Mitsubishi i-MiEV

Миниатюрный симпатичный «жучок» – таким придумал Mitsubishi i его создатель, дизайнер Оливье Буле. Вдохновившись популярностью этого юркого игрока на авто-ринге в супер легком весе, компания Mitsubishi «прикрутила» к Mitsubishi i электромотор с аккумуляторной батареей и приставку MiEV, которая расшифровывается, как «инновационное электрическое транспортное средство от Мицубиши». Теперь в полку машин, стоящих на страже экологии Земли, прибыло – бегая по дорогам мира, Mitsubishi i-MiEV не будет загрязнять атмосферу подобно своим бензиновым собратьям по модельному ряду.

Mitsubishi i-MiEV

Первые шаги на пути к созданию i-MiEV

Несмотря на то, что модель Mitsubishi i-MiEV была запущена в продажу в июле 2009 года на территории Японии, а в апреле 2010 стала доступна широким слоям автолюбителей во всем мире, ее история началась задолго до этого. «Препроцессором», как говорится по-английски, или предшественником – по-нашему, для эко-авто Mitsubishi i-MiEV стал автомобиль с бензиновым мотором Mitsubishi i. Мицубиши «и» – это мини-кар или, так называемый, «kei car» – автомобиль крохотных габаритов с малым объемом двигателя. Впервые Mitsubishi i был продемонстрирован публике на Франкфуртском автосалоне в 2003 году в кузове 4-дверный хэтч-бэк. Основная особенность Mitsubishi i, как кэй-авто, заключалась в заднем расположении моторного агрегата, что позволяло расширить пространство салона и достичь высокого уровня безопасности без пересмотра общих габаритов авто. Инновационная компоновка и дизайн i-авто снискали настолько ошеломляющий коммерческий успех, что продажи Mitsubishi i взлетели на 20% выше запланированных объемов и позволили выиграть кэй-кар от Мицубиши тринадцать престижных наград во всех возможных и невозможных номинациях за первый год присутствия на авто-рынке.

Успешность Mitsubishi i подвигла компанию Мицубиши использовать платформу i-авто для создания электромобиля Mitsubishi i-MiEV, экспериментальный образец которого был обнародован на 22 Симпозиуме Японии по гибридным и энергосберегающим технологиям в городе Йокохама. По задумке производителя, автомобиль i-MiEV мог существовать в двух комплектациях: с зарядной батареей мощностью 16 кВтч и максимальной дистанцией следования (при полной зарядке) в 130 км; с 20-киловаттной батареей и 160-километровой дистанцией в пути. Максимальная скорость, развиваемая Mitsubishi i-MiEV, составляла 130 км/час.

Пытаясь довести до совершенства процесс запуска i-MiEV на потребительский рынок, в 2007 году компания Mitsubishi провела тестирование своего эко-мобиля совместно с пятью энергетическими компаниями. Суть тестов заключалась в разработке сети зарядных станций для i-MiEV и в оценке скорости создания необходимой инфраструктуры для обслуживания авто.

В 2008 году было объявлено о планах Mitsubishi продавать комплектующие i-MiEV компании PSA Peugeot Citroën и с 2010 года Mitsubishi i-MiEV появилась на европейских рынках, как Citroen C-Zero и Peugeot iOn, а в 2014 году на трассы выедет Subaru O2.

Моторный агрегат Mitsubishi i-MiEV

Производственная версия 2009 года i-MiEV оснащается синхронным двигателем с постоянным магнитом, который устанавливается на задней оси авто, обладает на выходе мощностью 47 кВт и обеспечивает крутящий момент 180 Нм. Mitsubishi i-MiEV укомплектовывается двигателем с жидкостным охлаждением и обычным автомобильным радиатором с электрическим вентилятором, расположенным в передней части автомобиля. Уровень охлаждающей жидкости-антифриза контролируется через бак, расположенный слева под багажником. В связке с 46-кВт двигателем и 16 кВтч литий-ионным аккумулятором функционирует односкоростная коробка передач с приводом на заднюю ось.

