Lada (ВАЗ) 2108

Появление ВАЗ 2108 по праву можно считать одним из ключевых моментов в истории отечественного автопрома. Именно с этого автомобиля началось производство переднеприводных авто в нашей стране. Правда, долгое время на этот шаг высшее руководство не решалось. Ведь для выпуска новой модели требовалось почти полностью сменить оборудование на заводах. По тем временам оно считалось практически новым – не прослужило и десяти лет. Однако технический директор АВТОВАЗа в конце 70-х годов ХХ века М.Фаршатов высказал мнение, что к моменту начала производства 2108 оборудование проработает уже 15 лет. К тому же замена будет происходить не сразу, так что в среднем большая часть оборудования проработает 20 лет и его замена будет вполне обоснованной. Это мнение было учтено и в 1977 году работа над созданием переднеприводной Лады началась.

Если при разработке и производстве новых моделей часто используют базу уже имеющихся авто, то Lada (ВАЗ) 2108 проектировалась, как говориться, с нуля. В новом автомобиле воплотились более 40 принципиально новых конструкторских решений, причем половина из них принадлежала именно сотрудникам АВТОВАЗа. Широко использовали детали из пластмассы как в салоне, так и снаружи – энергопоглощающие бамперы. Кстати, помощь в разработке после заключения контрактов оказывали фирмы «Порше» и UTS – дочернее предприятие ФИАТ. В связи с этим смешанными командами работы велись одновременно в трех городах: Тольятти, Турин и Штутгарт. Само собой, что все решения принимались и утверждались в Тольятти.

Работа продвигалась быстро. В 31 декабря 1978 года закончилась сборка первого экспериментального образца «восьмерки» – трехдверного хетчбека. Автомобиль имел такие габариты: 4006мм длины, 1650мм ширины, 1402мм высоты. Высота дорожного просвета составила 140мм. Кузов имел непривычную по тем временам форму, в народе прозванную «зубилом».

Объем багажника был относительно небольшим, всего 270 литров. Но он быть увеличен классическим для хетчбеков способом – сложить спинку заднего сидения. Правда, у ВАЗ 2108 спинка не ложилась вертикально, что затрудняло перевозку габаритных грузов.

Авто оснащалось рядным поперечнорасположенным карбюраторным двигателем. Благодаря использованию новых технологий производства, масса двигателя по сравнению с двигателями предшествующих моделей «жигулей» была снижена на 20кг, а потребление топлива уменьшилось на 15%. Кроме того, впервые в истории советского автостроения была применена электронная бесконтактная система зажигания. Она позволила за счет усиления мощности искры использовать обедненные горючие смеси, то есть, экономить бензин.

Объем базового двигателя, установленного на первые партии ВАЗ 2108, составлял 1,3 литра. Мощность же развивалась 65 лошадиных сил. Это был неплохой надежный двигатель, который без проблем «ходил» 150 тысяч километров. Разумеется, что ему требовался должный уход и «негоночная» эксплуатация.

Весной 1979 года автомобиль был продемонстрирован высшим членам советского правительства и получил одобрение. После чего продолжились работы по испытанию, доводке и устранению недостатков как отдельных узлов, так и всего автомобиля в целом. Для проведения всех необходимых испытаний и доводки было построено 150 машин ВАЗ 2108 и 500 двигателей к ним. Параллельно с испытаниями шли работы по освоению сборки узлов и автомобилей в заводских цехах и их переоборудование. Всего в разработке и производстве нового авто участвовало 300 различных предприятий.

Серийный выпуск начался в 1984 году. На внутренний рынок планировали выпустить новую модель ВАЗ 2108 под названием «Спутник». Однако это название не прижилось. Вместо него больше использовалось название «Самара». В народе же авто называли просто «восьмерка» или «Лада».

Конечно же, не смотря на прогрессивность конструкции авто, особенно первых выпусков, обладало рядом некоторых недостатков. Так новая система зажигания, а точнее дефицитные запчасти к ней доставляли немало хлопот владельцам, как и карбюраторы «Солекс». Кроме этого, ненадежными оказали дверные замки, а пластмассовые литые панели в салоне начинали тарахтеть после небольшого пробега. Впрочем, грохот и скрип панелей в салоне не всегда мог возникать из-за недоработки. При неправильной эксплуатации авто (перегрузка), после ДТП, например, панели переставали плотно прилегать к кузову. Со временем конструкторам удалось устранить некоторые из этих недостатков, портящих общее впечатление от автомобиля и затмевающие его достоинства. Среди последних можно назвать хорошую управляемость, удобные передние сидения (особенно по сравнению с более ранними моделями «жигулей»), экономичность двигателя и соответствие тогдашним европейским нормам экологических стандартов.

С 1987 года «восьмерка» стала оснащаться 1,5-литровым двигателем мощностью 70 лошадиных сил. А специально для экспорта в некоторые страны до 1996 года устанавливался 1,1-литровый мотор, развивающий мощность 54 «лошадки». А для Великобритании выпускались «восьмерки» с правым расположением руля.

К 1990 году возникла необходимость рестайлинга. Модели, производимые до этого года, имели короткие передние крылья. Однако пластмассовые накладки (в народе «клюв») деформировались под воздействием солнечных лучей и отходили от корпуса. Крылья сделали длинными, несколько увеличили длину капота. Также и радиаторная решетка стала выглядеть современнее. В приборную панель добавился тахометр, а отделка салона стала выполняться велюром (не на всех авто).

Несмотря на недостатки, о которых уже говорилось, «восьмерка» была долгое время одним из самых популярных автомобилей в стране. Этому способствовала относительно низкая стоимость, доступность автозапчастей и относительная недороговизна сервиса (впрочем, многие автовладельцы, имеющие «правильные» руки с поломками справлялись и справляются самостоятельно), экономичность и дизайн. Кстати, кроме базовых кузовов выпускались двухместные грузопассажирские фургоны-«челноки» с пластиковым высоким верхом, кабриолеты (в очень небольшом количестве). Кроме того, в 90-х годах «восьмерка» была символом достижения определенного положения и очень уважалась среди «братков». Широко распространены на дрогах бывшего СССР ВАЗ 2108 и сегодня и многие из этих экземпляров были подвержены различным вариантам тюнига.

Другие модели марки Lada
Lada (ВАЗ) 2120 (Nadezhda)
Lada (ВАЗ) 2106
Lada (ВАЗ) 2110
Lada (ВАЗ) 2110
Lada (ВАЗ) 1111 (Oka)
Lada (ВАЗ) 2131
Lada (ВАЗ) 2121
Lada (ВАЗ) 2121