На территории бывшего Советского Союза? не было, наверное, более «российского» автозавода, чем пресловутый АЗЛК. Чрезвычайно жаль, что в трудные для него, да и для всей станы времена, не нашлось того, кто бы протянул руку помощи. Однако история предприятия, выпускавшего легендарный Москвич, чрезвычайно интересна. Вполне возможно, что автозавод, на мощностях которого, время от времени, налаживаются линии по выпуску, то одного, то другого автобренда, еще не раз, даст о себе знать.


Кем был Генри Форд для советского автопрома. Начало пути

А началось все довольно давно, когда Советский Союз, еще только слабо пытался встать в полный рост. Поздней весной 1929 года, окончательно был решен вопрос, по подписанию контракта с немецкой автомобилестроительной компанией Ford, которой на то время, руководил сам Генри Форд лично. Договор подписали на выпуск двух моделей автомобилей немецкого производителя, под личным индексом Ford А и Ford АА. На то время, название производства звучало, как «Государственный автосборочный завод КИМ». Сборка машин началась в 30 году прошлого века, но к 33 году, для линий автозавода, кстати выстроенные под руководством Ford, нашлась и другая задача, более важная и экономически выгодная для страны.

Moskvich 401

С этого момента, на производстве выпускалась качественная автопродукция Горьковского автозавода, также две модели ГАЗ А и Газ АА, названные, по аналогии с «фордовскими» машинами. Выпуск ГАЗов продолжался довольно долго, на протяжении более шести лет, а в 1939 году, завод получил новое имя (Московский автомобильный завод имени КИМ), а заодно, новый статус – самостоятельное автомобильное предприятие по выпуску автомашин и другой техники. Приблизительно в то же время, завод и получил свой первый госзаказ. Инженеры-конструкторы засели за чертежи, и вскоре новенький, сверкающий свежей краской КИМ-10 был полностью готов к постановке на конвейер, что и было, с успехом, проделано.

Спустя всего лишь год, накануне Великой Отечественной войны, машина, наконец-то, пошла в производство, как и понятно, в рекордно короткие сроки. В то же самое время, разрабатывались также и еще две версии автомобиля: роскошный, правительственный кабриолет, а также внушительный и большой седан, отлично подходивший для дипломатических миссий. Сам Иосиф Сталин контролировал работу над проектами – стране необходимо было показать западным «соседям», что и у нас могут создавать автомобили, ничуть не хуже, а может, даже и лучше, чем за рубежом. И все удавалось, но неожиданно разразилась война, автоматически переводя все предприятия страны, а тем более автомобилестроительные, в разряд оборонных, а также выпускающих технику для фронта.

Автомобили для народа

Но, как бы ужасна и трагична не был бы война, но ей все равно, раньше и позже, приходит конец, закончилась и Великая Отечественная, унеся жизни многих наших талантливых соотечественников, в том числе и конструкторов-разработчиков. Потери были грандиозные, но нужно было развиваться дальше, и в 1945 году, был издан приказ о переименовании завода в Москве, в МЗМА, что расшифровывалось, как «Московский завод малолитражных автомобилей». С новым именем пришел и новый государственный заказ, на малолитражный автомобиль для народа. Не большой правительственный «автомонстр», к которому люди боялись подойти на улице, а беспризорники сразу прятались в подворотни при виде его, а простую машину, которую смог бы купить каждый трудящийся человек. Назвать новое семейство автомобилей, решили «Москвич», и это было чрезвычайно символично.

На разработку, от предварительного проекта, до выхода нового «Москвича», прошло не более двух лет, и это были, по настоящему, рекордные сроки, ведь советским ученым пришлось буквально «изобретать велосипед». К 1947 году, машина была полностью готова, и Moskvich-400 выехал на отечественные автодороги. Это была небольшая машина, больше напоминающая черепашку, способная развить мощность всего в 23 лошадиных силы. За основу, при разработке автомобиля, была взята знаменитая, еще предвоенная модель Opel Kadett, выпуска 38-го года, потому и наш «Москвич», несколько ее напоминал. Интересно, что сами производственные линии были оснащены, тем самым, трофейным оборудованием, которое было захвачено во время боевых действий. Конструкторы изрядно потрудились над созданием собственного авто, и потому внешний вид более походил на «предшественника», чем внутреннее, техническое наполнение машины.

Moskvich

Но инженеры не сидели на месте, а продолжали работать, и выдавать на-гора, свои, вполне успешные наработки. Спустя год, в 48, с конвейеров сошли первые представители новых модификаций Moskvich, получивших личный индекс 422 (развозной фургончик с деревянным кузовом), а еще через год, представители новой разновидности кабриолета, выстроенного на платформе 400-ой модели, 420А. Производство работало на полную мощность, а автомашины, одна за другой, выезжали на автодороги. К 52 году прошлого века, уже было произведено, а также и реализовано среди населения, более ста тысяч экземпляров, различных модификаций Moskvich.

В 1954 году, машина претерпела коренной рестайлинг и модернизацию, после чего индекс модели сменился на 401. Moskvich 401 оснащался уже более новым двигателем, который развивал мощность до 28 «лошадок». Невесть что, конечно же, но разработчики, не сидели, сложа руки, и через два года, в 56, выпустили новый Moskvich 402-ой модели, который оснастили движком, в 35 «лошадей» мощностью. И снова, ровно через два года, в средине лета, появилась модернизированная новая модель, которую отметили, как Moskvich 407. Двигатель этой версии имел уже алюминиевую головку цилиндров, и с ним не стыдно было выехать и на международные соревнования, что и было проделано. Машина неплохо показала себя на спортивной трассе, однако победу МЗМА не принесла, зато принесла третье место и бронзовую медаль на ралли в Финляндии. А через некоторое время, запустили в производство и модель Moskvich 410, имеющий полный привод, на все колеса.