Насколько экономичен Mitsubishi i-MiEV в действительности? Больше всего это заинтересовало экономных американцев и в 2011 году комиссия по охране окружающей среды США провела тестирование пяти циклов зарядки авто модельного ряда Mitsubishi i-MiEV 2012 года. По оценкам американских экспертов, реальный расхода топлива i-MiEV в комбинированном режиме составит 2.1л/100 км, в режиме «город» 1.87л/100 км, в режиме «трасса» 2.4л/100 км. Данные показатели расхода топлива позволили i-MiEV в 2012 году «обскакать» лидера 2011 года – Nissan Leaf, который потреблял в комбинированном цикле 2.4л/100 км. Однако Leaf по-прежнему держит пальму первенства по скоростным параметрам, обладая меньшей по массе аккумуляторной батареей и, соответственно, большей резвостью.

Аккумуляторная батарея Mitsubishi i-MiEV

Литий-ионная аккумуляторная батарея i-MiEV производительностью 16 киловатт-час (58 МДж) состоит из 88 элементов и расположена в подпольном пространстве авто. Аккумуляторный блок включает в себя 22 модуля или «банки» с ячейками, которые соединены последовательно и обладают номинальным напряжением 330 В. Модули батареи i-MiEV делятся на два типа: две 4-элементные банки размещены вертикально, в центре блока; десять 8-элементных банок ориентированы горизонтально. Плотность энергии на единицу массы аккумуляторного блока i-MiEV составляет 80 Втч/кг. Аккумулятор i-MiEV снабжен принудительной системой воздушного охлаждения для предотвращения перегрева при высоком уровне заряда батареи и системой разрядки аккумулятора при его повреждении. Для ускорения процесса зарядки, аккумулятор дополнительно охлаждается воздухом, поступающим от системы кондиционирования авто. Конструкция зарядной батареи для i-MiEV разработана компанией Mitsubishi в содружестве с корпорацией GS Yuasa, а производится фирмой Lithium Energy Japan – совместным предприятием Mitsubishi Corporation, Mitsubishi Motors Corporation и GS Yuasa Corporation.

В июне 2011 компания Mitsubishi объявила о запуске в производство абсолютно новой по технологии аккумуляторной батареи SCiB с применением литий-титаната оксида для своих двух моделей электромобилей – i-MiEV и Minicab MiEV. Инновационная технология SCiB была разработана корпорацией Toshiba, которая гарантирует увеличение циклов заряда/разряда SCiB в 2.5 раза по сравнению с традиционным литий-ионным аккумулятором. Кроме того, зарядка через терминалы CHAdeMO займет гораздо меньше времени, чем зарядка через AC 2-го уровня, используемого на данный момент EVSE. Батарея SCiB сможет достичь 80% емкости за 15 минут, 50% за 10 минут и 25% за 5 минут, то есть с точки зрения производительности, батарея SCiB имеет более высокую эффективность, чем стандартный литий-ионный аккумулятор.

Тормозная система и колеса Mitsubishi i-MiEV

Тормозная система Mitsubishi i-MiEV оборудована обычной усиленной гидравликой с дисковыми тормозами для передних колес и барабанными тормозами для задних. К базовой комплектации i-MiEV прилагается анти-блокировочная тормозная система (Anti-lock Braking System) и система контроля тяги (Traction Control System). Рычаг стояночного тормоза снабжен тросовым приводом, действующим на задние колеса. Резервуар для тормозной жидкости находится стандартно – под капотом, а электрический вакуумный насос расположен под багажником. Оригинальное решение Mitsubishi для i-MiEV – передние и задние колеса разного диаметра, причем вместо запаски владельцу электро-кара предлагается ремкомплект с 12-вольтовым электрическим компрессором (подключается к прикуривателю) и бутылкой ремонтной жидкости, спрятанной под задним пассажирским сидением.

