CV, вернулась в мотоспорт, который, как и в прежние времена, стал важной составляющей в деле продвижения авто Рено на рынок сбыта. В 1948 году в гонке на юге Франции – Mont Ventoux пять из пяти Рено 4CV заняли первые места. История повторилась в гонке Монте-Карло, а в 1951 году специально оснащенная для изнуряющей 24-часовой гонки Le Mans, Renault 4CV стала победителем в своем классе. В этом же году Пьер Лефоше организовал Отдел по Соревнованиям, который позже трансформировался в департамент Renault Sport. Параллельно с производством 4CV, дизайн-бюро Рено, персонально курируемое Лефоше, создавало прототип Рено Дофин. Но Лефоше не суждено было наблюдать триумф своего «детища» – он погиб в автокатастрофе в 1955 году. Ему на смену пришел Пьер Дрейфус, который сделал Рено самой крупной компанией в авто-индустрии Франции и мощно продвинул продажи Рено на авто-рынки многих стран, особенно в Северной Америке и США.

В 1945 году компания Рено в содружестве с фирмой Turbomeca – производителем авиационных двигателей, создала стримлайнер Renault Etoile Filantre, который весил около тонны и был оснащен газовой турбиной Turmo мощностью 270 лошадиных сил. Продуманная аэродинамика бездверного монокока от Renault позволила пилоту Жану Эберу разогнать Сверхскоростную Звезду до 307.4 км/в час и побить мировой рекорд соленого озера Бонневиль в 1956 году. Успех команды Рено в гонке Бонневиля взвинтил продажи Renault Daupfin в Америке до отказа. В 90-х годах легендарную Звезду полностью разобрали, отремонтировали и поставили на современные шасси, однако, она преподнесла неожиданный сюрприз на презентации – потеряла управление и загорелась, повергнув ликующую толпу в бегство. С тех пор стримлайнер Etoile Filantre, которому покорилась коварная трасса Соль, занимает почетное место в экспозиции исторических авто Рено.

Триумф Renault Dauphine в Америке 50-х годов сменился полным крахом в 1960 году – продажи в размере 102 тыс. в 1959 году сократились к 1966-му до 12 тыс. Склонность Дофинов к коррозии кузова, которую Рено несколько проигнорировал, привела к тому, что владельцы просто напросто бросали их в портах и на обочинах дорог. Два транспортных судна, груженых Дофинами и направляющихся в США, повернули обратно во Францию с середины пути – доки портовых городов Америки были завалены нереализованными экземплярами.

Счастливое время Renault Dauphine осталось в прошлом, наступил момент, требующий от Рено кардинальных решений. 7 июля 1961 года последний Renault 4CV сошел с производственной линии, а в сентябре того же года был представлена универсальная 5-дверная переднеприводная модель 4 Renault. В следующем году состоялся дебют еще одной новой модификации от Рено – 8 Renault, ставшей первой в мире моделью авто, оснащенной четырьмя дисковыми тормозами.

Renault Captur Concept Car

Хотя спрос на Renault Dauphine упал, Рено продолжала выпускать его до 1966 года. Общие продажи Дофина в мире за 10 лет с момента начала производства составили почти 2 млн. единиц, что превысило продажи столь популярного авто на тот момент – Volkswagen Beetle (Жук). Перестав пользоваться интересом у автолюбителей, Дофин нашел себя в мото-спорте. В содружестве с инженерным бюро из Италии – Gordini, Рено была разработана спортивная версия Дофина с мощностью в 36 л.с., временем разгона с нуля – 30 сек. и максимальной скоростью 130 км/час. В такой комплектации Дофин становился трижды победителем Корсика-ралли, в 1958 году выиграл гонку Монте-Карло и знаменитую Mille Miglia – тысячу миль по Италии. Следуя по стопам Renault 4CV и Dauphine, модификация Renault 8 Gordini выиграла свою первую гонку по Корсике в 1964 году. В 1969 году «гений механической мысли» – фирма Амадея Гордини стала частью компании Renault. В 70-х годах – Renault Alpine A110 Berlinette, разработанная на базе Рено 8 в связке с компанией Альпина и Жаном Ределе, стала первой в 24-часовой гонке Le Mans и в общемировом чемпионате, проходящем в Монте-Карло, «обскакав» Порш, Форд и Lancia. Так компания Рено медленно и уверенно продвигалась к своему будущему участию и победам в гонках Формулы 1.

В 1973 году разразился общемировой нефтяной кризис и экономичная малолитражка Renault 5 стала «джек-потом», составив 60% от общих продаж компании. В те же годы была запущена в производство целая линейка Рено:

Renault 10, последняя из моделей Рено с задним размещением двигателя.
Renault 16, 1965-1980 годы выпуска, большой семейный хэтчбек, ставший «Машиной года» в 1966 году во Франции, почти 2 млн. продаж за 15 лет.
Renault 6, 1966-1968 годы выпуска, маленькая семейная версия Renault 16.
Renault 12, 1969-1980 годы выпуска, получившая отметку «отлично» от прессы за экономичность и дизайн, общие продажи 2.5 млн. экземпляров.
Renault 20, 1975-1984, авто класса «люкс», сменившая Renault 16, «Машина года-1978″.

