Lada (ВАЗ) 1111 (Oka)

Автомобильный рынок бывшего постсоветского пространства, всегда остро нуждался, не только в полноразмерных, среднеразмерных и компактных авто, спрос существовал также и на микролитражные автомашины. До конца семидесятых годов, этот спрос пыталась удовлетворить пресловутая мотоколяска СМЗ С-3Д, которую в народе ласково называли различными шутливыми прозвищами, вроде «инвалидка», «трясучка» или «коробочка».

На смену знаменитой «инвалидке»

Но время движется неумолимо, а вместе с ним, растут и запросы потенциальных потребителей, и к средине восьмидесятых, стало абсолютно понятно, что крохотная «коробочка» устарела, как в моральном, так и, во вполне материальном, техническом плане. Нужно было срочно что-то менять, и решение нашлось. Еще в 70 году, когда СМЗ С-3Д только сошла впервые с конвейера автозавода в Серпухове, разрабатывать новый микролитражный автомобиль начали в конструкторском бюро того же автозавода, надеясь существенно обновить модельный ряд.

На то время, проект поразительно напоминал всю ту же мотоколяску, несколько модифицированную и доработанную. Это было вовсе не то, что нужно, для удовлетворения рынка, и серпуховские инженеры решили передать свое «детище», то есть, фактически, всего лишь, наброски чертежей, на завод АвтоВАЗ. Конструкторы автозавода в Тольятти, где, как известно, есть собственное КБ, предпочли подойти к делу, с совершенно другой стороны. В результате их трудов, спустя довольно длительное время, на свет и появился полноценный автомобиль, правда совсем крохотный, который впоследствии получил, личное имя ВАЗ 1111 или Lada Oka.

Первые прототипы, были готовы уже к 82 году прошлого века, а к 85 уже было собрано, и три варианта предсерийных моделей. Однако настоящий прототип, в опытно-промышленном масштабе, появился только в 1987 году, а серийное производство Lada Oka стало возможным только к средине 88 года. Автомобиль получился на славу, никто и ожидать не мог, что «инвалидка» преобразиться в такую, вполне современную, автомашину, оснащенную почти по последнему слову техники, да еще и обладающую достаточной степенью надежности и функциональности. Уже полностью готовый проект ВАЗ 1111, вкупе с прототипом, прошедшим все испытания и тестирования, руководство АвтоВАЗа решило отдать обратно на СеАЗ, а также на завод в городе Набережные Челны (теперь производство называется завод Соллерс). Да и сам АвтоВАЗ, также наладил линии по производству Оки, которую и выпускал, вплоть до 94 года прошлого века.

Автомобилистам предлагался суперкомпактный автомобиль, имеющий много общего с разрабатываемой в то время АвтоВАЗом, моделью 2108, а также, с японским микро-каром Daihatsu Cuore. Lada Oka выпускалась в единственно возможном, варианте кузовных решений – трехдверном хэтчбеке, предлагающем максимальную функциональность и комфорт, особенно для людей, с ограниченными возможностями, а такая категория автомобилистов, учитывалась разработчиками, в первую очередь. Рассчитан автомобиль ВАЗ 1111, был на четыре посадочных места, имел переднемоторную компоновку, а также и привычный для всех, традиционный привод на передние колеса.

Технические особенности ВАЗ 1111

Так как подходящей платформы, на то время, не нашлось, а использовать мотоколяску, в качестве базы, было довольно неудобно, то ее пришлось разработать самостоятельно. В итоге, колесная база ВАЗ 1111 составила 2.18 метра, а при этом, общая габаритная длина компактного авто, достигла 3.2 метра, что гораздо больше пресловутой «инвалидки». Однако это уже и была, совершенно другая машина. Ширина Оки была 1.42 метра, а высота 1.4 метра. Общая снаряженная масса Lada Oka, всего на пять килограммов превышала тонну, то есть авто получилось сверхлегким. Естественно, что по аэродинамику автомашины, речь даже и не велась, да и впрочем, машина вовсе была не предназначена для «гонок по вертикали».

Изначально, Lada Oka должна была оснащаться новым трехцилиндровым силовым агрегатом, однако к моменту, когда пришло время серийного выхода авто, движок еще был совсем не готов. Потому разработчикам потребовалось срочно предпринять какие-то практические шаги, и они их, несомненно, сделали. Хитроумные конструкторы просто «отрезали» от стандартного «четырехцилиндровика», который предназначался для ВАЗ 2108, два цилиндра, получив, таким образом, двухцилиндровый агрегат атмосферного типа, объемом 0.65 литра, и мощностью в 29 лошадиных сил. Крутящий момент такого мотора был 44 Нм, он был оснащен клапанным механизмом, типа OHC, и имел карбюраторную систему питания. Максимально, Ока с таким «движком», могла развивать до 130 километров в час, а «сотню» развивала за 22.3-24.9 секунды. Скоростным, этот автомобиль, назвать, явно было нельзя, но к этому никто и стремился. Этот двигатель прекрасно работал на бензине, с октановым числом не меньше 93.

