Jaguar E-Type

Гоночная модель Jaguar E-type впервые на публике появилась в начале весны 1961 года на автошоу в Женеве. Чуть раньше на закрытом показе его в кузове купе выставили на обозрение ограниченному контингенту посетителей из СМИ и вип-персонам. Новинку приняли восторженно, поэтому два экземпляра повезли на в Женеву. Один из них тут же был продан мужу Бриджит Бардо, Жаку Шарье. Автомобиль понравился всем – даже Энцо Феррари, с предубеждением относившийся к британским разработкам, назвал модель самым красивым автомобилем. Через месяц новинку показали в Нью-Йорке на автовыставке. Оснащена «ешка» была по последнему слову – независимой задней подвеской, да и дисковыми тормозами могли похвастать далеко не все машины, 3,8-литровый 265-сильный агрегат доводил скорость до 241 км/ч., а «сотку» пробегал за 6,9 сек. Кроме того, его великолепный, дизайн, отличная динамика и бюджетная стоимость сделали его самым востребованным автомобилем.

Компании даже не надо было рекламировать эту модель, на нее была очередь. Автомобиль собирался в двух кузовах – в виде купе и с открытым верхом (родствер). Обе модели были востребованы. В процессе эксплуатации проявлялись мелкие недоработки автомашины – ограниченное пространство для ног, отсутствие вентиляции, кресла были недостаточно комфортны, повышенный расход масла. Но их с лихвой покрывали ходовые характеристики и дизайн автомобиля. Новый Ягуар оценили и американские покупатели, правда, к недоработкам они отнеслись требовательнее. Кроме того, они настаивали на «автомате».

Jaguar E-Type

Чтобы угодить заокеанским потребителям производителю пришлось пойти им навстречу. В 1964 году E-type стали оснащать новым 4,2-литровым мотором, синхронизированной коробкой передач, заменили сиденья и обновили электрику. В Женеве в 1966 году был показан вариант машины в закрытом кузове 2+2, имевшей удлиненную (на 24 см) базу колес и со вторым рядом сидений. Она оснащалась 3-ступенчатым «автоматом», имела удлиненные дверцы и дизайн от Боба Блайка. Осенью 1967 года появился модернизированный вариант спорт-кара, соответствовавший экологическим нормам США, без колпачков на фонарях и другими изменениями. Около 60% выпущенных машин продавались на американском рынке.

Вторая серия Jaguar E-type появилась в 1968 году на Британском моторшоу. Новинкой автомашины был усилитель руля, в виде опции предлагались штампованные колеса из стали. Изменилась форма бамперов, задних фар и переднего воздухозаборника. Вариант 2+2 отличался большим наклоном ветрового стекла. Изменения и доработки машины неизменно вели к наращиванию ее веса – масса удлиненного варианта с 2+2 с дооснащением превышала 1400 кг, хотя первоначальный вариант весил 1315 кг. До «сотни» он разгонялся уже за 8,9 секунд. Машина продолжала пользоваться спросом, но прежнего ажиотажа уже не наблюдалось.

Чтобы вернуть «зверю» скорость производителю пришлось поменять мотор. Мощный 5,3-литровый 12-цилиндровый двигатель V12 был представлен в третьей серии Jaguar E-type, выставленной весной 1971 года в рамках Женевского автосалона. Спорт-кар выпускался на удлиненном шасси и оборудовался в «базе» кондиционером, усилителем руля. Варианты открытых двухместных, закрытых 2+2 и двухместных купе уже не предлагались. В качестве трансмиссии устанавливалась 4-скоростная МКПП или 3-диапазонный «автомат». Вес машины составлял более 1,5 т. Но «ешка» не стала поворотливее первоначального варианта – 6,9 сек. до «сотни» и max скорость 229 км/час.

Переоснащение повлекло за собой увеличение скорости и расходов на горючее. К тому же через два года топливный кризис существенно сократил спрос на спортивные и неумеренные «в пище» автомобили. Введение экологических норм на выбросы ускорили незавидную участь модели – выпуск легендарной машины в 1975 году было решено свернуть. В 1975 году со сборочного конвейера сошли последние 49 экземпляров Е-Туре черного цвета. Они были снабжены памятными табличками с подписью основателя компании Ягуар Уильяма Лайонса. Так фирма расставалась со своей знаменитой моделью. Общий выпуск составил 72 тыс. единиц, заключительная версия с мотором V12 стала экспонатом заводского музея.

В 2011 году во многих странах торжественно праздновался 50-летний юбилей автомобиля. На ежегодном Женевском автосалоне была выставлена книга-альбом, посвященная виновнику торжества. В США показали коллекцию модификаций автомашин, а в гонке ретро-машин в Германии и Великобритании приняли участие тысячи счастливых обладателей этих экземпляров. В Великобритании был торжественно открыт памятник знаменитой «кошке».

Jaguar E-Type стал одним из трех видов автотранспорта, ставшим в 1996 году постоянным выставочным экспонатом Нью-Йоркского музея современного Искусства. Он возглавил список Топ спортивных автомобилей 60-х годов ушедшего столетия в Международном журнале спортивных автомашин в 2004 году. А в 2008 году в перечне The Daily Telegraph онлайн-опрос «100 самых красивых машин», выпущенных в разные годы, Jaguar E-Type украшал собою первое место. Владельцами Jaguar E-type стали известный ирландский футболист Джордж Бест, актеры Стив Маккуин и Тони Кертис.

Так получилось, что коммерчески успешная модель не всегда добавляет производителю заслуженного признания и финансового благополучия. Но E-type помнят: среди коллекционеров модель пользуется повышенным спросом, особенно первые серии легендарной «кошки».

Другие модели марки Jaguar
Jaguar XFR
Jaguar XFR
Jaguar XKR-S
Jaguar XKR-S
Jaguar XK
Jaguar XK
Jaguar XF
Jaguar XF
Jaguar S-Type
Jaguar S-Type
Jaguar XKR
Jaguar XKR