Эра альянсов

80-е годы в судьбе компании Рено интересны плодотворным сотрудничеством с американским производителем American Motors Corporation (AMC). В истории автомобилестроения это был уже второй опыт подобного рода после того, как Volkswagen – европейский авто-производитель, впервые разместил свое основное производство в Америке. В 1979 году в мире разразился второй энергетический кризис, связанный с войной в Ираке, и вновь маленькая «компакт-кар» стала самой востребованной. На заводе AMC в штате Висконсин Renault начала выпуск компактных экономичных авто для американского внутреннего рынка. В 1983 году увидела свет модель переднеприводного седана Renault Alliance, переработанная из Renault 9 для США, в 1984 – хэтчбек Renault Encore (Renault 11). Дизайнер модели Альянс – француз Роберт Опрон по многу раз в год летал в Америку для согласования нюансов экстерьера авто с Ричардом Тиггом – вице-президентом AMC по дизайну. В результате совместных усилий получилась достаточно удачная модель с французской «внешностью» и американской «начинкой» – 70% конструктивных узлов Renault Alliance было изготовлено в США. Модель Рено Альянс дважды становилась авто года по версии американских журналов «Ten Best cars»и «Car and Driver’s» в 1983 году. Рено 9 также удостоилась аналогичной награды – стала лучшим авто 1982 года в Европе. После 16 лет производства Renault 9 сменила модель Renault 19, а затем Renault Megane.

Renault Koleos

Национализированная правительством Франции после Второй мировой войны, Renault оставалась частью государственного сектора до середины 90-х, что не всегда шло ей на пользу. В 1996 году Рено обрела долгожданную свободу – ее статус, как компании, принадлежащей Франции, был изменен после приватизации, которая открыла перед Renault новые горизонты для развития и делового сотрудничества. Войдя во вкус создания альянсов, начиная с воссоединения с AMC, компания Рено стала практически «вездесущей»:

1987 год – объединение с компанией Chrysler после продажи ей прав на AMC.
1999 год – альянс с компанией Nissan (36.8% капитала), покупка 99% румынской компании Dacia.
2000 год – Рено приобрела 70% Samsung Motors в результате 560-миллионной сделки, увеличив затем свою долю до 80%.
2001 год – продажа своего подразделения индустриальных авто и автобусов компании Volvo (Рено оставила за собой 20% капитала).
2004 год – продажа 51% капитала своего подразделения сельскохозяйственного авто компании CLAAS.
2008 год – Рено выкупила 20% акций AvtoVAZ.
2010 год – альянс с дочерней компанией Daimler AG – Mercedes-Benz, которая будет поставлять 2-литровые бензиновые двигатели для Renault-Nissan, а Рено-Ниссан – свои моторы турбодизель объемом 1.6 литров для моделей Мерседес.

Новые горизонты

Самая последняя модель от Рено – мини-кроссовер Renault Captur, дебютировавший на Женевском мото-шоу в 2013 году и в апреле того же года запущенный в производство. Концепт Каптюр, предшествовавший показу серийной модели, был анонсирован в 2011 году в Женеве и является одним шести концептов Рено, демонстрирующих перспективы развития компании Renault на ближайшее десятилетие. Так же, как и дизайн другого концепта из перспективного ряда Рено – Renault DeZir, стиль Captur создан Джулио Лозано под руководством шеф-дизайнера Рено – Лоуренса Ван ден Акера. Карбоновый кузов, турбированный «движок» небольшого литража 1.6 л, мощностью 158 лошадок, позволяющий выжать 200 км/час, 22-дюймовые колеса – таковы «прелести» этого кроссовера, создавшего определенную сумятицу в своем классе, в который он ворвался в сопровождении «дамы» – женского кроссовера Nissan Juke, с которым его объединяет общая платформа.

Еще одна выдающаяся, без преувеличений, модель авто от Рено – Renault Clio – автомобиль супер-мини, первоначально запущенный в 1990 году, в настоящее время находящийся в четвертом поколении. Модель Renault Clio пережила как периоды опалы и критики, так и моменты взлета и коммерческого успеха, становясь неоднократно одним из самых продаваемых автомобилей в Европе с момента его запуска в серию. Достаточно часто именно Клио приписывают восстановление репутации Renault и рост продаж после тяжелого времени второй половины 1980-х годов, когда фирму преследовал ряд неудач. Рено Клио является одним из автомобилей в паре с Volkswagen Golf, который был признан Европейским Автомобилем Года в два раза – в 1991 и в 2006 годах. Последнее, четвертое поколение Clio IV в кузове хэтчбек на расширенной колесной базе дебютировало на Парижском автосалоне в 2012 году и внесло определенное разнообразие в давно сложившуюся группу компакт-каров, конкурируя с Маздой А3, БМВ 1 серии и Мерседес А170.

Renault Mеgane – небольшой семейный автомобиль (C-сегмент в Европе), разработанный на платформе Renault 19 и присутствующий в линейке французского авто-производителя Renault с 1995 года. Спортивный агрессивный дизайн, созданный Патриком ле Квементом для Рено Мэган третьего поколения, представленный в 2008 году, стал несколько неожиданным, что нисколько не снизило потребительского спроса на эту модель Рено, а наоборот, пошло на пользу. Самым выдающимся событием в судьбе Мэган стала ее победа в ралли Корсика тур де Франс в 1996 в кузове Maxi Megane и приз «Лучший автомобиль года» в 2003 году в Европе. «Отметилась» Мэган и на Формуле 1 в спортивной модификации F1 Team Edition Renault Megane II в составе команды Williams-Renault. Однако, более знаменательными в истории Рено на Ф1 стали годы 2005 и 2006, когда болид, пилотируемый Фернандо Алонсо, взял призовые места в гонке, а команда завоевала первый приз за конструкцию. И это только начало новых свершений для компании Рено, взявшей курс на восстановление своих былых регалий.