История компании Mitsubishi тесно переплетена с историей современной Японии. Долгий путь самурая – компании Mitsubishi, начинается в припорошенном пылью времен 1870 году, когда основатель компании Ятаро Ивасаки (Yataro Iwasaki) организовал судоходную компанию Tsukumo Shokai с тремя старенькими пароходами на балансе, существующую под эгидой самурайского клана. Свою деятельность фирма начала с рейсов в Китай и быстро развивалась, претерпев многочисленные реорганизации.


Самурай, который все начал

Родом из из могущественного самурайского клана Тосу, Ятаро Ивасаки родился в префектуре Коти на острове Сикоку. Сын провинциального фермера, Ятаро с детства поставил цель вернуть семье ее прежний самурайский статус, утерянный после того, как дед продал его за долги. Амбициозный молодой человек знал, что единственный способ обрести истинную власть – это получить образование. В 19 лет, Ятаро поступил в официальное учебное заведение клана Тоса – Эдо в Токио. Учителем и наставником Ятаро Ивасаки был реформист Тойо Йошида, который серьезно повлиял на становление мировоззрения молодого самурая. По рекомендации Йошида, Ивасаки назначили секретарем в управлении делами клана Тоса. Завоевав благосклонность высших кругов клана, Ятаро удалось выкупить древний статус своего рода и вернуть семье ее гордое имя.

Mitsubishi ASX

Всего за три месяца работы в торговом офисе Тоса в Нагасаки, Ятаро поднялся на верхнюю позицию управленческой лестницы. Корабли, оружие и боеприпасы для клана Тоса – это было основное направление работы представительства под жестким руководством Ивасаки. Однако, в 1868 году новое правительство Японии запретило кланам самураев вести частный бизнес и самурайский клан Тоса распался. Наступило время свободного плавания Ятаро Ивасаки. В марте 1973 была создана компания Mitsubishi и Ятаро Ивасаки стал ее первым президентом. Символ компании – трехлистник из граненых алмазов являет собой симбиоз герба семьи Ивасаки и геральдики клана Тоса. Начав свою деятельность судовладельца с трех утлых суденышек, Ятаро постепенно приобрел больше кораблей и расширил пассажирские и грузовые перевозки своей компании.

Король умер. Да здравствует король!

Ятаро умер от рака в 1885 году и его младший брат Яносуке занял пост президента Mitsubishi. За счет высокой конкуренции на море и под влиянием политического ветра, в 1884 году Mitsubishi предприняла высадку на берег и приобрела медный рудник Йошиока в Окаяме, а также угольную шахту Сабуро в Нагасаки. В те же годы был взят в аренду у правительства, а затем и приобретен в безраздельное пользование Судостроительный завод в Нагасаки, где впервые в истории Японии был сконструирован стальной пароход. Яносуке перестроил компанию, сконцентрировавшись на добыче полезных ископаемых и судостроительном предприятии. Он расширил позиции компании в банковской и страховой сфере и, таким образом, заложил основу для будущего роста и развития Mitsubishi.

Mitsubishi Pajero

Яблочко от яблоньки

Хисайя, сын Ятаро Ивасаки сын, стал президентом Mitsubishi в 1893 году. Выпускник Пенсильванского университета (США), Хисайя обладал прекрасным образованием, которое позволило ему продолжить реорганизацию Mitsubishi, начатую дядей, вовлекая компанию в перспективные бизнес-операции. Хисайя учредил новые подразделения компании для ведения банковского дела, недвижимости, маркетинга и администрирования, а также продолжал развивать добычу ресурсов и модернизировал судостроительные предприятия. Некоторые частные инвестиции Хисайи Ивасаки до сих пор являются частью фондов компании Mitsubishi. Он купил бумажный комбинат в Кобе, который сегодня фигурирует как дочернее предприятие компании – Mitsubishi Paper Mills. В сотрудничестве со своим двоюродным братом, Хисайя основал Asahi Glass – компанию, впервые изготовившую листовое стекло в Японии. Хисайя первый президент Мицубиши, который настаивал на соблюдении этических принципов в бизнесе компании и в деловых отношениях. Благотворительность была отличительной чертой Хисайи – на средства компании в Токио были построены городские парки Rikugien и Kiyosumi-Teien, библиотека Toyo Bunko.

Император

Койята Ивасаки, сын Яносуке Ивасаки, приняла эстафету президентства от Хисайи в 1916 году в возрасте 38 лет. Как и Хисайя, он учился в США и был выпускником Кембриджского университета. Койята руководил Mitsubishi в течение долгих 30 лет и сыграл решающую роль в формировании и развитии японской промышленности. Под президентством Койяты Mitsubishi стала лидером в таких отраслях, как машиностроение, электротехника, химическая промышленность. Компания, которая позже стала Mitsubishi Heavy Industries, уже не только разрабатывала месторождения ценных металлов и строила суда, она стала с успехом конструировать автомобили, самолеты, танки и автобусы. Дочернее предприятие Mitsubishi Electric стало флагманом в электрической промышленности и в производстве бытовой техники.

Mitsubishi i-MiEV

Койята призвал своих менеджеров и сотрудников встать выше ксенофобии, тенденции отстранения от другого мира, которая прокатилась по Японии в годы войны. «Мы рассчитываем, что многие англичане и американцы в станут вскоре нашими деловыми партнерами», – напомнил он другим руководителям Mitsubishi после начала военных действий. «Они наши друзья, с которыми мы уже осуществляли совместные проекты. Мир наступит и они снова будут нашими партнерами», – говорил Кийята. После окончания Второй мировой войны, силы союзников потребовали от Японии распустить крупные промышленные группы. Последний президент Mitsubishi, Кайята Ивасаки, пытался противостоять данным требованиям, но, к сожалению, умер в 1945 году. Mitsubishi была расформирована 30 сентября 1946 года и разделилась на более мелкие предприятия. История «старой» Mitsubishi закончилась в 1946 году. Холдинговая компания Mitsubishi была распущена, а большинство дочерних предприятий Mitsubishi отказались от названия и эмблемы под давлением оккупационных сил.

Свежий ветер

В 1952 году в Сан-Франциско был заключен Мирный договор, и Япония обрела долгожданное место в международном сообществе. В 1954 году более 100 компаний, которые были частью компании Mitsubishi Corporation, объединяются для восстановления прежнего холдинга. Mitsubishi Heavy Industries воссоединилась в 1964 году. В период беспрецедентного экономического роста Японии в 1950-х и 1960-х годах, компания Mitsubishi стала значительным действующим лицом, повлиявшим на темпы роста во многих отраслях промышленности.