История марки LADA неотделима от истории АвтоВАЗа

Волжский автомобильный завод, сокращенно именуемый ВАЗ или АвтоВАЗ, является самым известным российским производителем автомобилей, выпускаемых под марками «Жигули», «Лада», «Нива». Начало истории знаменитого градообразующего предприятия начинается в июле 1966 года. Правительство Советского Союза подписывает соглашение с итальянской компанией FIAT о строительстве автозавода на территории Куйбышевской (ныне Самарской) области в городе Тольятти. Выбор местоположения завода был обоснован природными и экономическими причинами. Выбор партнера в лице компании Фиат объяснялся наличием у итальянцев богатого опыта в разработке собственных моделей автомобилей, наиболее подходящих для эксплуатации в СССР, а также близостью идеологических идей, витающих в Италии в то время. Кстати, город получил свое название от фамилии итальянского коммуниста, руководившего забастовкой рабочих на автозаводах компании FIAT.

Строительство завода и выпуск первой модели

Работы по возведению объекта начались в 1967 году. Генеральным директором стройки века был назначен Советом Министров СССР В.Н. Поляков, занимающий должность заместителя министра автомобильной промышленности. В.С. Соловьев был назначен на должность главного конструктора АвтоВАЗа. Через четыре года была запущена первая очередь автозавода, способная выпускать 220 тыс. машин в год.

ВАЗ 2101 Жигули

Первая модель ВАЗ-2101, сошедшая со сборочного конвейера тольяттинского предприятия в апреле 1970 года, создавалась на базе итальянского автомобиля Фиат-124. Надо заметить, что данная модель была признана лучшим автомобилем в Европе в 1967 году. Инженеры внесли в конструкцию этой машины около 800 «поправок», направленных на выживаемость автомобиля в условиях эксплуатации на российских дорогах. На «копейке» был установлен один из лучших «фиатовских» двигателей, который в своей линейке итальянцы не применяли. Также пришлось усилить жесткость кузова и укрепить подвеску. Знаменитая «копейка» положила начало «вазовской классике», выпуск которой был остановлен уже в начале этого века.

Расширение модельного ряда АвтоВАЗа

Уже на следующий год с заводского конвейера сходит модель ВАЗ-2102, сконструированный в кузове «универсал» на основе версии Familiare все того же «сто двадцать четвертого» Фиата. Модель ВАЗ-2102, называемая в народе «мечтой дачника», выпускалась до 1986 года. В 1984 года стать другом дачника было суждено ее преемнику, автомобилю, получившему название ВАЗ-2104.

В 1972 году на базе версии Люкс модели FIAT 124 Speciale, выпущенной итальянцами еще в 1968 году, был создан автомобиль ВАЗ-2103. Эта мощная и довольно комфортабельная модификация «Жигулей» являлась престижной и дорогой моделью, недоступной для рядового гражданина страны. Под капотом ВАЗ-2103 располагался 1,5-литровый двигатель, мощность которого измерялась 77 л.с.

Любимая всеми российскими автолюбителями «шестерка» сошла со сборочного конвейера в 1976 году. В основу этой модели была заложена конструкция RAT 124 Speciale, появившейся на свет в 1972 году. Именно автомобилю ВАЗ-2106 суждено было стать самой популярной маркой из всей выпускаемой «классики». Продержалась эта модель на заводском конвейере 30 лет. В 2006 году именитый автомобиль ВАЗ-2106 был снят с производства. К классическим моделям АвтоВАЗа также относят ВАЗ-2105, выпускавшийся в период с 1979 по 2010 год, а также его усовершенствованная модификация ВАЗ-2107, производство которой велось с 1982 по 2012 год. «Семерка» пользовалась успехом у большинства российских водителей, которые выбирали эту модель, несмотря на появление на российском рынке бюджетных моделей других производителей.

В 1977 советские автолюбители получили новую полноприводную модель ВАЗ-2121, реализующуюся под именем «Нива». Российский «вездеход» стал спасением для людей, проживающих в труднодоступных населенных пунктах. Правда, многим приходилось лишь мечтать о собственном автотранспортном средстве. Даже при наличии средств продукцию АвтоВАЗа было трудно купить из-за ее тотального дефицита. Дело в том, что большая часть российских автомобилей отправлялась на рынки других стран, где пользовалась большой популярностью по причине ценовой привлекательности.

В 1980 году модель ВАЗ-2121была награждена золотой медалью 53-й Международной ярмарки, проводившейся в Познани. Нива пользовалась бешеной популярностью не только на внутреннем, но и на внешних рынках. Объем экспорта российского внедорожника доходил до 50 % от годового выпуска. Дважды за историю своего существования Нива подвергалась модернизации. Последние обновления модель получила в 2009 году.

Лада Приора

Lada – благозвучный бренд для экспортируемых автомобилей

Сразу после введения заводских мощностей в эксплуатацию встает вопрос о выходе выпускаемой продукции на зарубежные рынки. Стране Советов нужна была валюта. Продажа автомобилей по ценам, ниже рыночных, приносило доход в казну государства. Правда, пришлось придумать для моделей, выпускаемых для экспорта, другое название. Ведь «Жигули» у многих народов ассоциировалось с неприятным словом «жиголо», а в некоторых странах вообще считалось ругательством. Поэтому было решено, на экспорт отправлять автомобили Волжского автозавода под маркой Lada, а на внутреннем рынке те же машины реализовывались под маркой «Жигули».

