Знаменитая марка автомобилей Jaguar получила свое звучное название спустя 33 года после зарождения компании. Легендарный автомобильный бренд начал отсчет своего существования с 1922 года. Двум Уильямам, Лайонсу и Уолмсли, было суждено историей стать основателями небольшого предприятия в городе Блэкпул, специализирующегося первое время на выпуске мотоциклетных колясок. Предприятие получило название Swallow Sidecar Company. Так вошла в историю фамилия владельца гаража, в котором собирались первые мотоколяски. Эмблемой компании стал образ ласточки, потому что у англичан эта птица именуется как Swallow.


Спустя пять лет после начала колясочного бизнеса компаньоны перепрофилировали свою деятельность, направив все силы и энергию на создание оригинальных кузовов для автомобилей Austin Seven. Позже компания Swallow Sidecar занялась и сборкой кузовов для машин других известных производителей: Morris, Swift, Fiat, Wolseley и Standard. Модели автомобилей с неординарной внешностью сразу оказались в центре внимания прогрессивной общественности, представители которой по достоинству оценили грациозность и изящество форм, сочетающиеся с надежными эксплуатационными характеристиками и доступной стоимостью машин.

Jaguar SS 100

Первые шаги Swallow Sidecar в автомобилестроении

Основатели компании Swallow Sidecar были нацелены на создание уникального автомобиля, не похожего на модели, выпускаемые другими производителями. Для реализации поставленной цели Swallow Sidecar заключает договор с компанией Standard на разработку эксклюзивных шасси для своих моделей и их поставку. Итогом делового сотрудничества двух компаний стал автомобиль SS1 (Standard Swallow), который предстал свету в октябре 1931 года на площадке Лондонского автошоу. Новинка пришлась по вкусу покупателям. Вслед за ней на рынок вышла модифицированная версия SS1, салон которой стал просторнее и пропорциональнее за счет увеличения размера колесной базы. Присвоение модели SSI титула «Самого красивого автомобиля в мире» укрепило у создателей веру в успех и правильность выбранного пути. В 1932 году на рынок была выпущена менее мощная, а потому более дешевая версия SSII.

Появление новых моделей SS Jagaur

Продолжив работу над техническим усовершенствованием выпускаемых автомобилей, компания выпускает в 1935 году новинку, получившую название SS100. В экстерьере модели появились элегантные крылья, спицованные колеса большого диаметра, выдающиеся фары, топливный бак огромных размеров. Великолепие внешнего дизайна гармонично дополнял мощный 2,5-литровый двигатель, эквивалентный силе 104 «лошадей». Тогда же было решено ввести в название модели слово Jagaur, так как автомобиль по красоте и мощи ассоциировался с этой грациозной дикой кошкой. Реклама тех лет коротко и метко отражала впечатление, создаваемое новым седаном SS Jaguar: «быстрый как ветер, тихий как тень». В 1938 году на модель был установлен более мощный 3,5-литровый двигатель, что позволило машине достичь магической планки по развитию скорости, зафиксированной в то время на уровне 161 км/ч. В том же году сменился и логотип марки. Фигурка стоящего ягуара не впечатлила автолюбителей, поэтому она была заменена на силуэт животного в прыжке. Этот вариант логотипа до сих пор используется производителем, как и эмблема в виде головы рычащего ягуара, размещаемая на радиаторной решетке автомобиля. В 1939 году серийный выпуск модели седана SS Jaguar был прекращен.

Смена имени компании в послевоенные годы

Вторая Мировая война нарушила планы многих компаний, не стала исключением и фирма Swallow. Ее мощности были отданы под военные нужды. В послевоенный период аббревиатура SS, используемая в названии компании, стала наносить урон имиджу английского автопроизводителя. Ведь под такой же символикой действовали во время войны немецкие подразделения, запомнившиеся всему миру особой жестокостью. Поэтому компания переименовалась, взяв за основу название своей знаменитой модели SS Jaguar, но без первых двух символов.

Уже в 1949 году компания Jaguar Car выпускает на арену в серийном варианте спортивную модель XK120, способную развивать скорость до 212 км/ч. Это было абсолютным рекордом для машин, поставленных на поток. Понятно, что данная модель должна была участвовать в гонках. Только для победы производители дополнили ее обтекаемым кузовом и оснастили более мощным мотором. Таким образом, получился гоночный болид XK120С, который позже переименовали в C-Type. Именно под этим названием производитель выдвинул в 1951 году автомобиль для участия в гонке в Ле-Мане и не прогадал. Модель вышла в лидеры и стала победителем.