Аварийное питание Mitsubishi i-MiEV

По следам землетрясения и цунами 2011 года в Тохоку, компания Mitsubishi оперативно, буквально за один год, разработала аварийное устройство питания для Mitsubishi i-MiEV под названием MiEV Power Box, которое также допускает подключение бытовых электроприборов, например, в случае отключения электро питания или стихийных бедствий. Устройство способно обеспечить электроэнергией электро точки с суммарной мощностью до 1500 ватт путем преобразования постоянного тока (DC) I-MiEV в переменный ток (AC) с напряжением 100 вольт. По оценкам Mitsubishi, общей емкости батареи i-MiEV будет достаточно для электроснабжения небольшого дома на 5-6 часов.

Безопасность Mitsubishi i-MiEV при ДТП

В результате прохождения краш-тестов по Европейской программе оценки новых автомобилей (Euro NCAP), 5-дверный хэтч-бек Mitsubishi i-MiEV 2011 года получил четыре звезды «на грудь» по безопасности водителя и других обитателей салона. Ту же оценку «нарисовала» i-MiEV Австралийско-азиатская программа безопасности – ANCAP, а в 2012 году к группе оценщиков со своей «четверочкой» примкнула и американская NHTSA.

Инцидент с возгоранием

В марте 2013 года Mitsubishi Motors сообщила о двух инцидентах с возгоранием литий-ионной батареи, установленной на Mitsubishi I-MiEV и Outlander P-HEV. Воспламенение произошло вследствие перегрева аккумулятора и расплавления некоторых его ячеек. Аккумуляторные батареи для Mitsubishi i-MiEV производит фирма GS Yuasa, которая также поставляет аккумуляторы для Boeing 787 Dreamliner, чей воздушный флот был выведен из эксплуатации в январе 2013 года в связи с неисправностью аккумуляторных батарей. Еще один случай возгорания литий-ионной батареи i-MiEV произошел 18 марта 2013 года на сборочной линии завода компании Мицубиши – батарейный блок i-MiEV загорелся при подключении к контрольно-измерительной аппаратуре. Mitsubishi остановила производство и продажу моделей аккумуляторов для i-MiEV до выяснения причин возгорания оборудования. Согласно рабочей версии компании Mitsubishi, проблема с аккумуляторным блоком i-MiEV связана с изменением технологического процесса изготовления батарей на предприятиях GS Yuasa.

Продажи и достижения Mitsubishi I MiEV

Mitsubishi I MiEV стал первым электрическим автомобилем, который был раскуплен тиражом 10 тыс. единиц, включая Citroen C-Zero и Peugeot Ion. Рекорд, официально зарегистрированный Книгой рекордов Гиннесса, был достигнут в феврале 2011 года. Правда, несколько месяцев спустя, Nissan Leaf обогнал i-MiEV в категории «Самый продаваемый электро-кар».

По состоянию на декабрь 2012 года, более чем 22 тыс. Mitsubishi i-MiEV были проданы по всему миру, начиная с 2009 года. Европа выступила главным плацдармом по продаже i-MiEV, в том числе: 4244 Mitsubishi i-MiEV, 4977 Citroen C-Zero, 5017 Peugeot Ion. Япония лидирует в списке продаж с 7233 i-MiEV, задокументированными на момент декабря 2012 года, ей на пятки наступает Франция с 4129 единицами, затем идет Норвегия – 3147, Германия – 1890, Великобритания – 790, Австрия – 747 единиц, завершает перечень любителей Mitsubishi i-MiEV США с 588 проданными экземплярами. Подразделение статистики бренда iMiEV сообщает о рекордной цифре 27200 единиц Mitsubishi I MiEV, проданных с 2009 года по декабрь 2012 года, включая мини-такси MiEV, купленные гос структурами Японии.

Другие модели марки Mitsubishi
Mitsubishi Pajero Sport
Mitsubishi Pajero Sport
Mitsubishi Pajero
Mitsubishi ASX
Mitsubishi ASX
Mitsubishi Lancer
Mitsubishi Lancer
Mitsubishi Outlander
Mitsubishi Outlander
Mitsubishi Airtrek