В 1971 году российские машины ВАЗ-2101 в количестве 58,2 тысяч единиц отправляют на экспорт в Бельгию, Югославию, Финляндию и Голландию. Это треть от всех выпущенных машин того года. О появлении модели на европейском рынке общественность узнала благодаря выставкам, организованным в Лейпциге, Загребе и Брно. Посетители были удивлены многочисленными новшествами, внесенными в конструкцию автомобиля. Однако еще большее удивление вызвала у европейцев стоимость ВАЗ-2101, которая была заметно ниже аналогичной продукции, выпущенной другими производителями. Велась активная рекламная кампания по популяризации российских автомобилей, к участию в которой привлекались известные люди. Участие в гонках также добавляло популярности моделям Лада, идущим на экспорт.

В 80-е годы на экспорт АвтоВАЗ отправлял 40 % произведенной продукции. За два десятка лет около семи миллионов автомобилей под торговой маркой Lada ушли на рынки других стран, количество которых дошло до сотни. История экспорта Lada свидетельствует о невероятном успехе бренда, который был растрачен в постперестроечные годы.

Производство переднеприводных моделей

В 1977 году руководство Волжского автозавода обращается к специалистам немецкой компании Porsche за помощью в разработке переднеприводного автомобиля. Спустя семь лет свет увидела модель ВАЗ-2108, которую поставили на поточное производство в 1984 году. К сожалению, не все технические решения, предложенные немецкими разработчиками, были воплощены в серийной «восьмерке». Зато двигатели оказались весьма прогрессивными. Этими агрегатами до сих пор оснащают модели Лада Калина и Лада Приора. На базе ВАЗ-2108 позднее было смоделировано «семейство» пятнадцатой модели. В семейство моделей Лада Самара входили также ВАЗ-2109, которые выпускались с 1987 по 2006 год, и ВАЗ-21099, производимый с 1990 по 2004 год. Рестайлинговая версия «девяносто девятой» вышла в 1997 году, получив новое имя ВАЗ-2115. Эта модель пополнила семейство «Самара-2», в которое уже входили автомобили ВАЗ-2113 и ВАЗ-2114.

Участие АвтоВАЗа в разработке и производстве модели Ока

В 1988 году на АвтоВАЗе запускают в производство малолитражную модель, получившую название Ока. Выпуск малобюджетного автомобиля должен был покрыть потребность страны в доступном для большинства граждан средстве передвижения. ВАЗ, как и КАМАЗ, вместе с СеАЗом, берутся за сборку данного автомобиля под видом выпуска на рынок товаров народного потребления. В период плановой экономики все крупные промышленные гиганты должны были заниматься выпуском «ширпотреба». Три предприятия в совокупности должны были выпускать ежегодно 50 тысяч малолитражек. Однако события, связанные с развалом СССР и падением социалистического строя, внесли коррективы в намеченные планы. АвтоВАЗ отказался от производства нерентабельной модели почти сразу, а КАМАЗ и СеАЗ вышли на планируемый объем лишь к концу 90-х годов. В 2008 году производство Оки пришлось свернуть, так как был прекращен выпуск моторов, разработанных специально для этой модели.

Обновление модельного ряда АвтоВАЗа

Открытие российского рынка для зарубежных производителей пошатнуло позиции АвтоВАЗа. Морально устаревшая продукция требовало замены. Поэтому в ноябре 2004 года с заводского конвейера сходит новая модель Лада Калина. Выпуск первого поколения Калины продолжался до 2013 года. Калина второго поколения предстала перед взорами автолюбителей в 2012 году на площадке Московского автосалона. Серийное производство началось в мае 2013 года.

Лада Калина

Седан Лада Приора /LADA Priora был поставлен на сборочный конвейер АвтоВАЗа в 2007 году, а в апреле того же года модели поступили к дилерам. В 2009 году к седану добавилась модификация Приоры в кузове «Универсал». Небольшими партиями производится данная марка и в кузове «купе». В 2011 году производитель немного видоизменил экстерьер автомобиля.

В 2011 году Волжский автозавод запускает в серийное производство переднеприводной седан Lada Granta, который позиционируется на рынке в качестве бюджетного семейного автомобиля.

Сотрудничество АвтоВАЗа с альянсом Renault-Nissan

В апреле 2012 года АвтоВАЗ вывел на российский рынок легковой автомобиль повышенной вместимости под именем Lada Largus. Модель сконструирована на платформе Dacia Logan MCV 2006 года выпуска, производимого в Румынии. Данная модель стала первым совместным проектом Волжского автозавода и французско-японского альянса Renault-Nissan. Новая сборочная линия, в которую было инвестировано 400 млн. евро, рассчитана на производство Ларгусов, а также на выпуск модели Nissan Almera и автомобилей марки Renault, пользующихся огромным спросом среди россиян.

Программа развития волжского автозавода до 2020 года

На данный момент для оздоровления предприятия разработана долгосрочная программа развития, в которой поэтапно расписаны шаги по выводу марки из кризиса и постепенного возвращения утраченных позиций, как на внутреннем, так и внешнем рынках. Пока модели под торговой маркой Лада востребованы лишь в странах СНГ. Повышение качества сборки, заключение долгосрочных договоров с поставщиками качественных комплектующих, оптимизация дилерской сети и многое другое должны вернуть былую славу знаменитому российскому бренду.