История компании Porsche неразрывно связана с именем гениального немецкого инженера Фердинанда Порше, легендарными «детищами» которого стали Фольксваген Жук – «народный автомобиль», поражающий своими формами и технической задумкой ни одно поколение, и Porsche 356, переродившийся в Porsche 911, названный лучшим спортивным авто двадцатого столетия.


Порше и Лохнер

Великий инженер нашего века – Фердинанд Порше родился в 1875 году в небольшом городке Мафферсдорф в Северной Богемии, тогда принадлежавшем Австро-Венгрии, в современном мире – территория Чехии. С ранних лет Фердинанд проявлял недюжинный интерес к механике, обучаясь в имперской технической школе, а в возрасте 18 лет был по протекции приглашен на работу в Вену, в электрическую компанию Bеla Egger, где проработал пять лет. В то же время он поступил в Венский университет, который посещал по вечерам, после работы.

Porsche 356

Высшее инженерное образование Фердинанд так и не получил, однако, это не помешало ему сконструировать электромотор совместно с Якобом Лохнером, в чью компанию Jakob Lohner & Co молодой Порше пришел в 1898 году. В том же году появился на свет автомобиль Lohner-Porsche, который приводился в движение двумя электродвигателями, установленными прямо в ступицы передних колес, и подпитывался от массивных свинцово-кислотных батарей. В декабре 1900 года электромобиль, оснащенный системой Lohner-Porsche, под кодовым названием Le Toujours Contente был продемонстрирован широкой публике на Всемирной выставке в Париже и произвел сенсацию в мире автомобилестроения.

Хотя новинка пришлась по вкусу фешенебельным зрителям, Lohner-Porsche был не самым лучшим вариантом для пересеченной местности – сгибаясь под тяжестью своих огромных аккумуляторов весом 1.8 тонны, Lohner-Porsche с неохотой форсировал спуски и подъемы, а также страдал из-за ограниченного времени автономной работы. Тем не менее, в общей сложности, 300 экземпляров чудо-мобилей были изготовлены и проданы сильным мира сего с 1900 по 1906 год. В числе клиентов Jakob Lohner & Co был австрийский император Франц Фердинанд, короли Норвегии, Швеции, Румынии.

Перфекционизм Порше не позволил ему остановиться на достигнутом и он продолжает совершенствовать свой электромобиль, представив в 1901 году преемника Lohner-Porsche – облегченный гибрид Mixte, снабженный все теми же электромоторами, но в действие они теперь приводились двигателем внутреннего сгорания от Daimler и небольшой аккумуляторной батареей. Такое нововведение позволило бензиновому гибриду Миксти выжимать 56 км/час и побить многие скоростные рекорды Австрии. Пилотируемый самим Порше, электро-кар Mixte взял первое место в гонке Exelberg Rally 1901 года, обладая мощностью всего лишь в 7 лошадиных сил. Всеобщее признание не заставило себя долго ждать – в 1905 году Порше получил приз Potting Prize, как самый выдающийся авто-инженер Австрии тех лет.

Интересным фактом является то, что в наше время дизайн Порше для Lohner-Porsche не потерял своей актуальности и был тщательно изучен компанией Боинг, а затем НАСА в процессе конструирования лунохода Аполло, для создания которого были позаимствованы многие принципы, заложенные
Фердинандом Порше в своего «первенца».

Порше и Даймлер

В 1906 году гигант немецкого машиностроения Austro-Daimler пригласил Порше занять пост шеф-дизайнера. Самой известной моделью авто, разработанной Порше под крылом Даймлера в 1910 году, стал 85-сильный стримлайнер Modell 27/80 для ралли Prince Henry Tour. Эта гонка проходила под эгидой младшего брата Кайзера Вильгельма Второго – принца Пруссии Альберта Вильгельма Генри. Наверно поэтому, данное произведение технической мысли от Порше в народе называли «Принц Генри», который, будучи только что выпущенным Даймлером и пилотируемым самим Порше, «обскакал» всех других претендентов и взял главный приз одноименной гонки 1910 года. Порше работал на Daimler до 1929 года, создав для концерна славно известные 1923 Benz Tropfenwagen и Mercedes-Benz SSK, модели, доминирующие во всех авто гонках 1920-х годов в своих классах. В общей сложности, из 53 гонок 43 были выиграны авто производства Austro-Daimler с легкой подачи Фердинанда Порше.

