Французская компания Michelin («Compagnie Générale des Établissements Michelin») имеет давнюю историю, начинающуюся еще вначале второй половины девятнадцатого века. Аристид Мишлен владел заводом по производству разного рода металлических конструкций в городе Клермон-Ферран. После его смерти на заводе наступили не лучшие времена, обернувшиеся увольнением большинства работников и резким снижением выпуска продукции. Так продолжалось до тех пор, пока в 1886 году у руля предприятия не стал внук основателя завода высокообразованный инженер Андре Мишлен.


К тому времени он получил архитектурное образование и закончил одно из лучших технических учебных заведений того времени «Эколь Сентраль». Вскоре к нему присоединился его брат Андре, закончивший Академию художеств в Париже. Братья провели преобразования и значительную реконструкцию устарелого производства. В 1889 году на его базе они создали семейную фирму «Michelin». В первые годы своей деятельности, завод выпускал тормозные колодки Silent, водопроводные и газовые трубы, различные клапаны, ремни и многое другое.

Успеху компании способствовала переориентации части ее производственных мощностей на выпуск велосипедных шин и покрышек для фиакров. Велосипеды тогда покоряли Европу, и каждый уважающий себя гражданин старался стать владельцем подобного транспортного средства. В ту пору на велосипеды ставились несъемные шины, которые приклеивались к ободу. Но фирма «Michelin» произвела техническую революцию в этой сфере, создав в 1891 году первые съемные велосипедные шины. Грандиозный успех не заставил себя ждать. Вскоре велогонщик Шарль Террон сумел выиграть знаменитую велогонку «Париж-Брест-Париж» на велосипеде, «обутом» в шины «Michelin». Затем последовала историческая гонка, в которой на участке трассы «Париж – Клермон-Ферран» было специально разбросано огромное множество гвоздей. Все, участвовавшие в состязании велосипеды были оснащены съемными шинами «Michelin». Благодаря этой гонке об уникальной продукции компании стало известно во всем мире. Параллельно компания занималась выпускам и другой продукции. В самом конце девятнадцатого века она выпустила удобную повозку «Éclair», ставшую неким прообразом автомобилей, способную передвигаться без помощи лошадей. При этом, это транспортное средство было оснащено не своими шинами, а пневматическими покрышками, изобретенными Джоном Бойдом Данлопом. В 1894 году компания «Мишлен» всерьез решила заняться созданием шин для автомобилей. На эту мысль братьев натолкнул автомобильный пробег, организованный французским журналистом Пьером Жиффаром. Впоследствии уже сами создатели компании не раз выступали организаторами различных автогонок, которые способствовали росту популярности, производимых компанией шин.

В ту же пору компания обзавелась своим необычным символом, который сегодня известен любому автомобилисту в мире. Однажды, Андре Мишлен увидел на одном из складов гору покрышек, лежащих друг на друге. Поскольку он был художником и имел соответствующее воображение, ему пришла в голову создать символ компании в подобном стиле. Вместе с братом они обратились к известному в ту пору карикатуристу О’Гэллапу, который, уловив желание заказчиков, предоставил им на суд свой рисунок, который он ранее подготовил для одной пивоваренной компании. Он представлял собой человечка, собранного из надутых шин. В руке персонаж рисунка держал пивную кружку, в которой находились гвозди. По замыслу художника, резиновый человечек успешно, без последствий для организма, проглатывал эти гвозди. Живучий человечек на эмблеме был назван Бибендум. Впоследствии, руководители компании убрали пивную кружку со своего логотипа, поскольку алкоголь и автомобиль являются вещами несовместимыми.