В 1995 году, для ВАЗ 1111 был разработан и еще один двигатель, с рабочим объемом уже 0.75 литра. Этот движок, как и его предшественник, представлял собой часть полного «четырехцилиндровика». При крутящем моменте 55 Нм, он уже мог развить до 33 «лошадок» мощности. Как и предшественник, он был карбюраторный, имел систему питания, типа OHC и имел жидкостное охлаждение. Он требовал того же горючего, и динамические показатели авто, с таким мотором, не изменились.Зато на сто километров, он тратил всего 3.2 литра горючего на трассе. В городском, чрезвычайно напряженном, режиме езды, Ока с таким агрегатом, потребляла не более шести литров бензина.

К 2006 году, производство Оки на заводе ЗМА было заморожено, так как производство выкупил новый владелец, который, в быстро устаревающей модели, был вовсе не заинтересован. Производство продолжалось в Серпухове, где в это же время, вышла и новая модификация Оки – СеАЗ-11116 , с предустановленным новым китайским, трехцилиндровым силовым агрегатом, рабочим объемом в 1.3 литра, который по сравнению со своими отечественными «сородичами» обладал завидной мощностью, в 53 лошадиных силы. Правда, был еще и промежуточный вариант, 0.9-литровый «движок» от АвтоВАЗа, который в связи с дефолтом, так и не был окончательно внедрен в производство. Агрегатировали все моторы Lada Oka, четырехскоростными механическими коробками переключения передач, а для некоторых модификаций, предлагалась также пятискоростная «механика».

Дизайн Lada Oka. Достоинства и недостатки

Внешний и внутренний дизайн, сверхкомпактного автомобиля Lada Oka, разрабатывался ведущим дизайнером АвтоВАЗа своего времени, талантливый человек, по имени Верещагин Юрий Александрович. Он придал машине несколько угловатые черты, которые, впрочем, на момент выхода автомашины на рынок, выглядели вполне прилично. Крохотный автомобильчик имел черного цвета бампера, квадратные фары, «спрятанные» в глубокие ниши, а также пластиковую радиаторную решетку, с двумя продольными «ребрами».

В 1998 году, конструкторы презентовали, на московском мотор-шоу, концептуальный автомобиль Ока 2, который был выполнен в стиле био-дизайн. Машина имела сглаженные, более обтекаемые кузовные линии, а также большие фигурные фары головного света. Несмотря на то, что концепт выглядел более чем привлекательно, но из-за финансовых трудностей, машина в серийное производство, так и не попала.

Интерьер салона ВАЗ 1111 был предельно прост и лаконичен, никаких излишеств – машина должна была быть максимально дешевой, а это предполагает минимум удобств, порой, даже за счет функциональности. Крупный руль с двумя спицами, приборная панель, с одним прямоугольным стрелочным датчиком и несколькими световыми индикаторами. На консоли было, лишь несколько клавиш управления обогревом салона, и управления система авто. Ткани для обивки, да и пластик тоже, были довольно среднего качества, а водители часто жаловались на то, что на морозе он ужасно гремит. Однако в виду невероятно малой стоимости авто, все его недостатки, можно было и простить.

Отечественные автомобилисты, изначально, очень скептически отнеслись к выпуску Lada Oka, причем вовсе не случайно. Кроме малых размеров, машина не могла отвечать даже минимальным нормам безопасности, хотя некоторые краш-тесты, показали не самые низкие результаты. Оку негласно называли даже «капсулой смерти», а это уже выходит за рамки обычного юмора. В «минус» работали, колеса, на трех крепежных болтах, большие пороги, которые паталогически были не способны «держать» удар, запасное колесо под капотом, а также некачественные сварные работы, кузов автомобиля, порой, просто разрывало на части.

В 2013 году, АвтоВАЗ сделал официальное заявление, что собирается возродить автомашину Lada Oka, дать ей новую жизнь, с более качественным кузовом, совершенно обновленным дизайном, и новым функционалом. Кардинально-новую Оку, презентовать должны к 2020 году. Почему на разработку микролитражной модели отвели такой огромный срок, пока не известно. Будем надеяться, что новая Lada Oka станет более достойным автопродуктом, чем ее предшественница.

Другие модели марки Lada
Lada (ВАЗ) 2120 (Nadezhda)
Lada (ВАЗ) 2106
Lada (ВАЗ) 2110
Lada (ВАЗ) 2110
Lada (ВАЗ) 2131
Lada (ВАЗ) 2108
Lada (ВАЗ) 2121
Lada (ВАЗ) 2121