Свободное плаванье

Экономическая депрессия, захлестнувшая Европу в 1929 году, заставила многих авто-производителей свернуть производство, что произошло и с компанией Steyr Automobile, куда Порше перешел от Даймлера из-за разногласий с руководством после слияния компании Daimler с Benz. Оставшись без работы, Порше создал в Штутгарте по адресу Кроненштраубе 24 консультативную компанию «Dr. req. h.c. F. Porsche GmbH» – сложная аббревиатура расшифровывалась как доктор технических наук Фердинанд Порше – степень выданная именитому инженеру Венским университетом за практические достижения в области машиностроения. Его компаньонами, оказавшими финансовую поддержку при создании фирмы, стали австрийские адвокаты Антон Пеш и Адольф Розенбергер. Депрессивный экономический климат Германии тех лет не способствовал успешному бизнесу, но Порше не опускал руки – он спроектировал экспериментальный гоночный болид на базе Тропенвагена – 750-килограммовый Teardrop.

Porsche 911 GT2-RS

В 1932 году был создан Германский Союз Автопроизводителей (Auto Union Gmbh), который объединил Audi, Wanderer, Horch и DKW. В 1933 году состоялось Берлинское авто-шоу, на котором Канцлер Германии Адольф Гитлер представил две новые программы в сфере автомобилестроения:
«Народный автомобиль» – программа моторизации нации, первостепенной задачей которой было провозглашено обеспечение каждого совершеннолетнего немца средством передвижения.
«Гоночный автомобиль» – миссия, возложенная на Mercedes-Benz, спонсируемая государством в размере 500 000 рейх-марок ежегодно, предполагающая развитие производства высокоскоростных авто. В связи с этими проектами Гитлер упомянул имя Фердинанда Порше, возлагая на него свои надежды в деле продвижения программ государственной важности.

Фольксваген Жук

В июне 1934 года Порше получил государственный заказ, завизированный самим Гитлером, на создание «народного автомобиля» –Volkswagen. Высоко оценив дизайн авто Порше Type 12, выполненный для компании Zündapp в 1931 году, рейхсканцлер пожелал, чтобы именно Порше приложил руку к данному проекту. Первые два прототипа Volkswagen были готовы уже к следующему году, серийные варианты прорабатывались дольше – до 1939 года. Как потом оказалось, внешность Volkswagen удивительным образом напоминала дизайн Татры от Ганса Ледвинка, что повлекло за собой судебное разбирательство между Порше и компанией Volkswagen через несколько лет после окончания второй мировой войны.

26 мая 1938 года Адольф Гитлер заложил первый камень на месте строительства завода по производству народного авто Volkswagen около города Фалеслебен, известного сейчас как Вулфсдорф – здесь по-прежнему дислоцируется головной завод компании Фольксваген. Массовые продукции автомобиля, который позже станет известен, как Volkswagen Beetle – Жук, начнутся только по завершению Второй Мировой войны, а его дизайн будет считаться одним из самых выдающихся в автомобилестроении.

Военное время

Во время Второй Мировой войны производство, подготовленное к серийному выпуску машины для народа, превратилось в площадку для изготовления орудий по истреблению народов – были выпущены милитари-версии Volkswagen Beetle – два военных облегченных внедорожника Kübelwagen в количестве 52 тыс. единиц и Schwimmwagen – 14 тыс. экземпляров. Порше также разработал несколько вариантов дизайна для тяжелых немецких танков серии Тигр – Tiger I и Tiger II, но, в конечном результате, для выполнения этого сверх важного контракта для нацистской Германии была выбрана другая фирма – Henschel & Son.

