Сегодня компания Nissan Motor считается одним из крупнейших в мире автопроизводителей, занимая третье место в рейтинге среди японских компаний (первое и второе места “оккупировали” Toyota и Honda) и восьмое – в мировом.

Заводы компании находятся не только в Японии, но и во многих других странах мира (например, в Австралии, США, Германии и даже у нас в России). Основной деятельностью Nissan является производство легковых автомобилей, грузовиков и автобусов, однако помимо этого у японской компании есть несколько заводов, специализирующихся на выпуске спортивных лодок и спутников связи. Как видите, сфера деятельности Nissan довольно широкая!


Однако начинать японцам приходилось с малого, годами наращивая производство. На пути к “вершине Олимпа”, Nissan Motor пришлось преодолеть немало сложностей, и ниже мы расскажем вам о ключевых событиях в истории становления компании… Официальной датой основания Nissan Motor считается 1 июня 1934 года, однако история японского автомобилестроителя берёт своё начало гораздо раньше. В 1911 году японский предприниматель Масухиро Хасимото открывает в Токио небольшое предприятие Kwaishinsha Co. Вскоре на заводе был собран первый автомобиль, получивший название Dat Car. Миниатюрное транспортное средство не отличалось красотой и больше всего напоминало жестяную коробку на колёсах. Несмотря на небольшие размеры, автомобиль не отличался манёвренностью, а его максимальная скорость была ограничена 32 км/час.

Datsun

В середине 20-ых годов Kwaishinsha Co сливается с компанией Jitsuo Jidosha Seizo Co, которая на тот момент была широко известна благодаря работе над трёхколёсным автомобилем. Компания, образованная в результате слияния, получила название Dat Jidosha Seizo Co. Вскоре она стала частью подразделения Tobata Casting, руководители которого приняли решение о создании ещё одной компании. Так, в 1933 году появляется Jidosha Seizo Co. Ltd., которая спустя несколько месяцев будет переименована в Nissan Motor Co. Ltd.

Вскоре Nissan выпускает свои первые легковые автомобили. Наибольшим успехом пользуются модели Nissanocar и Datsun, которые имели приятный глазу дизайн и отличались высокой (по тем временам) экономичностью.

Во время Второй Мировой войны дела у Nissan шли неважно. Спрос на легковые автомобили был чрезвычайно низок, поэтом компания сфокусировалась на военном производстве. Когда война закончилась, заводы Nissan оказались оккупированы, поэтому вернуться к производству легковых автомобилей удалось лишь спустя несколько лет…

На возвращение утраченных позиций ушло немало времени, однако японцы народ настырный, и уже в 50-ых годах Nissan медленно, но верно начал навёрстывать упущенное. Сначала началось производство автомобилей Datsun, а затем компания выпустила одну из своих самых известных моделей – внедорожник Nissan Patrol, которому суждено было стать по-настоящему культовой машиной!

Чуть позже был выпущен Datsun Bluebird. Автомобиль представлял из себя настоящую компиляцию самых последних технологий японской компании. Так, машина могла похвастаться наличием системы передних тормозов с усилителем, что в значительной степени упрощало управление автомобилем.

Помимо выпуска новых моделей руководство японской компании прикладывает все усилия для укрепления позиции как на внутреннем, так и на внешних рынках. Если в Японии 50-ых годов Nissan Motor уже был одним из лидеров автомобильной промышленности, то за пределами страны Восходящего Солнца автомобили Nissan была малоизвестна.

В 1958 году японцы организуют первые поставки своих легковых автомобилей на иностранные рынки, прежде всего делая ставку на рынок США. В этом же году автомобили Datsun 210 одерживают победу на ралли Australian Mobil Gas Trial Rally, что послужило отличной рекламой для Nissan. Вскоре о японских автомобилях знали во всём мире!

