Будучи в свое время малоизвестным полукустарным авто-заводом, компания JAC всего за считанные годы превратилась в мощный концерн Китая, входящий в десятку лучших авто-производителей Поднебесной. В годы становления коммунизма в КНР, в 1964 году, в городке Хефей был заложен небольшой автомобильный заводик, основной задачей которого, в то время, было снабжение государственных структур Китая небольшими грузовиками. Так, никому неизвестный авто-производитель Hefei Jianghuai Auto из китайской глубинки, неожиданно расправил крылья в 1997 году, когда правительство Китая решило вложить немалые деньги в развитие предприятия, дав ему государственный статус – на старом фундаменте возник новый автостроитель Jianghuai Automotive Сo. Ltd., или попросту говоря, JAC.


Там где есть дорога, там есть и JAC

Официальное создание компании JAC Co. Ltd датировано 30 сентября 1999 года, когда компания получила свой номер в государственном реестре производителей КНР. На данный момент, предприятия компании Jianghuai Automotive Сo. Ltd. занимает территорию площадью 4.05 млн. метров квадратных со штатом сотрудников, исчисляемых 7000 человек. Продукция JAC выпускается согласно пятилеткам – как в старые добрые времена коммунистического строительства, от которых КНР не отказывается по сей день. Даже логотип компании – знаковый, представляет собой пятиконечную звезду, так полно отражающий ее принадлежность своей стране.

50-летняя история компании JAC в авто-производстве вылилась в ежегодные продажи 500 тыс. единиц транспорта различного назначения, но, в основном, на территории Китая. Ее «пяти-звездные» шасси, которые после 5 миллионов километров тестов в горах и долинах рек Китая, где температура колеблется от -40 до +40 градусов Цельсия, выдерживают нагрузки, недоступные другому грузовому транспорту. Возможно поэтому, авто производства JAC настолько востребовано в странах с экстремальным климатом, где нужна по-настоящему крепкая «лошадка». В ассортименте продукции от JAC – легкая, средняя, тяжелая грузовая техника, мультифункцональный коммерческий транспорт, внедорожники, седаны, шасси для автобусов и грузовиков, двигатели, трансмиссии, комплектующие.

Среди прочих производителей авто, 30% коммерческого транспорта для внутреннего рынка Китая выпускает именно JAC. Легкие грузовики от JAC не один раз становились бестселлерами в КНР и завоевывали призы, как лучший коммерческий транспорт года. Последние годы началась экспансия JAC на общемировой рынок, но, в основном, в развивающиеся страны – Колумбию, Египет, Эфиопию, Бразилию, Афганистан, Вьетнам и прочие – в 30 стран по всему миру.

Сотрудничество, давшее мощный толчок JAC

Важной вехой в становлении компании стало начало сотрудничества с корейским авто-гигантом Hyundai в 2003 году. На базе мини-вэна Hyundai Starex был спроектирован JAC Refine, причем Hyundai полностью оснастила своим оборудованием производственные площадки Jianghuai Automotive Сo. Ltd. Хотя дружба с Хэндай окончилась уже давно, на технологических линиях родом из Кореи по сей день собираются авто JAC. В 2009 году правительство Китая пыталось навязать JAC новое сотрудничество, но уже с китайским производителем авто – Chery, аргументируя их совместной дислокацией в Хефее. Однако, руководство Jianghuai Automotive Сo. Ltd. не привлекала перспектива быть поглощенным более крупным концерном Chery и, чтобы стать более независимой, компания JAC начала расширять линейку своих легковых авто. JAC Co. Ltd стала первым авто-производителем в Китае, который открыл собственные дизайн-студии за пределами страны – в 2006 году в Турине и в Токио, чтобы разрабатывать дизайн авто европейского уровня, конкурентоспособный как на внутреннем рынке, так и за его пределами.

Первые «легковушки» от JAC

К дизайну первых седанов JAC – Tojoy и Tojoy-RS «приложила руку» известная с 1930 года итальянская компания по дизайну авто и производству кузовных деталей – Pininfarina, в послужном списке которой разработки для Ferrari, Alfa Romeo, Maserati, Fiat. Внешний вид Tojoy был навеян Пекинской оперой, древней архитектурой и китайскими «счастливыми» облаками. 1.5-литровый мотор Tojoy расходовал 4.5 л топлива на 100, 30% кузова были изготовлены из устойчивой к растяжению стали, что дало возможность китайской «малютке» пройти европейские краш-тесты. Выпущенная в 2009 году, Tojoy взяла многочисленные государственные награды, самой весомой из которых стала победа в конкурсе J.D. Power на самое экономичное авто Китая.

Среди топовой продукции JAC – мини-вэн Refine, возглавляет тройку лучших коммерческих авто Китая на протяжении многих лет. Практически точная копия Hyundai H1, флагман модельного ряда JAC, Refine или Ruifeng для китайского рынка, выпускается с 2000 года, а в 2004 была выпущена его новая версия – Ruifeng Gold. 60% его конструктивных узлов – чисто китайского производства. Другой бестселлер от JAC – кроссовер Rein со стандартной комплектацией – 2.4 л двигатель, выжимающий 137 лошадиных сил, несколько раз становился победителем в номинации «Лучший SUV года Китая».

Совсем недавно увидел свет новый седан JAC Benjoy, разработанный китайским дизайн-ателье TJ Innova и доступный пока только на внутреннем рынке КНР. Выпускается с двухлитровым двигателем, разработанным компанией AVL из Австрии, или с 2.3-литровым агрегатом, созданным на базе совместного предприятия Shenyang-Mitsubishi. Седан JAC Benjoy С-класс, премьера которого состоялась в ноябре 2007 года, с того момента отличился, как лучшее авто 2008 года в Китае, заняв высшую позицию в номинациях «Самый лучший автомобиль для семьи» и «Автомобиль, который потребитель хотел бы купить больше всего». В том же году продажи Benjoy вылились в 10 тыс. экземпляров.

Электромобили JAC

В августе 2010 года был запущен в производство электромобиль JAC J3 EV, который мог пройти без подзарядки около 130 км. С тех пор, J3 EV от JAC претерпел два рестайлинга, последний из которых был продемонстрирован публике на Шанхайском авто-шоу в сентябре 2012 года. Общие продажи JAC J3 EV на декабрь 2013 года исчислялись 4068 единиц – и это второй показатель по Китаю в разрезе продаж электромобилей. «Обскакать» JAC удалось только Chery QQ3 EV.

В апреле 2013 года было объявлено о новом сотрудничестве JAC – с американским производителем электро-кар GreenTech Automotive (GTA), создателем известной MyCar. «Плодом» американско-китайской кооперации должен стать электро-седан, рассчитанный на пятерых пассажиров, базирующийся на платформе JAC Rejoice, оснащенный электродвигателем от GTA. Сборка «новенького» в ряду экономичных мини-авто будет производиться в Америке, Хорн-Лэйк, штат Миссури. Предполагается, что седан будет преодолевать 100 миль без подзарядки, а расход электро-топлива составит 19 кВт/час. Создание дилерской сети и первичные продажи JAC-GTA детища должны начаться в конце 2013 года, при этом на растерзание приверженцам «зеленых технологий» будет предоставлено 2000 экземпляров.