Основатель всемирно известной автомобильной компании Adam Opel AG был родом из немецкого городка Рюссельсхайм. С детства Адама интересовала техника. Опель несколько лет работал в мастерских за границей и в 1862 году вернулся домой с твердой решимостью организовать производство швейных машин, с которыми он «познакомился» на выставке в Париже. Мастерскую 25-летний будущий предприниматель оборудовал в одном из хозяйственных помещений своего родственника. Реализация его идеи прошла с успехом, уже через 6 лет он стал обладателем двухэтажной мастерской. Первым логотипом фирмы стали две сплетенные между собой буквы АО, в конце века им на смену пришло слово «Opel».


Адам стал отцом большого семейства, его пятеро сыновей подрастали и бредили велосипедами. Опеля-отца транспортные средства не интересовали, но он уступил настойчивости сыновей и организовал их выпуск. Став старше, сыновья переключили свое внимание на самодвижущиеся транспортные средства, которые в то время становились популярными, но консервативный отец не торопился со сменой деятельности. В 1895 году его сразила эпидемия, бизнес поделили между собой вдова и двое старших сыновей.

Opel Kapitaen

Вдова также не одобряла авантюрные прожекты сыновей и была против их реализации, пока финансовые затруднения не коснулись бизнеса, вызванные падением спроса на велосипеды. Получив таким образом от матери своеобразный вынужденный карт-бланш, Фридрих и Вильгельм стали искать способы реализации своего плана, пока не увидели на берлинском заезде юркий экипаж Лутцмана. В начале 1899 года семейство заключило с ним договор о переходе предприятия под контроль Опелей, пост технического директора получил Лутцман.

Весной текущего года был выпущен первый Lutzman Opel с одним цилиндром. Механизм транспортного средства был не доработан, авто не пользовалось спросом, поэтому это производство пришлось свернуть. Но теперь уже амбициозных братьев было не остановить. В 1900 году семейством был заключен контракт с французским автозаводом Darrak. Через два года автомобиль Opel Darrak бойко раскупался на отечественном рынке, на решетке радиатора впервые был поставлен фирменный знак – овал Opel. Шестилетний контракт с французами позволил братьям обрести финансовую независимость и начать разработку проекта своего автомобиля.

Однако братьям предстояло пережить еще одно испытание – пожар в 1911 году на заводе уничтожил все производственные мощности фирмы. Они вынуждены были направить финансовые средства на ремонт цехов, покупку нового оборудования. Опели заодно избавились от неинтересного для них бизнеса – производства швейных машин (от производства велосипедов компания отказалась в 1937 году). Этим удалось увеличить интенсивность производства и к 1913 году фирма Опель становится крупнейшим германским автопроизводителем.

Первая мировая война внесла коррективы в производственную деятельность Опелей – для армейских нужд был начат выпуск грузовиков, но конструкторы не прекращали работу над созданием новых моделей. Однако лихие 20-годы с финансовым кризисом не дали возможности претворить идеи в жизнь, к тому же оставались сомнения в их реальности. Требовалась свежая струя, новая схема организации производства, прогрессивный подход к делу. Стало очевидным, что без изучения опыта, накопленного «монстрами» автомобильной индустрии, эффективного ведения бизнеса не добиться. За этим Вильгельм с группой своих конструкторов отправился в США.

После возвращения десанта домой завод подвергся модернизации – выброшено на помойку старое оборудование, куплены новые станки, установлен конвейер по сборке автомобилей. Было решено не возобновлять производство старых моделей, а начать производство нового, очень похожего на авто Citroen. Французы не замедлили подать судебный иск на компанию и Опелю пришлось хотя бы поступиться внешним дизайном автомобиля «4\12л.с.». За автомобилем закрепилось название Laubforsch (в переводе – лягушонок) из-за ярко-зеленой окраски авто. В 1927 году объем выпуска «зеленых» достиг почти 40 тыс. экземпляров – по 250 единиц в день.

Opel Zafira Tourer

Престиж своих автомобилей азартные братья поднимали и участием в спортивных гонках. Они неустанно трудились и порой опережали время, торопясь сразу внедрять все появляющиеся технические новинки. Идея реактивных самолетов вдохновила Фрица на разработку авто с ракетным двигателем – в 1929 году на легендарном RAK 2 он развил скорость около 240 км/ч, став автором нового мирового рекорда.

