С продукцией французской компании Peugeot россияне познакомились еще в 19 веке. На пике моды были велосипеды, а производство автомобилей еще находилось в зачаточном состоянии. Но история этой всемирно известной фирмы начинается гораздо раньше.


Семья Пежо, встречающаяся в летописях еще с 15 века, жила в Монбельяре (сейчас Вандонкур) и занималось сельскохозяйственным производством. Но определившим ее дальнейший успех и признание становится 1810 год, когда два кузена Пежо, мукомольных дел мастера, превратили одну мельницу в небольшую мастерскую по изготовлению металлоизделий. К 80-м годам мастерская превращается в крупнейшую фирму по металлообработке страны, импортирующей свою продукцию в европейские страны.

Peugeot 402 Darl

В Европе тем временем набирает известность велосипед, и фирма Пежо стала поставлять на рынок велосипедные спицы. Арман, внук создателя бренда, оценивший доходность новой продукции еще находясь на учебе в Англии, организует массовое производство велосипедов, оснащенных цепным приводом. Быстрый рост продаж вывел Peugeot в число основных производителей велосипедов страны, уровня которого в настоящее время пока не удалось достичь ни одному изготовителю.

Изобретение паровой машины и безлошадного экипажа в Англии вдохновила неутомимого Армана на изобретение собственного самоходного транспортного средства. К неудовольствию всей семьи он ищет единомышленников для организации производства автомашин, дальновидно предугадывая большой потенциал и высокую рентабельность продукции. Ему удалось познакомиться с Леоном Серполлетом, известным мастером по паровым двигателям. Плодом их труда становится трехколесный автомобиль «Серполлет-Пежо», предствленный в 1889 году на выставке в Париже. Но в пробеге Париж-Лион «паровик» показал себя не с лучшей стороны, раз и навсегда отбив желание у азартного французского бизнесмена к созданию паровых машин.

Вскоре Арману предоставляется возможность познакомиться с автором бензиновых агрегатов немцем Г. Даймлером. В 1891 году собирается автомашина француза, снабженная двигателем Даймлера мощностью 1 л.с. и объемом 563 куб.см. В том же году предприятие Peugeot меняет свое наименование на «Сыновья Пежо» («Les fils de Peugeou freres») и производит еще 4 авто. В 1892 году для бея из Алжира производится уникальное авто с серебряным кузовом, оснащенным 4-х цилиндровым мотором. Сейчас этот экземпляр является ценным экспонатом музея компании.

Однако назревавший семейный раздор в связи с новым увлечением Армана получил свое дальнейшее развитие. Бизнес был поделен и предприниматель на свою долю учреждает в городе Одинкур предприятие «Societe des automobiles Peugeot» – «АО по производству автомобилей Пежо», в частности грузовиков и авто для отдыха и автопутешествий. Сыновья кузена Армана под старой маркой «сыновей Пежо» специализируются на изготовлении инструментов, мотоциклов и велосипедов.

В 1897 году Арман возводит два автозавода, создает двухцилиндровый мотор и оснащает им все свои автомобили. Он первым оборудовал автомашину капотом, сменил рычаги на руль, использует бесцепную трансмиссию. В 1910 году предприятие стало именоваться «S.A. des Cycle et Automobiles Peugeot». Арман для создания недорогой автомашины приглашает Э. Бугатти, конструктора и дизайнера. Таким автомобилем в 1913 году стал Bebe Peugeot (или «Малышка Пежо»). Автомашина позднее усовершенствовалась и продавалась в течение 10 лет, за первых три года реализовано 3000 единиц. В канун войны фирма «Пежо» производит 50% от общего объема автомашин в стране, а Франция становится мировым лидером автомобилестроения.

В военные годы компания выпускает продукцию для армии – ею становятся бомбы, грузовики, авиадвигатели. Интенсификация производства требует внедрения конвейерной системы сборки, поэтому в Детройт для изучения опыта заокеанских автопроизводителей Арман отправляет группу своих специалистов. Ее внедрение позволило увеличить производительность и добиться высоких объемов выпуска. Но в 1915 году Арман Пежо умирает, вновь объединяются родственные фирмы – «Автомобили Пежо» и «Сыновья Пежо».

Peugeot RCZ

В послевоенный период в Европе ощущался экономический спад, фирма Пежо стала выпускать небольшие доступные по цене автомобили. Одной из таких моделей стала в 1919 году Quadriiette. Кстати, глобальный экономический кризис 1929 года фирма пережила только благодаря производству компактных и доступных автомашин, большие и роскошные автомобили были сняты с конвейера. В 1926 году после реструктуризации вновь образованы два подразделения, они называются «Автомобили Пежо» и «Мотоциклы Пежо».

