Японская автомобилестроительная компания Mazda, штаб-квартира которой находится в Хиросиме, на сегодняшний день считается одним из крупнейших автопроизводителей Японии и мира. Исторический путь компании иначе как колоссальным и не назовёшь. Будучи основанной в 1920 году, Mazda представляла собой небольшое предприятие, продукция которого пользовалась спросом исключительно внутри страны…


Основателем компании является Джуджиро Мацуда, который родился в 1875 году в обычной многодетной семье. Его отец был рыбаком, поэтому ещё будучи ребёнком Джуджиро понял, что пробиваться по жизни ему придётся полагаясь исключительно на себя. Уже в 1899 году будущий основатель автомобилестроительной компании открывает собственное предприятие – небольшую кузню. Тем не менее, “первый блин” оказывается комом. Кузня практически не приносила прибыли и вскоре её пришлось закрыть…

Mazda M3

Однако Джуджиро, с присущим всем японцам упорством и целеустремлённостью, не отказывается от своих планов и пробует снова и снова. В конце концов он вместе с группой инвесторов приобретает небольшую компанию Abemaki, которая на тот момент специализировалась на производстве пробкового дерева. Именно с этого момента и начинается история Mazda! Первые годы компания Джуджиро продолжала заниматься производством пробкового дерева, однако затем планомерно перешла на промышленное производство. В конце 20-ых годов компания выпускает несколько десятков мотоциклов, которые оказываются весьма успешными и один из них даже побеждает в местных соревнованиях.

В 1931 году компанию переименуют, и с тех пор она будет называться Mazda. Выбрали такое название не случайно. Само слово “Mazda” является именем зороастрийского бога света, однако оно также схоже по звучанию с именем основателя компании – Мацуды. В это же время на заводе компании начинается производство первых автомобилей. Mazda выпустила на рынок модель трёхколёсного легкового автомобиля, а также занялась поставками небольших грузовичков в Китай. Интересно, что первая версия логотипа японской компании появилась именно в 30-ых годах. Она значительно отличалась от современного логотипа, однако уже тогда на эмблеме нашлось место легендарным “парящим крыльям”. В будущем логотип подвергся целому ряду изменений, и нынешняя версия появилась лишь 1997 году. На обновлённой эмблеме буква “M” была стилизована таким образом, что её верхняя часть напоминала парящую в небе птицу!

Однако вернёмся к истории становления компании. До начала Второй Мировой войны специалисты Mazda разрабатывают несколько любопытных концептов автомобилей, которые, к сожалению, так и не увидели свет. После войны Mazda на протяжении нескольких лет восстанавливали разрушенные заводы и к производству вернулись лишь в 1950 году. Первой послевоенной разработкой стали трёхколёсные грузовики Type CT, сердцем которым служил двигатель объёмом 1157 см3. В 1952 году основатель Mazda Джуджиро Мацуда тяжело заболел и вскоре умер, а компанию возглавил его сын Тенуджи, который решил сделать ставку именно на производство легковых автомобилей, а не грузовиков. Первой 4-ёх колёсной моделью стала R360, выпущенная в 1960 году. Автомобиль представлял собой 2-дверную машину предназначенную для поездок в черте города. Примерно в это же время Тенуджи Мацуда отправляется на переговоры в Германию, где достигает договорённости с компанией NSU о совместной работе над роторными двигателями Ванкеля. Это был очень важный шаг для японской компании. Интересно, что на сегодняшний день Mazda является единственным в мире автопроизводителем, который работает со всеми тремя типами двигателей: бензиновым, дизельным и роторным!

В 60-ых годах японская компания выпускает ещё несколько моделей. Так, появляется модель Carol, которую японцы выпускали как в 2-дверном, так и 4-дверном вариантах, а также пикап Mazda Proceed. Кроме того, в 1964 году запущено в производство первое поколение модели Familia. В 1967 году принесло свои первые плоды сотрудничество с NSU – Mazda выпустили модель Cosmo Sports с роторным двигателем. Ну а ближе к концу 60-ых появилась модель R100 Rotary SS Sedan. Стоит отметить, что в эти годы Mazda, помимо выпуска новых моделей, прилагает все усилия, чтобы выйти на новые для себя рынки, в результате чего японские автомобили начинают экспортировать в Европу, США и Новую Зеландию.