В том же году, от государства поступил также заказ на разработку нового автобуса, который получил название Moskvich А9. Фактически, изобретательные инженеры МЗМА, просто собрали автобус из частей, принадлежащих 407-ой и 410-ой модели. Этот автобус стал первой, подобной моделью компактного минивена, на территории Советского Союза. В то же время велись испытания и доработка вездехода Moskvich 415. Однако оба проекта, в конечно итоге, просто «заглохли», так как средств, да и свободных «рук», в начале шестидесятых годов прошлого века, на заводе явно не хватало.

Легендарный Москвич 408. Выход 412-ой модели

К 1962 году, производство 407-ой, а также 403-ей модели, уже полностью прекратилось, а на их место пришла совершенно другая автомашина, получившая оригинальный индекс Moskvich 408, уже прекрасно знакомый каждому, даже современному автомобилисту. С этого знакового события, можно и вести отсчет наступления новой эры для автомобилестроительной отрасли страны, и автозавода в Москве, в частности. Эту модель признали самой элегантной из всех, для своего времени, существующих на отечественном авторынке. Именно так и выглядело начало экспортной торговли автомашинами для данного завода. Кто бы мог подумать, что спустя три десятка лет, эти автомобили, по крайней мере, машины, в том же кузове, будут продолжать выпускаться, и даже более того, неплохо продаваться, в виду низкой стоимости и простоты, в плане ремонта.

Но сколько веревочке не виться, а путь, который избрал МЗМА, был вовсе не легче, чем примененные другими производителями. Завод строил одну модель, а потом модернизировал ее, без конца и края, что не оставляло ни времени, а по большому счету, ни желания, разработать новую автомашину, как это делали, например ВАЗ или ГАЗ. К концу шестидесятых годов стало понятно, что хотя мотор, мощностью в 50 «лошадок», который и стоял под капотом 408-ой модели, был довольно хорош, но более чем тридцатилетняя история, уводит его все дальше и дальше, от идеала и необходимых показателей. Интересно, что в 1967 году, автозавод выпустил свой миллионный автомобиль, по случайности, им стала именно 408-ая модификация.

Новая модель, Moskvich 412, была выпущена впервые в 68 году прошлого века, когда закончилась разработка новых вариантов двигателей. Автомобилисты получили возможность приобрести машину, не только в новом кузове, но также и с обновленными, 1.5-литровыми, а также 2.0-литровыми силовыми агрегатами, более мощными, которые могли выдать уже до 87-95 «лошадей», соответственно. А спустя год, автомобильный завод Москвы, снова сменил имя, и из МЗМА, превратился в АЗЛК (Автомобильный завод имени Ленинского комсомола), с таким именем, он и просуществовал более тридцати последующих лет.

В конце шестидесятых, обе основные модели завода (двигатели для 412-ого, выпускали на то время, уже в Уфе), подверглись фейслифтингу, например, круглые фары, сменили на прямоугольные, и даже задние фонари стали не вертикальными, а горизонтальными. К тому времени, автомобили выпускались уже на оборудовании, которые поставляли наши французские товарищи, из компании Renault, при помощи которой производилась модернизация АЗЛК. Открылся тогда и филиал автозавода в городе Ижевск, который, также как и основные мощности, мог выпускать в год, не менее 200 000 экземпляров авто.

Время неумолимо требовало обновлений, с семидесятых годов, компания Fiat заключила выгодный договор и начала постройку автозавода в Тольятти. Содержать два одинаковых производства было нерентабельно, потому было решено, что новые модели Moskvich, которые должны быть разработаны в будущем, станут промежуточным звеном между большой комфортабельной «Волгой», и бюджетными ВАЗами.

Новые разработки и крах ОАО «Москвич»

Казалось бы, все совершенно логично, но строящийся новый Волжский автозавод, лег непосильной ношей на плечи отечественного автопрома, и про выпуск обновленного семейства Москвичей разговоры поутихли. К тому же, как уже говорилось, двигатели для 412-ой модели выпускала Уфа, и там просто не захотел ничего менять, ссылаясь на огромное количество, в массе своей необъективных, причин. Разработка же нового авто, просто не могла быть осуществлена, без оригинальных «движков», например, объемом 1.6 и 1.8 литров. Выход на пенсию главных «вдохновителей» больших Москвичей, художника Бориса Иванова и конструктора Александра Андронова, поставили окончательную, жирную точку на проекте.

В 76 году прошлого века, было решено, что раз комфортные модели в серию не пошли, то можно возобновить разработку вездеходов Moskvich, однако дальше предсерийного проекта, дело также не зашло. В 1975 году официально прекратился выпуск и 412-ой модели, а на ее место пришел новый Москвич, получивший индекс 2138, а также и второй 2140 (среди оборудования, «вазовские» двигатели с объемом 1.5 и 1.6 литров). Но машины были устаревшие изначально, а «палочкой-выручалочкой» стала модель 2141, которая выехала с завода только в 1986 году. Через три года, пошел в серию также пикап Moskvich 2335. В 1994 году появилась модель с «фордовским» силовым агрегатом (объем 1.7 литра), получивший индекс 21411. Был также еще Москвич 214122, который выпускался всего несколько месяцев.

Однако к средине лета того же года, завод официально перевели на статус акционерного общества «Москвич» и работа, как-то неожиданно встала. Страну разрывали «лихие девяностые», инвестировать в производство, заведомо устаревшее, никто не захотел. Дефолт и падение рубля в 98 году прошлого века, поставила на легендарном автозаводе последнюю точку. На данное время, линии завода используются некоторыми производителями, в качестве вспомогательных (например, французы производили тут Renault Logan), но собственных моделей, ОАО «Москвич» не производит.