Nissan Teana

Успех не вскружил голову японцам, и следующие несколько лет компания посвятила закреплению достигнутого результата. В 1963 году Nissan выпускает модель Skyline, которую иначе как воплощением японского качества и не назовёшь. Автомобиль оказался чрезвычайно надёжным и мог проехать свыше 30 тысяч километров без необходимости смазки элементов шасси!

Не забывали Nissan и о семействе автомобилей Datsun. В 1969 году компания выпускает заднеприводную модель 240Z, которая в последствие была признана одним из самых продаваемых спортивных автомобилей 70-ых годов (всего в течение 10 лет было продано более 500 тысяч машин).

Вскоре начался мировой энергетический кризис, что положительно отразилось на продажах небольших автомобилей. Nissan воспользовались ситуацией и предложили покупателям сразу несколько новых моделей. Особой популярностью пользовался Nissan Sunny, который был признан одним из самых экономичных автомобилей из существующих на тот момент.

Интересно, что несмотря на мировой энергетический кризис в 1974 году Nissan удаётся продать порядка 10 тысяч внедорожников Patrol, что позволяет японской компании значительно упрочить свои позиции на рынке внедорожных автомобилей.

В конце 80-ых в отрасли наблюдается повышение спроса на семейные автомобили. Nissan опять же отреагировали мгновенно, выпустив абсолютно новую модель Terrano. Успех автомобиля был ошеломителен, поэтому вскоре японцы создают ещё несколько подобных автомобилей, а модель Terrano сначала получает второе, а потом и третье поколение.

Стоит отметить, что, несмотря на все вышеперечисленные достижения, к концу 80-ых Nissan таки сдали позиции на мировом рынке. Для того чтобы вернуть себе “корону” японская компания открывает в Голландии компанию Nissan Europe, главной задачей которой является работа на европейском автомобильном рынке. Вскоре ещё одна такая компания открывается и в Северной Америке. Благодаря этому Nissan Motor смогли усилить своё присутствие в обозначенных регионах.

Ещё одним важным шагов к возрождению компании является назначение в 1999 году Карлоса Гона новым генеральным директором (СЕО). Уже с первых же дней на новом посту Гон начинает разработку плана по реорганизации компании. Многие отнеслись к его работе скептически, однако результаты не заставили себя ждать. Уже в первый год под руководством Горна Nissan улучшил свои показатели продаж, повысив конкурентоспособность и привлекательность своей продукции.

В это же время японская компания начинает активную работу по улучшению безопасности своих автомобилей, разрабатывая несколько инновационных систем. Так, в 2004 году в автомобилях Nissan появился новый ремень безопасности, автоматически регулирующий силу натяжения. В случае аварии происходило значительное смягчение удара, а значит шансы выжить в серьёзной аварии у водителя и пассажиров автомобиля увеличивались в разы!

Nissan Almera

Японский автопроизводитель продолжают осваивать новые рынки, в результате чего в 2009 году в Санкт-Петербурге появился первый в России завод Nissan, на котором ведётся производство автомобилей Nissan X-Trail, Murano и Nissan Teana. Производственные мощности завода позволяют выпускать до 50 тысяч машин в год!

Сегодня Nissan известна как компания, уделяющая большое внимание “человеческому фактору”, а именно профессионализму своих работников и их преданности компании. Для этого Nissan Motor ещё в 50-ых годах прошлого века организовали профсоюзное объединение, где была разработана целая система взаимодействия между сотрудниками, построенная на доверии и взаимном уважении. По мнению руководства Nissan, если работник чувствует себя на работе нужным, то он приложит все усилия для процветания компании, на которую он работает!

Завершая наш рассказ о японском производителе, хочется отметить, что Nissan была и остаётся компанией, которая постоянно держит руку на пульсе событий автомобильной индустрии, подмечая все её изменения и своевременно реагируя на них. Во главу угла здесь поставлен рационализм. Японцы никогда не пойдут на риск, если будут считать, что этот риск не оправдан. Именно благодаря подобной стратегии развития компании Nissan Motor и удалось стать одним из лидеров отрасли.