В конце десятилетия вместе со сменой модельного ряда автомашин внедряется новая система наименования моделей Пежо – первая цифра обозначает класс, потом 0, а затем номер поколения продукции. Первая модель 201, оборудованная передней подвеской, появилась на Парижском автосалоне. Со временем все автоизготовители пользуются этой системой. Вскоре появились на рынке модели 301 и 402. Эти небольшие авто помогли пережить фирме кризис, а первая попытка вернуть в производство авто среднего класса была предпринята в 1935 году выпуском седана Peugeot 402. Модели этого ряда появлялись в 52 модификациях и благодаря качеству, долговечности и дизайну кузова помогали выдерживать конкуренцию со стороны концерна Ситроена, привлекавшего потребителей наличием в конструкции переднего привода.

В 1940 году фашисты захватили заводы Пежо в Сошо, контроль над ними получил Фердинанд Порше, известный немецкий автоконструктор и основатель одноименного автоконцерна. На заводских мощностях для оккупантов собирали около 500 фургонов ежемесячно. После войны Пежо восстановил свои заводы и через год на рынке появились Peugeot 202. В 1948 году на Парижской автовыставке был показан новый Peugeot 203. Дизайном Peugeot 40 в 1955 году занимался итальянец Пинифарино, с которым завязалось долгосрочное сотрудничество. Уже в конце десятилетия объем продаж автомашин бренда превысил 2 млн. экземпляров.

В 1961 году в рамках Женевского автосалона был представлен инжекторный мотор, который становится основой для Peugeot 404, собранного год назад. Эта модель стала обладателем 40 рекордов мира в гонках 1965 года, установленных на кольце Монтлери. В середине 60-х компания начала сотрудничать с фирмой Renault. Вскоре свет увидел новый Peugeot 204 – небольшой автомобиль с передним приводом и крохотным дизельным мотором. А выставленный на обозрение седан Peugeot 504 стал обладателем звания «Лучший автомобиль 1969 года».

В 1970 годы объемы ежегодного выпуска уже составили 500 тыс. автомашин. Фирма сотрудничает с компанией Volvo. В 1974 году фирма покупает 90% акций концерна «Ситроен» у корпорации «Мишлен». Правительство, крайне заинтересованное в сохранении и развитии двух известнейших французских автобрендов, выделяет щедрые инвестиции на учреждение компании PSA Peugeot Citroen. При этом бренды развиваются параллельно и нередко выступают конкурентами. К холдингу в 1979 году присоединяется автокомпания Talbot. Бренд Citroën сохранил свои продажи и развитие, сейчас ежегодная реализация составляет более миллиона единиц.

В 1983 году Пежо начинает сборку получившей огромную популярность модели Peugeot 205, не покидавшей конвейер 15 лет. В 1986 году сборка французских автомобилей началась в Великобритании, а годом раньше в Китае. В 1989 году новый Peugeot 605 удивил всех техническими характеристиками, мобильностью и комфортом, позже он предстал как модифицированный Peugeot 607, получивший еще большую популярность.

Peugeot Onyx

На 90-е годы приходится расцвет компании – она почти полностью обновила свои модели не одним десятком конкурентоспособных автомашин. Марка Peugeot внесла значительный вклад в историю мирового автоспорта. Наиболее известные модели 205 и 206 не без успеха участвовали на чемпионатах мира на авто, оснащенных полным приводом и турбированным двигателем. Четыре победы принесло участие автомобилей на авторалли Париж-Дакар в 1987-1990 гг. В 1994 году компания принимает участие в гонках Формула-1. Почти 33 года автомобили поставлялись на североамериканский рынок, но уровень продаж не оправдывал надежд производителей, а к 1991 году реализация стала нерентабельной. Это послужило поводом для прекращения поставок автомобилей в США и их возобновление компания пока не планирует.

В 2001 году концерн выпускает свой юбилейный 40-миллионный экземпляр. Новая модель Peugeot 307, представленная на Женевском салоне в 2001 году, была названа лучшим автомобилем 2002 года. Он же в 2003 году на основании краш-тестов был признан самым безопасным кабриолетом мира. А в 2005 году мини-автомобиль Peugeot 1007, выпущенный год назад, становится обладателем пяти звезд по показателям безопасности автомашин А-класса. В 2007 году концерн осваивает сегмент авто SUV новым кроссовером Peugeot 4007, заявив свои обоснованные права на ведущие позиции в сегменте «паркетников». В начале нового века скончался председатель правления автоконцерна Пьер Пежо, руководителем компании становится Тьерри Пежо. Организованный около двух веков назад семейный бизнес до сих пор остается таковым и принадлежит семье инженеров и талантливых бизнесменов Пежо.

Сейчас легендарный концерн с богатейшей биографией, в которой не собирается ставить заключительную точку, остается одним из мировых лидеров автомобилестроения. Основной акцент в производстве автокомпания все так же делает на компактные автомобили. Она обладает огромными производственными мощностями на территории многих странах мира и производит львиную долю автопродукции на французском рынке. А разве может быть иначе? Ведь на логотипе компании изображен лев. Рисунок льва на нем присутствует с 1850 года. Последние изменения логотипа коснулись в 2010 году – лев стал трехмерным и изображен на фоне синего цвета. Автоконцерн всегда в поиске новых идей и в движении вперед. Его рекламный слоган так и звучит – «Пежо», Движение и Эмоция».