Объемы продаж немецкого предприятия не остались без пристального внимания американского концерна General Motors, осуществлявшего планомерную экспансию на европейский рынок. В 1925 году он поглотил английское предприятие по производству автомобилей Vauxhal, приобретя его активы. Братья Опель реально оценивали свои финансовые возможности и справедливо полагали, что под натиском заокеанского гиганта им не устоять и решили не ждать его, а опередить. Уже через три года было заключено соглашение и компания Adam Opel AG становится подразделением концерна General Motors, продав американцам сначала 80% акций, а спустя два года – оставшиеся 20.

General Motors не стал только менять уже набравший популярность бренд. Вильгельм Опель тоже не покинул своего президентского кресла, но исполнительным директором стал И.Ройтер, ранее работавший гендиректором отделения «Олдмобил» Новым собственником была пересмотрена конструкция автомобилей – изменена форма и дизайн кузова, в «начинке» использована независимая передняя подвеска и другие новшества. Уже через год годовые объемы выпуска машин Опель достигли 100 тыс. экземпляров. Это было обеспечено руководством и благодаря основанию страховой компании и учреждению банка для организации продаж автомобилей в кредит.

В 1936 году новая серийная машина марки Opel Olympia с цельноструктурным несущим кузовом стала выставочным экспонатом Берлинского автосалона и стала эталоном в проектировании машин класса малолитражек. В 1936 году – очередная разработка фирмы Opel Kadett, которая пользовалась большой популярностью, до начала второй мировой войны их выпуск достиг 107 тыс. экземпляров. Следующие два года ознаменовались разработкой еще двух моделей – Opel Super и Opel Kapitan, а моделью высшего класса стала Opel Admiral.

Однако деятельность филиала во время нацистского режима не способствовала рентабельности General Motors. Фашисты загрузили заводские мощности своими заказами – стали выпускаться грузовик Blitz, запчасти для самолетов и другие комплектующие. Авиация союзников СССР летом 1944 года почти полностью разрушила завод в Рюссельсхайме, лишив нацистов одного из мест дислокации производства военной техники. Один из заводов фирмы Опель находился в зоне, находящейся под контролем советских войск. Все чертежи, оборудование, инструменты автомобиля Kadett были вывезены. Их фирма больше не видела.

Opel Astra Eco Flex

После окончания военных действий экономика Германии постепенно восстанавливалась. После реконструкции завод в Рюссельсхайме продолжил производство грузовиков Opel Blitz, а затем наладил серийный выпуск Olympia. Огромную популярность во Франкфурте на подиуме автосалона получил Opel Olympia Rekord. Послевоенный период функционирования компании Adam Opel AG принес им заслуженный успех. В течение последующих десятилетий были разработаны новые модели – Corsa, Astra, Tigra,Vectra, Omega, Calibra и другие. Большой резонанс вызвали внедорожники Monterey и Frontera, а также минивэн Cintra.

На германских заводах и в Бельгии работает около 60 тыс. человек, а фирма Adam Opel AG – крупнейшее зарубежное подразделение General Motors. С выбором корпоративных цветов (желтого и белого) компания определилась еще в 1937 году. Белый цвет в корпоративной схеме стал базовым. Их гибрид применялся для выделения дилеров и сервисных центров. Затем этими цветами для дилеров стали желтый и черный. Фирменный знак менялся, пока им не стала всем известная «Молния», размещенная на черном диске из акрила. Неоднократно автомобили бренда становились обладателями званий «Лучший автомобиль года» и получали другие различные престижные титулы и призы.

В России реализация автомобилей марки Опель началась в 1991 году. Концерн «Дженерал Моторз» в 2009 году хотел продать филиал Опель канадской фирме Magna и Сбербанку России, но сделка не совершилась и бренд до сих пор является собственностью американского концерна. В России производство автомобилей Опель сосредоточено на заводе General Motors в Шушарах под Санкт-Петербургом и на автозаводе «Автотор» в Калининграде.

Сейчас компания Adam Opel AG, полтора века тому назад начинавшая деятельность с производства швейных машин, стала одним из самых известных и почитаемых имен в мировой автоиндустрии. Мог ли основатель предполагать, каких высот достигнет бренд с его именем благодаря прозорливости и определенной доли авантюризма, проявленными в свое время сыновьями…