В 70-х годах командование армией США приняло решение отказаться от военизированных гражданских грузовиков, которые служили транспортными средствами для связи передовой и тыла в ходе военных действий. Требования армии были крайне высоки – новый армейский транспорт должен был иметь легкую броню, но соразмерный вес, обладать возможностью форсировать водные препятствия, снежные заносы, пустынные барханы и, при этом, быть исключительно надежным, долговечным и пригодным к быстрому ремонту. Этим универсальным армейским автомобилем стал внедорожник HUMMER от компании AM General.


История HUMMER начинается в 1979 году, когда армия США объявила конкурс по разработке транспорта, соответствующего самым высоким военным стандартам – мобильного многоцелевого колесного транспортного средства (HMMWV) или, попросту говоря, Хамви (Hamvee). В этой напряженной гонке за размещение многомиллионных государственных заказов по производству военного внедорожника «были заявлены» компании Teledyne с джипом Cheetah и Chrysler Defence, которая разработала адаптированного под пустынный ландшафт внедорожник Saluki. Компания AM General, дочернее предприятие компании American Motors (AMC), – третий участник соревнования, не располагала на тот момент даже идеей концепта, однако, засучив рукава, она вскоре предоставила Хамви – внедорожник, которому было суждено выиграть тендер и стать легендарным «универсальным солдатом» HUMMER.

Hummer Longbo

Разведка боем

Прототипом для военизированного джипа Hamvee послужил печально известный Гепард (Cheetah), сконструированный Lamborghini в 1970 году. Отчасти оттого, что это была первая «проба пера» Ламборджини на стезе создания внедорожников, Гепард не оправдал даже самых скромных ожиданий. Концепт-кар Гепард был представлен на Женевском автосалоне 1977 года, но до испытаний в полевых условиях так и не дошел – сотрудничество вооруженных сил с «макаронниками» завершилось в момент презентации Cheetah, организованной для представителей командования армией США. Неудачно подобранный двигатель от Chrysler объемом 5.9 литров с 180 конными, установленный на заднюю ось, не имел нужной тяги для такого тяжеловесного «вояки», как Гепард, массой в 2 тонны. Были и другие огрехи, так что проект был свернут. Кстати сказать, Lamborghini подала судебный иск на Teledyne в связи с оспариванием авторских прав на разработку дизайна внедорожника Cheetah.

В июле 1980 года Хамви, наряду с прототипами от Teledyne и Chrysler, отправился в пустыню Невада на испытания – всего через одиннадцать месяцев с момента появления первой линии чертежа авто на бумаге. Концепт HUMMER был доставлен на три полигона военных сил США: в форт Хантер-Лиггетт, в Юму и Абердин, где его тестирование длились пять месяцев.

Итак, по окончании испытаний, выбор армии пал на Хамви, а AM General стала счастливым обладателем контракта на сумму 1.2 млрд. долларов, подписанного в марте 1983 года. В соответствии с контрактом, AM General обязывалась выпустить 55 тыс. внедорожников HUMMER, которые должны были занять свое место в строю в течении последующего пятилетнего периода. Инженерное бюро AM General подготовило четыре модификации Хаммера для производства – мини и макси авто «Красный крест», вариант для перевозки солдат и транспортировки грузов.

На переработку прототипа в серийную модель у AM General ушло еще шесть месяцев. Первые Хаммеры были запущены в производство на заводе Mishawaka, штат Индиана. В январе 1985 года контракт с военными был расширен – еще 15000 единиц Хамви предстояло выпустить с конвейера AM General. Первые тактические джипы HUMMER предназначались для форта Льюис, штат Вашингтон, где на тот момент дислоцировалась 9-я пехотная дивизия, и для мотострелковой дивизии учебного центра армии США – Якима, штат Вашингтон. Центру Якима было суждено стать главным полигоном дальнейшего модульного тестирования HMMWVs с 1985 по декабрь 1991 года.

