Lada (ВАЗ) 2121

Как-то у нас принято ругать продукцию автозавода ВАЗ и ее производителей в особенности. Однако, были и светлые моменты в истории этого автозавода. Некоторые его творения пользовались успехом не только в СССР, но и во многих странах мира. В частности автомобиль ВАЗ 2121, известный больше под названием «Нива».

История создания этого авто, которое вполне можно назвать легендарным, берет свое начало в далеком 1970 году. Тогдашний председатель совета министров Советского Союза Алексей Николаевич Косыгин дал задание руководителям крупнейших автозаводов (АЗЛК, Ижмаш, ВАЗ) создать легковой комфортный автомобиль высокой проходимости. Лучше всего с этой задачей справился ВАЗ, представив в 1972 году прототип нового авто. А в 1974 году с конвейера сошли первые предсерийные образцы, которые подверглись всевозможным испытаниям в самых экстремальных условиях. При этом, как уже говорилось, оценивались не только качества внедорожника, но и комфорт. Испытания прошли успешно и 5 апреля 1977 года был произведен первый серийный автомобиль ВАЗ 2121.

Lada 2121

С самого начала ВАЗ 2121 имел легко узнаваемый трехдверный кузов. Чтобы забраться на задние сидение, пассажир должен был откинуть вперед спинку переднего сидения. Сзади немного было тесновато, особенно из-за задних колес, но не избалованные комфортом советские охотники или рыбаки вполне умещались там втроем. Кстати говоря, несмотря на некоторую тесноту, «Нива» имела тот комфорт, которого абсолютно не было у других внедорожников того времени. Многие детали салона были позаимствованы у ВАЗ 2106 – тоже очень популярного автомобиля в то время. Также от «шестерки» взяли четырехступенчатую коробку передач и задний мост. Дополнительного комфорта во время езды добавляла независимая передняя подвеска.

Багажник был довольно вместительным – 265 литров. При необходимости его объем можно было увеличить до 980 литров, сложив спинку заднего сидения. При этом габариты всего авто таковы: 3720мм длины, 1680мм ширины и 1640мм высоты. Кстати, такие пропорции и геометрия кузова сделали «советский джип» очень устойчивым. 228-миллиметровый дорожный просвет также благоприятствовал «вездеходности». А вот для перевозки грузов он был малоподходящим. При собственной массе 1150кг допустимой массой была 1550.

2121 имел и имеет постоянный полный привод и понижающий ряд в раздаточной коробке. Модель 1977 – 1994 годов выпуска оснащалась рядным бензиновым карбюраторным двигателем, расположенным продольно спереди. При объеме 1,6 литра развивалась мощность 75 лошадиных сил. Коробка передач, как уже говорилось, четырехступенчатая и, конечно же, механическая.

Кроме того, с 1977 по 1984 год автомобиль оснащался еще и 1,3-литровым мотором мощностью 65 лошадиных сил. Авто имело обозначение 21211. На просторах СССР этот двигатель не прижился. А вот за рубежом и эта модификация продавалась вполне успешно.

Некоторые автолюбители сравнивают «Ниву» с современными паркетниками, что несправедливо, ведь по проходимости и надежности паркетники с «советским джипом» не идут ни в какое сравнение.

Менее чем через год, ВАЗ 2121 на международной выставке в чехословацком городе Брно получил золотую медаль. Такую же награду Нива получила и в 1980 году на международной ярмарке в Польше. Как уже упоминалось, «Нива» пользовалась популярность за рубежом. Практичный, надежный и комфортный внедорожник покупали страны Европы, Азии, Латинской Америки, Африки. Великобритания закупала данное авто для полицейских, несущих службы в труднопроходимых районах. Специально для англичан, а также и для японцев, выпускалась в небольших количествах «Нива» с правым рулем. В СССР ВАЗ 2121 еще назывался в народе «председательской машиной», так как широко использовался в качестве служебного транспорта в селах и колхозах.

Без изменений ВАЗ 2121 въехал в 90-е годы. Но в 1993 году выходит ВАЗ (Lada) 21215. эта модификация отличается тем, что имеет дизельный двигатель. Объем его 1,9 литра, а мощность 69 лошадиных сил. Коробка передач стала пятиступенчатой. Так же в этом году АВТОВАЗ начинает выпускать модификацию «Нивы» – «Тайга» или ВАЗ 21213.

У «Тайги» немного другой дизайн фонарей и задней двери. Задняя дверь стала длиннее, что с одной стороны облегчило погрузку и выгрузку грузов, но с другой стороны при полной загрузке багажника относительно мелкими предметами они могут высыпаться при открывании двери. Наружный замок на ней убрали и теперь открывание багажника возможно только изнутри. Это новшество опять-таки имеет две стороны: раньше замок часто забрызгивался грязью и ключом его открыть было проблематично, однако теперь неудобно расположена ручка открывания. Кроме этого, обновленная «Нива» получила бесконтактную систему зажигания, алюминиевый радиатор и карбюратор «Солекс». Объем двигателя стал 1,7 литра и мощностью 82 лошадиные силы. Два года спустя модифицировали и «Тайгу», установив двигатель с теми же характеристиками, но с центральным впрыском. Модификация получила код 21213. Примерно в это же время начинают и эксперименты с кузовом. В результате с конвейера сходит ВАЗ-2131 или пятидверная «Тайга». У этой модификации длина по сравнению с базовой увеличена на 500мм.

Были попытки увеличения длины и, так сказать, базовой «Нивы». На протяжении 1996-2011 ограниченной серией выпускался ВАЗ-21218 «Фора». Длина этого авто по сравнению с классической моделью увеличена на 300мм при том же количестве дверей. А с 1999 по 2007выпускалась и «Нива» с дизельным мотором производства Пежо. Он имел объем 1,9 литра и мощность 70л.с. Со временем двигатели выпускаемых авто привели к Евро-стандартам.

Благодаря своей удачной конструкции и качествам, «Нива», так сказать, пришлась по вкусу в различных службах и ведомствах, а потому ограниченным количеством выпускались модификации для пожарной службы, скорой помощи, инкассации (с бронированным кузовом) и даже гоночные модификации для участия в ралли. Не обошлось и без выпуска пикапов, кабриолетов и, так называемых, «пляжных джипов», которые вместо цельно кузова имели съемный брезентовый верх и трубную конструкцию.

Возможно, кто-то и посчитает «Ниву» морально устаревшим автомобилем и скривит брезгливо нос при слове АВТОВАЗ, но тем не менее LADA 4×4 остается популярным и доступным вариантом (по сравнению с импортной продукцией) у многих граждан как в нашей стране, так и за рубежом. Сами владельцы соглашаются, что авто имеет определенные недостатки, как все наследие советского автопрома, однако при должном тюнинге (обесшумливании, установки дополнительного оборудования и т.д.) 2131 вполне может составить конкуренцию автомобилям более престижных марок. Среди сильных сторон «советского джипа» называют, прежде всего, хорошую проходимость, возможность ремонта в полевых условиях. Среди слабых сторон – низкое качество металла и запчастей и недостаточно комфортное размещение задних пассажиров.

Другие модели марки Lada
Lada (ВАЗ) 2120 (Nadezhda)
Lada (ВАЗ) 2106
Lada (ВАЗ) 2110
Lada (ВАЗ) 2110
Lada (ВАЗ) 1111 (Oka)
Lada (ВАЗ) 2131
Lada (ВАЗ) 2108