Главная > Автомобильные новости > Настоящее и будущее КАСКО

Настоящее и будущее КАСКО

13.11.2013

Значительное число автомобилистов пользуются таким видом страхования, как КАСКО. В настоящее время страховщики предлагают своим клиентам два вида возмещения ущерба при наступлении «страхового случая» – денежную компенсацию и ремонт пострадавшего транспортного средства. Поскольку рынок страхования перенасыщен, страховщики стараются предложить клиентам наиболее выгодные условия, но вскоре ситуация изменится. С 21 января 2014 года в силу вступит новый закон «Об организации страхового дела в РФ». Согласно данному документу, страховые компании сами будут определять вид компенсации держателям полисов КАСКО. При этом они имеют право, как оставить в договоре оба вида компенсации ущерба (денежную и «натуральную», то есть ремонт), так и только один из них.

После принятия в 2012 году постановления, на основании которого «Закон о защите прав потребителей» стал действовать и в сфере автострахования, не слишком добросовестным страховым компаниям пришлось не сладко. Дело в том, что при нарушении страховщиком обязательств по выплатам компенсации владелец транспортного средства мог отстаивать свои права в судебном порядке. При этом суд взыскивал с компании не только требуемую страхователем сумму, но и штраф, размер которого мог составить до 50% от выплаты.

Не вызывает сомнения, что новый закон неблагоприятным образом отразится на владельцах полисов КАСКО. Для такого вывода есть несколько причин. Во-первых, в отличие от денежной компенсации, которую страховщики обязаны выплатить пострадавшему клиенту в установленные договором сроки, ремонт автомобиля чётко обозначенного времени не имеет. Соответственно страховщики не могут быть оштрафованы даже в случае необоснованного затягивания работ (а таковые могут длиться более полугода). Во-вторых, страхователь не имеет право выбирать автосервис по своему желанию, и вынужден ориентироваться только на тот, который предложен компанией. При этом качество ремонтных работ зачастую оставляет желать лучшего. В-третьих, некоторые владельцы авто (особенно машин премиум-класса) вообще не заинтересованы в ремонте. Но, тем не менее, они будут вынуждены его производить и только после этого выставлять автомобиль на продажу.

Казалось бы, проблема с договором о страховке решается проще простого. Владелец автомобиля может либо вообще его не заключать (благо КАСКО не является обязательным, в отличие от ОСАГО), либо найти страховую компанию, которая предлагает оба вида компенсации ущерба.

Но существуют категория автовладельцев, которым КАСКО избежать невозможно, и именно они находятся в самом невыгодном положении. Это водители, которые берут автомобиль в кредит, и для которых покупка полиса КАСКО является обязательной (причём договор может быть заключён только с определённой компанией с фиксированной суммой). Если взятое в кредит транспортное средство окажется участником ДТП, то водитель, даже при условии, что машина находится в ремонте в течение длительного времени, обязан платить взносы по кредиту.

Согласно данным опроса «Ассоциации по защите прав страхователей» большинство автомобилистов хотят сами выбирать форму возмещения ущерба. При этом многие желали бы получать именно денежную компенсацию. Кроме того, те, кого устраивает ремонт, настаивают на чётком определении его сроков и возможности самостоятельного выбора автосервиса.