Автомобильная марка Hyundai – известный корейский бренд на мировом авторынке. Ее создатель Чон Чжу Ен был одним из могущественных и влиятельных магнатов Южной Кореи, в 1992 году баллотировавшийся на пост главы государства.

Будущий бизнесмен родился в семье бедных крестьян. С 18 лет он работал в столице разнорабочим, грузчиком, автомехаником. В 1939 году он открывает мастерскую по ремонту автомобилей, в 1947 году предприятие назвали Hyundai (в переводе «современность»). Через год была зарегистрирована строительная компания под именем Hyundai Civil Industries, именно с этого года и ведет отчет своей истории корейский холдинг. В России в результате некорректной транслитерации на русский язык произношение марки несколько искажено. Вместо уже устоявшихся «Хьюндай», «Хундай» и некоторых других интерпретаций правильнее название звучит, как «Хёндэ́» или даже допустимо «Хёндай».


В конце 40-х штат предприятия насчитывал вместе с учредителем 12 человек. Приход на предприятие младшего брата хозяина, имевшего навыки разговорной английской речи, позволил в годы Корейской войны получать неплохие подряды от американских военных. Удача, трудолюбие и предпринимательское чутье Чона позволили предприятию безболезненно перенести годы войны 1950-1953 гг. и сколотить неплохой капитал. На исходе 50-х состав семейной компании насчитывал уже не один десяток фирм по выпуску электроники, локомотивов, станков, нефтехимической продукции, автомобилей. В конце десятилетия и в начале нового компания Hyundai начала сборку седанов Ford, заключив соглашение с американским автоконцерном. Так появились в производстве Granada, Cortina и грузовые машины Ford D-750.

Hyundai Santa Fe

«Корейское экономическое чудо» в истории страны связывают с именем военачальника Пак Чжон Хи, ставшего в 1961 году организатором военного переворота. Его первые директивы касались послевоенного восстановления Кореи, благодаря которым компания Хёндай получила несколько выгодных контрактов и безупречно с ними справилась. В 1972 году руководство страны решило вплотную заняться созданием и развитием собственного автопрома, определив для этого четыре компании. Среди этой четверки оказалась и Хёндай. Задачи перед компаниями были поставлены непростые – к концу десятилетия каждая из них должна довести выпуск автомобилей до 50 тысяч экземпляров в год и используемые комплектующие на 91% должны быть корейского производства.

В компании началась напряженная работа. Будущего олигарха не устраивала роль поставщика продукции на внутренний рынок, его амбиции были далеко идущими – выход на внешние рынки и мировое признание. Появление продукции на консервативном европейском рынке обдумывалось особенно тщательно. Взгляды азиатов и европейцев на добротный и надежный автомобиль немного разнились. Для реализации этой цели были приглашены известные европейские специалисты в области дизайна. Высадка «десанта» корейских автомашин в Европу началась с модели Pony, в оформлении дизайна которой принимала участие итальянская фирма ItalDesign под руководством Giorgio Giugiaro, а в качестве базы была использована Мицубиси Кольт.

Впервые Pony увидели на автосалоне в Турине, где она была восторженно встречена приглашенными и прессой. СМИ отмечали техническое оснащение и оригинальный дизайн модели. Европейские потребители увидели авто под именем Exel и оценили не только технические характеристики и внешний вид, но и привлекательную стоимость «корейца». В это же время на внутреннем рынке эта модель среднего класса была нарасхват, ее смогла позволить себе одна треть населения. Успех превзошел все смелые ожидания Чона, в середине 80-х автомобиль стал популярен во многих государствах. Был освоен авторынок Канады, а позже удалось «покорить» и требовательных американцев. К 90-му году Hyundai Motor Company удалось занять свое место в «высшем свете» автопроизводителей, только в США ей удалось продать более миллиона своих автомашин.

Позднее для этих рынков было собрано несколько новинок, самой известной из них стала Sonata. Она появилась осенью 1988 года, а после доработок в течение десятилетия, в том числе лицензионными деталями Mitsubishi, становится одной из самых востребованных автомашин фирмы. В 1990 году потребители оценили купе Scoupe, а в 1991 году – внедорожник Galloper (Pajero первого поколения), собранного по лицензии Mitsubishi. Выполняя директивы руководства страны, корпорация работает над созданием собственных комплектующих. В 1991 году освоено производство фирменного двигателя Alpha с объемом 1,5 л, а в 1993 году – Beta. Далее последовали Gamma, Delta… Но сотрудничество с Mitsubishi было продолжено.

