После Второй мировой войны экономика Великобритании представляла собой жалкое зрелище и на её восстановление ушли годы. Примерно в это же время в стране возникла необходимость в компактном и главное дешёвом автомобиле. Инженеры Туманного Альбиона присматривались к трофейным Volkswagen Beetle, планируя использовать модель, как прототип для собственного проекта, однако по каким-то причинам английская версия “жука” так и не появилась…


Снова вернуться к идее создания компактного автомобиля англичан заставил Суэцкий кризис, случившийся в середине 50-ых годов. В Великобритании наблюдались постоянные перебои в поставках нефти, а значит разъезжать на громоздких и прожорливых автомобилях многим было просто не по карману. Для того чтобы решить эту проблему компания British Motor Corporation сформировала небольшую группу, которая должна была заняться разработкой нового автомобиля. В состав группы входило только 8 человек, при чём двое из них были ещё студентами. Единственным по-настоящему высококвалифицированным специалистом в группе был инженер Алек Иссигонис. Именно он принял несколько важных решений, благодаря которым новый автомобиль, получивший название Morris Mini-Minor, быстро завоевал любовь и признание тысяч автомобилистов!

Классический Mini

Впрочем, самые первые автомобили Mini были далеки от совершенства и имели несколько крайне неприятных недостатков. К примеру, в автомобилях, выпущенных 26 августа 1959 года, напрочь отсутствовала гидроизоляция. Стоило пойти дождю, как в салоне автомобиля тут же образовывалось небольшое озерцо… К счастью, англичане оперативно “залатали все пробоины”, и автомобильная марка Mini начала завоевание мира. Уже в середине 60-ых английские автомобили расходились, как “горячие пирожки”. К примеру, в 1963 году были проданы рекордные 130 тысяч машин! Любопытный факт, что будучи заядлым курильщиком Алек Иссигонис решил отказаться от установки в автомобили Mini радиоприёмников, считая, что автомобилисты смогут обойтись без этого необязательного предмета роскоши, а вот для вместительной пепельницы место в салоне таки нашлось!

Стоит отметить, что изначально Mini задумывался, как бюджетный автомобиль, приобрести который мог любой среднестатистический англичанин. Первые автомобили марки как раз такими и были, однако уже спустя несколько лет ситуация начала стремительно меняться. Первой весточкой грядущих перемен стала модель Mini Cooper. Автомобиль, появившийся в 1961 году, был разработан совместными усилиями с легендарным конструктором Джоном Купером. Mini Cooper представлял собой великолепное сочетание приятного дизайна с высокой надежностью и выносливостью. Англичанам удалось сделать невозможное: в одночасье из автомобильной марки для бедняков стать любимцами элиты английского общества. На автомобилях марки Mini разъезжали участники группы Beatles, актёры Питер Устинов и Жан-Поль Бельмондо, а также сам Энцо Феррари и многие другие.

Спустя некоторое время Mini Cooper получил спортивную модификацию, которая была заявлена на участие в гонках. Многие отнеслись к этому с немалой долей скептицизма. Мол, автомобилям Mini ещё рановато участвовать в гонках, однако первые же результаты показали, что Cooper не так-то прост, как кажется. Примерно в это же время Mini Cooper засветился в кино. Так, автомобиль стал настоящей звездой фильма “Ограбление по-итальянски”, вышедшем на большие экраны в 1969 году. Интересно, что в 2003 году был снят ремейк фильма, где использовалась уже современная версия Mini.

Продажи автомобилей Mini неуклонно росли, а на спортивном фронте Cooper одерживал победу за победой. Буквально за десять лет автомобильная марка Mini завоевала сердца миллионов автомобилистов по всему миру! Уже в 1969 году на заводах компании приступили к выпуску второго поколения Mini, которое оказалось настолько удачным, что продержалось на рынке следующие 20 лет. В 1971 году British Motor Corporation принимает не совсем логичное решение, прекращая выпуск модели Mini Cooper. К счастью, модель не канула в небытие, триумфально вернувшись на автомобильный рынок уже в 90-ых годах.

 Mini Cooper S

Современная история автомобильной марки берёт своё начало в середине 90-ых годов, когда Mini приглянулась концерну BMW. В модельном ряде немецкой компании не было компактной и в тоже время престижной машины, поэтому приобретение марки Mini позволило заполнить эту пустующую доселе нишу. Руководство BMW не захотело кардинально менять концепцию автомобилей Mini, но точечные изменения таки имели место быть. Так, уже первые автомобили, выпущенные под крылом немецкой компании, отличались ярким и запоминающимся дизайном, а также великолепным техническим оснащением. Простота и доступность, присущая старым моделям, канула в небытие. Отныне автомобильная марка Mini стала премиальной!

Любопытный факт, что разработкой первого поколения возрождённой модели Mini занимались сразу два подразделения: одно немецкое, другое – британское. Участники разработки вспоминают, что несмотря на одну цель порой дело доходило до настоящего конфликта. Сотрудники британского подразделения утверждали, что немецкие коллеги постоянно “вставляли им палки в колёса”. Немцы же в ответ заявляли, что британцы и понятия не имеют о том, как делать автомобили. Однако самое удивительное, что несмотря на такой разлад, проект удалось довести до логического завершения!

Первый Mini с немецкими корнями был выпущен уже в 1995 году. Автомобиль получился на славу и разошёлся тиражом в несколько сотен тысяч машин. В 1999 году Mini практически удалось вырвать победу в конкурсе на звание лучшего автомобиля века. Победителем тогда была названа модель Ford T. Несмотря на это, возвращение легендарной автомобильной марки получилось по-настоящему триумфальным! Вскоре Mini вернули утраченные позиции не только на рынке, но и в большом спорте. Для участия в гонках было создано несколько новых моделей. Наиболее успешной стала модифицированная версия серийного Mini Countryman с мощным 315-сильным двигателем. Автомобиль принёс немцам несколько важнейших побед на знаменитой гонке “Дакар”.

Интересно, что автомобили Mini постепенно из “мини” выросли до размеров вполне себе обычных автомобилей. К примеру, если длина самого первого Mini была всего 3054 мм, то современный Cooper уже “дорос” до 3728 мм! Сегодня дела у автомобильной марки Mini обстоят просто прекрасно. Немцы близки к выпуску третьего поколения модели Cooper, которое помимо гибридной силовой установки также получит несколько инновационных технологий. К примеру, система адаптивного круиз-контроля будет следить за расстоянием между вашим автомобилем и транспортом, движущимся перед вами. В случае резкого сокращения этого расстояния, система автоматически снизит скорость, тем самым предотвратив угрозу столкновения!

Mini John Cooper купе

Завершая наш рассказ об автомобильной марке Mini, хочется отдать должное специалистам из BMW. Немцы приложили все усилия, чтобы сохранить в новых Mini всё лучшее, что было в старых моделях. В результате, общая концепция автомобилей практически не изменилась (и вряд ли изменятся в ближайшие годы). BMW лишь сделала ставку на инновационные технологии, благодаря чему сегодня с техническим оснащением Mini способны сравниться далеко не многие!