Глядя сегодня, на более чем столетнюю, историю компании Pontiac, даже представить невозможно, что начиналось все с одного, единственного человека, который благодаря своей силе духа, своему таланту и удаче, организовал собственное дело, но так и не успел увидеть, насколько успешен, станет его бизнес. Спустя такой длительный срок, каждый автомобилист знаком с этим автобрендом, хотя на данное время, автопроизводитель Pontiac официально не существует.


Мастерская по выпуску багги

В 1893 году, один талантливый механик и мастер на все руки, по имени Эдвард М. Мэрфи, проживающий в американском городке Окленд, официально зарегистрировал мастерскую, в которой собирался потихоньку собирать легкие багги – крытые коляски, рассчитанные под одну лошадь. Тут же, в своей мастерской, он не только самолично прилаживал рессоры, устанавливал верх и крутил болты с гайками, а и выполнял текущий, а также и гарантийный ремонт своей, а также и чужой, продукции. Дела шли отлично, Эдвард нанял несколько помощников, и юная компания, названная владельцем, Pontiac Buggy Company процветала, принося не только удовлетворение, но и немалую финансовую прибыль, но сердце Мэрфи, все же, рвалось к другому.

Pontiac August 12

На заре нового века, Мэрфи окончательно понял, чего желает его мятежная душа – автомобили стали просто массовым увлечением, все говорили только о них. Некоторые относились к безлошадным «каретам» еще с некоторой опаской, а некоторые только и расписывали достоинства таковых. Эдвард Мэрфи принадлежал к третьему типу людей, ему было интересно самому собрать нечто подобное, разобраться, как еще более усовершенствовать машину, улучшить ее ходовые качества, внешний вид и так далее. Потому к 1907 году, он основал новую компанию, благо дело, к тому времени, уже удалось собрать довольно крупную сумму. Назвал он свой новый проект Oakland Motor Car Co., под этим именем, он и стал собирать, а также ремонтировать машины. В том же году, на мотор-шоу в Чикаго, Мэрфи представил миру свое первое творение, машину с двухцилиндровым, 12-сильным мотором, которая имела общий вес меньше полтонны.

Союз с General Motors. Новое имя – Pontiac Motor Division

В таком виде, фирма Эдварда Мэрфи просуществовала на протяжении двух лет. После чего и произошли знаковые события, как для самого Эдварда, так и для его компании. Давний друг Мэрфи, руководитель General Motors, по имени Уильям Дюрант, долго не мог уговорить его поработать под своим началом. Мэрфи желала быть независимым, однако для реализации идей в полной мере, нужны были серьезные мощности производств и более существенные средства. Тогда Дюрант сделал настоящий ход конем, он просто выкупил часть компании, убив тем самым, несколько зайцев, одним махом. Во-первых, так он мог помочь другу поднять на ноги свое дело, во-вторых, он действительно считал, созданную Мэрфи компанию, перспективной, а в третьих, он, наконец-то, заполучал самого гениального конструктора под свое начало.

Впрочем, радость Дюранта продлилась недолго, и спустя всего лишь год, Эдвард Мэрфи неожиданно для всех, отошел в мир иной, оставив компанию, а также семью, на попечение друга. Уильям Дюрант оказался человеком ответственным, он выкупил оставшиеся акции компании у семьи усопшего (поговаривали, что сделал он это, из собственного кармана), и стал полноправным владельцем Oakland Motor. Но век Oakland Motor был недолог, пришедший в 1918 году, на смену Дюранту, Альфред Слоан, решил полностью реорганизовать работу компании General Motors. Он посчитал, что держать под своим руководством семь подбрендов, нецелесообразно, и решил оставить всего пять, в результате чего, компания покойного Мэрфи, была упразднена.

В 1926 году, она слилась с еще одной маркой, образов новое слово в автомобилестроении – Pontiac Motor Division. В том же году появляется уникальная, по настоящему первая, вышедшая под данным брендом автомашина, названная Pontiac 6-27. Потом выпустили авто семейства Big Six, а также и первые машины с восьмицилиндровыми двигателями. С 33 года прошлого века, автомашины марки Pontiac стали оснащать стандартными «шестицилиндровиками», а также независимой подвеской.

Blue Pontiac Catalina

Кстати, на счет названия новой компании, существует даже легенда, которая все объясняет. Говорят, что некогда, в восемнадцатом веке, на территории совре6менного Детройта, существовало племя Оттава, и вождем его был молодой воин, по имени Понтиак, который боролся с белыми колонизаторами, а потом, признав свое поражение, согласился – кто сильнее, тот и прав. Погиб воин непонятно от чего, то ли его убили свои, то ли подлые колонизаторы, но имя его увековечили, и даже назвали так город, неподалеку от Детройта.

«Серебряная крышка»

В 1935 году, компания Pontiac выпустила первую модель автомобиля, Standard Silver Streak, которая прочно заняло свое место, не только в сердцах автомобилистов, но также и на рынке. Именно с этой модели и началось победоносное шествие Pontiac по планете. Спустя год, вышли модели Pontiac Deluxe, также имеющие независимую подвеску. Именно Silver Streak, что означает «серебряная крышечка», в некоторой мере, определила судьбу и концепцию будущих моделей компании. Было решено, что под этим брендом будут выпускаться мощные, красивые и комфортные спорт-кары, доступные по стоимости, и комфортабельные, как премиум-автомобили. Задача, конечно же, не из легких, и особой дешевизной, представители модельного ряда Pontiac вовсе не блистали, но, тем не менее, имели более демократичные цены, чем Cadillac или Buick.