Mazda MX-5

Уже в 70-ых годах Mazda берёт планку в 5 миллионов выпущенных автомобилей и становится одной из ведущих компаний, производящих автомобили с роторным мотором. На этом поприще японцы действительно достигли впечатляющий результатов, однако вскоре в мире начался энергетический кризис, и спрос на машины с неэкономичными роторами упал аж в несколько раз. Впрочем, японская компания к этому моменту уже прочно стояла на ногах и справилась с возникшими трудностями без особых финансовых потерь. 80-ые годы стали для Mazda успешными как на внутреннем рынке, так и на мировом. Сначала модель Familia была признана лучшим автомобилем Японии, а затем уже модель Capella завоевала сердца десятков тысяч автомобилистов по всему миру. Автомобиль удостоился множества лестных отзывов и принёс японской компании миллионы долларов! В эти годы Mazda фокусируется не только на производстве новых моделей, но и на укреплении позиций на мировом рынке. Так, японская компания открывает сразу несколько представительств и заводов по всему миру. Наибольший акцент Mazda делает на американский рынок. В Мичигане открывается новый завод и исследовательский центр, где сотрудники японской компании принимаются за разработку новейших технологий…

В 1990 году Mazda выпускает сразу несколько новых моделей. Так появились MPV, Autozam Revue, MX5 и некоторые другие. Уже в 1991 году руководство японской компании докладывает о том, что на заводе был произведён юбилейный 25-миллионный автомобиль. Цифра внушительная и много говорит о том, как далеко продвинулись японцы за эти годы! Уже в 90-ых годах руководство Mazda поняли, что в будущем огромное внимание в автомобильной отрасли будет уделяться вопросу экологичности, поэтому японская компания одной из первых начала работать в этом направлении. В эти годы создаётся нейтрализующий катализатор и открывается несколько заводов, где ведётся сборка и утилизация пластиковых бамперов. Благодаря этой деятельности Mazda становится первой японской компанией, чья продукция удостоилась получения экологических сертификатов ISO 9001 и ISO 9002!

Безусловно, стоит сказать несколько слов и о безопасности автомобилей Mazda. Одной из последних разработок в этом направлении является система пассивной и активной безопасности Advanced Safety Vehicle. ASV представляет собой целый комплекс различных систем безопасности. Создавая её японцы задействовали самые передовые технологии. К примеру, ASV включает в себя систему предотвращения столкновений, позволяющую автомобилю автоматически реагировать на приближение пешеходов/автомобилей и предотвращать возможные столкновения.

В новом тысячелетии Mazda уделяет всё больше внимания дизайну своих автомобилей, а также их экономичности и экологичности. Интересно, что недавно руководство японской компании приняло решение отказаться от выпуска люксовых автомобилей и сосредоточится на производстве легковых машин малого и среднего класса. Стоит отметить, что сегодня Ford владеет 33,4% акций японской компании, однако при этом ключевые решения принимают именно японцы. Руководители Mazda, безусловно, советуются с “фордом” по тем или иным вопросам, однако в вопросе производства право голоса есть лишь у японцев. Получается, что даже несмотря на влияние извне, компании удалось сохранить некую самобытность и своё видение на современный автомобильный рынок.

Mazda 6 Diesel

Основой стратегии японской компании в 21 веке является производство стильных и современных продуктов, которые не оставят равнодушным даже самого привередливого покупателя. Следуя это стратегии, специалисты Mazda за последние годы значительно обновили модельный ряд своих автомобилей. Большинство моделей получили не только новый дизайн, но и мощную технологичную “начинку”. Так, недавно японцы в очередной раз переосмыслили модель MX-5. Её новая версия стала гораздо красивее и мощнее! Сегодня Mazda является производителем легковых автомобилей с мировым именем. Заводы японской компании находятся во многих странах мира, что позволяет японцам экспортировать свои автомобили в 144 различных пункта. Совокупный объём экспортируемых автомобилей недавно превысил отметку в 20 миллионов единиц, что говорит о высокой популярности автомобильной марки Mazda за пределами Японии!