Однако, работа, проделанная Порше по разработке шасси для «Тигров» не пропала даром, чертежи были использованы для создания противотанковой машины Слон (Elefant) и сверхтяжелого танка под комическим, как для военной техники, названием Мышь (Panzer VIII Maus ), два прототипа которого были разработаны на заключительной стадии войны, так что до серийного производства Мышь так и не добралась. Производство немецких истребителей для военно-воздушных сил Люфтваффе – Junkers Ju 88, Focke-Wulf Ta 152 и первых крылатых ракет V-1 происходило также не без участия инженерного гения Порше, вклад которого в дело нацистской Германии было высоко оценено Третьим Рейхом, наградившим великого инженера самой престижной Государственной Премией за выдающиеся достижения в науке и искусстве. Впоследствии, и мировое сообщество признало, правда посмертно, Фердинанда Порше, удостоив его звания «Автоконструктор Столетия» в 1999 году, а незадолго до этого, в 1996 году, его имя было запечатлено на Стене Международной Славы Мотоспорта.

Пост-военное время

А пока что, на дворе стоял 1945 год, война была окончена, и Фердинанд Порше перебрался во Францию, прихватив с собой оборудование для производства Фольксваген Жук, чтобы продолжить работу над проектом «народного авто». Однако, здесь его достали цепкие руки союзников и в декабре 1945 французские власти арестовали Фердинанда Порше, его сына Ферри Порше и Антона Пеш, как военных преступников. Порше-сын был вскоре выпущен на свободу, а Порше-отец и Пеш пробыли в Дижонской тюрьме 20 месяцев без права на амнистию и были освобождены только в 1947 году.

Пока отец отбывал свой срок в тюрьме, Ферри Порше пытался держаться «на плаву», заключив контракт с Пьеро Дусио на создание авто для гонки Гранд-При – Type 360 Cisitalia. Хотя Криситалия, оснащенная новаторским полным приводом, так и не выехала на гоночную трассу, полученные по контракту монеты пошли на пользу дела – Ферри их использовал для освобождения отца из тюрьмы. В то же время, Порше-сын начал разрабатывать первый автомобиль, выпускаемый под брендом Порше, – Porsche 356. Производство компании, на тот момент, переехало из Штутгарда в город Гмюнд, раположенный в Австрии, где на старом лесопильном заводе были полностью вручную изготовлены первые 49 экземпляров авто Porsche 356. Пребывание в тюрьме сильно подкосило здоровье Порше-старшего и в 1951 году он скончался от инсульта, а бразды правления набирающей силы фирмы Porsche, перешли к Ферри Порше.

Porsche 911 Carrera GTS

Porsche 356

Опустошенная войной Германия была не самым идеальным местом для развития автомобильного бизнеса, комплектующих для авто было мало и сборка каждой единицы требовала значительных усилий. В свете данных обстоятельств, Ферри Порше заключил контракт с компанией Volkswagen на поставку основных узлов для Porsche 356. Таким образом, 356-я модель Порше полностью оснащалась комплектующими Beetle – двигателем, трансмиссией и подвеской. Однако, постепенно ситуация менялась, по мере того, как Порше расправляла плечи – основные конструктивные узлы Жука начала изготавливать компания Ферри Порше. «Начинка» Porsche 356, претерпевшего три модификации, также полностью состояла из оригинальных узлов Порше к 60-м годам. Заднеприводной двигатель, расположенный в «корме», с воздушным охлаждением от Porsche устанавливался как на Volkswagen Beetle, так и на Porsche 356. Не потерявший актуальности на протяжении многих лет дизайн кузова для обоих авто разработал один и тот же мастер промышленной эстетики – Эрвин Коменда.

Porsche 911

В 1964 году, после множественных успехов в различных гонках, где особенно отличился Porsche 550 Spyder, компания запустила в производство Porsche 911, преемника Porsche 356, – авто, которое до сих пор является флагманом модельного ряда Порше. Двухдверный тоурер с независимой задней подвеской и двигателем, расположенным сзади, обладал революционным дизайном, заложенным первоначально Эрвином Комендой и доведенным до совершенства сыном Ферри Порше – Александром. Данная модель считается самой успешной в гоночных соревнованиях. Гонки Нюрбуринг, Дайтона, Ле Манс неоднократно покорялись Porsche 911, а в 1999 году она была названа лучшей моделью столетия. Это самое «древнее» спортивное купе, которое до сих пор находится в производстве – в 2013 году Порше 911 исполнилось 50 лет, с тех пор было продано 820 тыс. экземпляров этого легендарного авто.