Накануне начала Второй Мировой, компания как раз освоила выпуск новой модели, под названием Torpedo, которая имела успех. Война заставила руководящий автоконцерн «придержать лошадей». Но, как только в 45 году, все более-менее стабилизировалось, Pontiac сразу же вернулся к выпуску, именно этой, модели. К 50 году прошлого века, разработчики вывели на рынок, и еще одну отличную модель, под названием Catalina, которая в процессе рестайлинга 52 года, получила первую среди машин компании, автоматическую коробку переключения передач Gidromatic.

В начале производства, основная масса автопродукции компании Pontiac, выпускалась в кузове купе, и только к 1953 году, появился первый жесткий хардтоп. Это был настоящий прорыв, этот хардтоп можно было снять, а также установить обратно, без всяческих усилий. В том же году, разработчики компании ввели обязательный гидравлический усилитель рулевого управления. Спустя пять лет, инженеры-конструкторы, начали также экспериментировать с системами механического впрыска топлива, причем вполне успешно.

От шестидесятых, до восьмидесятых

Шестидесятые годы также не прошли для компании Pontiac бесследно, компания успешно выпускала несколько востребованных автомашин, а к 61 году, подготовила и еще одну, очередную новинку, под названием Pontiac Tempest. Интересно, что к средине шестидесятых годов прошлого века, модельный ряд компании состоял из восьми различных семейств автомашин, производившихся серийно, в одно и то же время.

В 1967 году, компания Pontiac выпустила модель GTO, шикарный седан, который перевернул все представление автомобилистов о компании, а также и автомашинах, ее модельного ряда, в целом. Модель GTO, и правда, получилась чрезвычайно впечатляющей. Внешний дизайн именно этого авто, на долгие годы стал настоящей «иконой» стиля, как для самой компании, так и для нескольких поколений американцев. Вытянутые кузовные линии, «рубленный», квадратный, чуть приподнятый, перед, парные фары, расположенные вертикально, и «фирменная» радиаторная решетка, разделанная на два отдельных прямоугольника. Добавляли общего очарования хромированные бампера и круговой молдинг. Сразу за GTO, в серию поступила модель Farebird, тоже имеющая оригинальный экстерьер, однако переплюнуть предыдущее достижение компании, она, конечно же, не смогла.

В начале семидесятых, компания Pontiac, неожиданно для всех, а в некотором плане, и для себя самой, выпускает на суд общественности, новый автомобиль, компактное и элегантное, двухдверное купе Ventura, который был отмечен настоящим «понтиаковским» дизайном. Однако машина была намного меньше всех своих предшественников, имела более округлые очертания, а также одинарные круглые фары головного света. К 73 году прошлого, века компания презентовала очередную новинку, получившую имя Pontiac Grand Am. Эта модель прошла довольно длинный путь, пережив кардинальный рестайлинг в 1998 году, а представляли ее, уже традиционно, на знаменитом мотор-шоу, проходящем ежегодно в городе Детройт. Начиная с 74 года, на все автомобили модельного ряда компании Pontiac уже устанавливали инновационные дисковые тормоза.

В начале восьмидесятых годов прошлого века весь мир в целом, и Соединенные Штаты, в частности, залихорадил энергетический кризис. Эксперты начали активно высказываться об истощающихся, с каждым годом, запасах нефти, и General Motors вполне адекватно отреагировала на складывающуюся ситуацию. Было решено выпустить серию компактных автомашин, с малым потреблением топлива. Результатом экстренной разработки, стала модель нового спортивного купе, которая получила имя Pontiac Fiero.

Спустя два года была представлена также и новая машина премиум-класса, под названием Pontiac Bonneville, сразу же покорившая сердца автомобилистов. Авто имело поперечно расположенный двигатель. Да и сами двигатели компании представляли собой широчайший модельный ряд, от «малолитражных» (1.8, 2.0 литра), до мощных и внушительных, пяти и шестилитровых. К концу десятилетия, производитель предъявил миру также и свой первый минивен, под названием Trans Sport.

Начало нового века и самый уродливый автомобиль

Девяностые годы, уже не имели для компании Pontiac, такого весомого значения, как предыдущие. В конце 92 года прошлого века, была представленная новая наработка, снова спортивное трехдверное купе, под названием Firebird. Также выпускали этот автомобиль, и в варианте кабриолет, с откидным, матерчатым верхом. Спустя три года была разработана модель Sunfire, а в 1996, вышло второе поколение оригинального минивена Trans Sport.

На заре тысячелетия, в 2000 году, на традиционном авто-шоу в американском Детройте, компания Pontiac предъявила новое свое творение – Piranha Concept. Это было удивительное трехдверное купе, которое, путем нехитрых манипуляций, можно было трансформировать в пикап, спортивного типа. В начале века выпускалось множество уже известных автомобилей, модели неплохо продавались, но с каждым годом, все меньше и меньше. Пожалуй, самой интересной разработкой Pontiac стала модель Aztek, которую даже назвали, самой уродливой автомашиной, в линейке внедорожников среднего размера. Машина комплектовалась 3.4-литровым бензиновым «движком», а в полноприводной модификации (была и переднеприводная), еще и трансмиссией Versatrak. Занимательно, что позиционировали «Ацтека», как машину для туризма и отдыха, потому в ней имелся встроенный тент, модифицирующийся в палатку, а также надувной матрас.

«Последней каплей», для компании Pontiac, стал мировой финансовый кризис, который окончательно «отвернул» покупателей от дорогих премиум-машин, с мощными двигателями, которые, соответственно, потребляли много горючего. К 2009 году, руководство концерна General Motors объявило о ликвидации такой торговой марки, как Pontiac. Последней автомашиной, сошедшей с конвейера, стал Pontiac G6, в кузове седан, белого цвета. Чрезвычайно символично, но хочется надеяться, что в будущем, бренд будет, все-таки, возрожден, хотя разговоров об этом, пока нет.