Jaguar F Type S

Через три года появился следующий вариант гоночного болида D-Type, в которой впервые в мире инженеры компании Ягуар использовали аэродинамический кузов-монокок. Впоследствии это стало нормой для всех гоночных автомобилей. В 1957 году команда Jaguar на болиде D-Type обошла всех противников в гонке «24 часа Ле-Мана», заняв все ступеньки призового подиума.

Последствия пожара на заводе в Браунс-Лейн

Успешное развитие марки было приостановлено чрезвычайным происшествием, в результате которого компания понесла многомиллионные убытки. В феврале 1957 года в огне сгорели производственные цеха. После восстановления уцелевшего оборудования силами рабочих компания смогла выйти через две недели после ЧП лишь на треть своей былой мощности. Однако конструкторы Jaguar в этот сложный период для компании вели разработку легендарной модели E-Type, которая была представлена общественности в Женеве на автосалоне в 1961 году. Всемирная слава этому автомобилю досталась за счет фантастического дизайна, отличной динамики и вполне привлекательной цены. В нью-йоркском Музее современного искусства Jaguar E-Type представлен в числе постоянных экспонатов. Благодаря неимоверному успеху этот автомобиль не сходил с конвейера в течение долгих 14 лет.

В сентябре 1968 года компания выпускает на мировую арену свой флагманский лимузин Jaguar XJ. За разработкой этой уникальной модели следил лично основатель компании Уильям Лайонс. Претерпев несколько модернизаций, в 1986 году вышла совершенно новая версия модели серии XJ. Эту модель также курировал Уильям Лайонс. К сожалению, после этого земной путь великого автомобилестроителя оборвался. У завода началась эпоха регресса, остановить который можно было лишь с другим собственником.

Появление нового собственника Ford Motor Company

Спустя три года после выпуска нового XJ компания Ягуар сменила собственника, перейдя под крыло Ford Motor Company. После проведения замены руководящего состава компании Ягуар, пересмотра направлений стратегического планирования ее дальнейшего развития и внесения инвестиций в производство новых моделей ситуация немного выправилась. Удалось улучшить качество сборки автомобилей, уменьшить производственные издержки, развить дилерскую сеть. Спустя семь лет удалось выпустить на рынок купе Jaguar XK8., а затем через некоторое время седан бизнес-класса S-Type.

В 2001 году на конвейер был поставлен компактная модель седана, получившая название Jaguar X-Type. При этом использовалась платформой модели Mondeo, которую предоставила компания Ford с целью снижения расходов на разработку новинки. Седан X-Type стал первой моделью Ягуар, выпущенной с передним приводом. Позднее на базе этого автомобиля была выпущена версия с кузовом «универсал». До этого в модельном ряду британского автопроизводителя подобных машин не было. В 2002 году подвергся модернизации и флагман компании Jaguar XJ, получивший алюминиевый кузов, который облегчил автомобиль на пару сотен килограммов.

Jaguar C X75 Supercar concept

К сожалению, усилия американцев не увенчались успехом. Компания Ягуар так и не вышла на прибыльный уровень, поэтому Ford Motor Company в 2008 году приняла решение о ее продаже вместе с Land Rover. В качестве покупателя выступила индийская корпорация Tata.

Влияние корпорации Tata на развитие знаменитого бренда.

Огромная финансовая поддержка, оказанная новым собственником знаменитой английской марки, позволила компании Ягуар выйти на новый уровень развития. Отдача от инвестиций не заставила себя долго ждать. В сентябре 2013 года на площадке Франкфуртского автошоу был представлен вниманию автолюбителей всего мира первый кроссовер с логотипом Jaguar – модель C-X17. На базе платформы, представленной производителем под кодовым названием iQ(AI), в ближайшем будущем будет разработан новый модельный ряд «Ягуаров». В планах компании намечен на 2015 год выпуск новой модели седана Q-Type. В 2016 году поставят на серийное производство кроссовер XQ. Знаменитый бренд, переживший взлеты и падения, опять уверенно набирает высоту.