Hyundai ix onic

В эти годы автокорпорация преследовала одну цель – удержаться на освоенных престижных ранках. Вскоре в Калифорнии распахивает двери собственный дизайнерский центр Hyundai California Design. В 1992 году мир увидел первый концепт-кар автокомпании – HCD-I, а чуть позже появилась небольшой серией престижная модель HCD-II, «одетая» в кузов спортивного купе. Осенью 1994 года появилось новое поколение серии Х-3 с именем Accent – внешний вид Pony претерпел изменения от угловатости «подростка» Х-1 и приглаженности «денди» Х-2 до обтекаемости «супермена» Х-3, в 1999 году состоялась презентация второго поколения.

В 1996 году на очередном Женевском автосалоне общественность увидела спортивное купе Coupe, появившееся в США и Корее под названием Tiburon. Конец 1997 года ознаменовала модель Atoz, через два года после модификации она стала именоваться Prime. В 1998 году появился обновленный «вездеход» Galloper II и начат выпуск универсалов большой вместимости Santano. Процветающий бизнес несколько пошатнул разразившийся азиатский кризис: снизилась реализация на внутреннем рынке. Но компания продолжает разработку новинок – международная автопресса оставила о двух моделях EF Sonata и XG очень лестные отзывы. В 1999 году представительскую новинку Equus (Centennial) сразу же оценили президенты крупных компаний и госчиновники высокого ранга и пополнили ею свой автопарк. Компания Хёндай выпускает еще 4 модели серии Centennial, затем Accent, модифицированный Coupe и Trajet. В этом году работоспособность концерна поражает: за рубеж отправлено более 700 тыс. автомобилей, а реализация на корейском рынке достигла докризисных показателей.

В 2000 году Южная Корея, стряхнув с себя остатки кризисных явлений, взяла курс на реструктуризацию семейных холдингов. В глазах общественности таковые превратились в сгусток коррупции и неэффективного менеджмента. Поэтому еще при жизни создателя из мегахолдинга выделилось одно из его самых рентабельных производств – автокомпания Hyundai Motors. Лидером корейской автоиндустрии она становится после приобретения в 1998 году компании-соотечественницы Kia/Asia Motors. «Аппетит» Hyundai после этого увеличился, были предприняты попытки его «утолить» за счет покупки Daewoo Motors, но расчеты экономистов были неумолимы – приобретение нерентабельное. На этом решении и остановились.

Спонсорство в 2002 году мирового чемпионата по футболу в Японии и Корее помогло дальнейшей раскрутке бренда и продвижению марки на зарубежные рынки. Активно функционируют производственные мощности автоконцерна за рубежом – на заводе в индийском городе Ченнай начато производство модели Sonata, а на заводе HMC (Турция) запущен конвейер по производству фургонов H-1. В 2002 году корейский концерн с китайской автомобильной компанией BAIC учреждают СП Beijing Hyundai Motor Company. В Китае строится второй автозавод по сборке Hyundai Kia Automotive Group. В 2005 году, кроме выпуска значимых для автокорпорации моделей (седана Grandeur и Santa Fe), происходит важное событие – ворота открыл новый автозавод в США в городе Монтгомери штата Алабама, ставший для корейской корпорации стратегической площадкой и укрепившей ее позиции на североамериканском рынке. Одна из недавних новинок Solaris с начала 2011 года собирается на заводе, расположенном в России под Санкт-Петербургом. Солярис в оцинкованном кузове исключает появление коррозийных процессов, а достаточный размер клиренса обеспечивает хорошую проходимость на неблагоприятных российских дорогах.

Hyundai Veloster

Перед корейской «интервенцией» не смогли устоять труднодоступные рынки Европы и Северной Америки. Сейчас продажу машин осуществляют более 5000 автосалонов, представленных во многих странах. Производственные мощности Хёндай размещены в Китае, Индии, Венесуэле, Египте, а также Индонезии, Судане, Египте, Пакистане, Тайвани, России. Не менее впечатляющей выглядит ее разветвленная производственная сеть в Южной Корее. Одним из крупнейших является завод в г. Ульсан, состоящий из пяти производств, каждое из которых специализируется на сборке определенных моделей автомашин. Завод в Чон Джу производит автобусы и грузовики. В городе Асана в огромном производственном комплексе налажена штамповка, сварка, окраска, расположен завод двигателей и выпуск нескольких моделей машин. Между производственными цехами заводов размещены большие вольеры с разнообразными животными, которые, по мнению руководства автоконцерна, стимулируют повышение производительности работников.

Создатель автоимперии умер в 86-летнем возрасте, успев при жизни насладиться успехом своего творения. Его последователи продолжают победное шествие уже именитой марки. Она еще уступает своим основным конкурентам, но все же входит в десятку лучших мировых производителей автотранспортных средств. И это не предел – Hyundai всегда стремится к покорению вершин. Ведь ее слоган «Новое мышление, новые возможности». И она не замедлит ими воспользоваться…