К началу двадцатого века оборот компании «Мишлен» составлял 6 миллионов франков. Компания уделяла огромное внимание рекламе своей продукции посредством размещения рисунка с Бибендумом, где только возможно. Были придуманы новые схемы рекламы. Например, на прилавках магазинов появился путеводитель «Гид «Мишлен», в котором были опубликованы сведения обо всех значительных автозаправках, отелях, кемпингах, ресторанах и о других местах, которые могли быть интересны автомобилистам. Первоначально брошюра распространялась бесплатно. В 1906 году компания даже создала свое туристическое агентство, занимавшееся организацией автомобильных путешествий по Франции и некоторым европейским странам. В 1907 году фирма открыла свой завод за пределами Франции. Новые мощности появились в итальянском городе Турин. Еще через год появился завод «Мишлен» на территории США. Вскоре европейский рынок шин был почти полностью захвачен компанией «Мишлен». Ее натиску не поддалась только Великобритания. Там продолжали господствовать шины компании «Данлоп». Мировые войны значительно сократили мощности компании. Однако она выстояла в жесткой конкурентной борьбе и в условиях экономических кризисов.

В период с 1934 по 1976 год она являлась владельцем автомобильной фирмы производителем «Citroën». Разумеется, на выпускаемых автомобилях в комплектации находились шины марки «Мишлен». В 1946 году специалисты предприятия изобрели так называемые радиальные шины, которые стали выпускаться под маркой «Michelin X». Новая технология увеличила срок износа шины вдвое по сравнению с предыдущими моделями. Изделие пользовалось бешенной популярностью. Доходило до того, что на протяжении десяти лет заводы не были в состоянии обеспечить спрос покупателей на этот товар. В связи с этим, компания предприняла строительство новых заводов по производству подобных и других шин. Кроме этого она приобрела около десятка предприятий иных производителей шин во всем мире. В частности, в 1988 году она стала владельцем американской шинной компании «B.F. Goodrich Company». На протяжении всей своей история компания уделяла огромное время инновационным разработкам, часть из которых смогла перевернуть мир шинного бизнеса. Например, в 1992 году она выпустила так называемые «зеленые шины» Energy, имеющие низкий коэффициент сопротивления качению, что позволяло значительно экономить топливо. В 2004 году открылся завод по производству шин в посёлке Давыдово Орехово-Зуевского района Московской области, с численностью персонала около 1000 человек. Объемы производства данного предприятия составляют около 5 тысяч шин в день. Продукция российского завода поставляется на конвейеры компаний Форд, Тойота, Пежо в России. Также на заводе имеется единственный в компании цех шипования, в котором шипуются все, производимые Мишлен в Европе шипованные шины. С апреля 2011 года на заводе функционирует цех по восстановлению грузовых шин.

Единственным упущением компании можно назвать только бизнес в области автомобильного спорта, в частности в гонках болидов «Формулы-1». Ей так и не удалось отвоевать данный рынок у таких гигантов, как «Bridgestone» и «Good-Year». В 2005 году, после «шинного скандала» с участием тогдашнего чемпиона мира Фернандо Алонсо, победившего на болиде, оснащенном шинами «Мишлен», фирма прекратила попытки составить конкуренцию гоночным болидам «Формулы-1», снабженным шинами других производителей. При этом компания принимает участие в популярных гонках «24 часа Ле-Мана», чемпионате мира «Гран Туризмо», в Мировой серии «Рено» и других.

В 2006 году семейный бизнес семьи Мишлен чуть не прекратился. Представитель третьего поколения этой знаменитой фамилии Эдуард Мишлен-младший, возглавлявший предприятие с 1999 года, трагически погиб. Он утонул при странных обстоятельствах на своей яхте в районе западного побережья Бретани. Компанию возглавил его двоюродный брат Мишель Ролье, который должен оставить свой пост, как только дети Андре Мишлена вырастут и станут способными к управлению. Капитализация компании на середину ноября 2007 года составила 12,46 млрд. евро. На сегодняшний период в ее состав входит 69 заводов в девятнадцати странах мира на пяти континентах. На предприятии трудятся около 115 тысяч человек. В 2006 году компания выпустила 190 миллионов шин. В 2007 году чистая прибыль «Michelin» составила 772 млн. евро В 2008 году она снизилась до 357 млн. евро при общей выручке 16,41 млрд. евро. Компания до сих пор занимается изданием туристических гидов, по отелям и ресторанам, создает дорожные карты и атласы, а также предлагает цифровые продукты и услуги, повышающие мобильность автомобилистов.