Hummer H3

Боевое крещение

Тактический армейский внедорожник HUMMER был разработан, в первую очередь, для перевозки солдат и легких грузов за линию фронта, а не как боевая машина для передней линии. У Хамви не было брони или защиты от химического, биологического, радиационного и прочего оружия массового поражения. Тем не менее, потери Хамви были относительно низкими в операциях, подобных войне в Персидском заливе. Первое крещение HUMMER состоялось во время вторжения США в Панаму в 1989 году – в операции Just Cause. С тех пор HMMWV стал базовым автомобилем военных сил США и многих других армий по всему миру. Более того, 10 тыс. Хамви были предоставлены США в распоряжении сил коалиции во время войны в Ираке.

Однако, несмотря на продуманное конструктивное решение, транспортным средствам HMMWV и их экипажам был нанесен значительный ущерб во время операции в Могадишо, Сомали. Вторжение, задуманное как молниеносная операция, затянулось – необходимо было выводить из окружения экипажи сбитых вертолетов «Черный ястреб». В Сомали HUMMER стал героем – благодаря его ходовым качествам и прочности кузова, который неожиданно обеспечил неплохой уровень защиты от перекрестного огня, удалось вывезти уцелевших солдат из оцепления. Hamvee никогда не был предназначен для передовой, особенно для военных действий в условиях оккупированного города под интенсивным огнем стрелкового оружия, пулеметов и гранатометов. Тем не менее, Хамви прошел проверку боем успешно.

После Сомали военные признали необходимость разработки более защищенных HMMWV, в связи с чем AM General создала M1114 – бронированный HUMMER, способный противостоять огню стрелкового оружия. Модификация Хамви M1114 производилась в ограниченном количестве с 1996 года и применялась в военных действиях США на Балканах и Ближнем Востоке. Обновленная конструкция Hamvee была оснащена более мощным двигателем с турбонаддувом, полным приводом, усиленной системой подвески. Кабина и пассажирский салон M1114 были полностью бронированы, а также защищены пластинами из закаленной стали и вставками из пуленепробиваемого стекла. С увеличением количества прямых атак и возросшей активностью партизанской войны в Ираке, компания AM General практически все свои производственные мощности переориентировала на производство Hamvee M1114.

Hummer

Хамви на гражданке

Война а Персидском заливе послужила своего рода большой рекламной компанией для базовой модели HUMMER, который стал героем многочисленных сообщений с полей сражений. Повышение заинтересованности общественности Хаммером, привело руководство компании к блестящей идее – производить гражданскую версию HMMWV. AM General планировала начать продажу гражданской версии Humvee еще в конце 1980-х годов, но только в 1992 году эта мысль воплотилась в жизнь – M998 Humvee был выпущен под брендом HUMMER.

Имея ту же конструкцию и механическую начинку, что и Хамви, – 6.5-литровый турбодизельный двигатель с крутящим моментом 583 Нм, гражданские Хаммеры приобрели некоторые удобства обычных легковых автомобилей, такие как: кондиционер и стерео-систему, современную обивку и отделку салона деревом, звукоизоляцию и эйр-бэги. В рекламной компании HUMMER участвовал Арнольд Шварценеггер.

В 1992 году ограниченная партия HUMMER Limited edition была продана прямо с завода, а уже в 1993 году у бренда появилось 50 дилеров. В 1999 году AM General выпустила новую модификацию H1, одновременно продав права на реализацию авто под брендом HUMMER компании General Motors, оставшись при этом производителем легендарного внедорожника. С 2003 года выпускается еще одна модификация Хаммера – H2, с 2006 – H3 на предприятиях Shreveport , LA и Port Elizabeth в Южной Африке, причем в этом же году было объявлено о прекращении производства внедорожников HUMMER модификации H1, общее количество которых с момента начала производства исчисляется цифрой 11 818 единиц.