«Мы видим мир не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким он может быть» любимое высказывание Соичиро Хонда, которое привело Honda Motor Company к головокружительному успеху, сногсшибательному и необъяснимому.

Истоки мечты

История Honda фактически начинается 17 ноября 1906 года в небольшом японском городке Тенрой в префектуре Сизуока. В этот день, в семье Гихея и Мики Хонда родился маленький мечтатель Соичиро. Тогда никто не подозревал, что японский мальчонка Соичиро Хонда гордо заявит о себе на весь мир. А пока что, мать ткала пряжу, отец ремонтировал трактора в своей мастерской, маленький Соичиро мастерил свои первые игрушки. Кто знает, возможно, тогда малыш уже задумал великую экспансию Honda?

Наблюдая за отцом, Соичиро схватывал все на лету, изучая с раннего детства устройство сложной сельскохозяйственной техники и моторизованных рисовых мельниц. Когда же Хонда-старший взялся за починку велосипедов, повзрослевший Соичиро помогал ему, перенимая отцовский опыт и совершенствуя свои навыки. В 15 лет Хонда переехал в Токио и начал работать подмастерьем в авторемонтной мастерской. А уже к 17 годам он превратился в высококвалифицированного механика, которому доверял известный японский гонщик Шиничи Сакибахара, одержавший победу в гонке Tsurumi Trophy 1924 года не без участия легкой руки Соичиро Хонда. Поработав еще некоторое время под чужим началом, Honda вскоре открыл свой собственный авто-ремонтный цех в Хамамацу, где он продолжал оттачивать свои технические и инженерные способности.

Honda Civic винтаж

Полеты во сне и наяву

1946 год. Разоренная Япония лежит в обломках после поражения во второй Мировой Войне, но жизнь продолжается и народ требует не только хлеба и зрелищ, но и хочет передвигаться на недорогом экономичном транспорте. Занявшись установкой подержанных двигателей на велосипеды, превращая их в импровизированные мопеды, Хонда неплохо преуспел в этом деле. Успех предприятия подвиг его в 1948 году к организации компании Honda Motor, которая должна была производить двигатели для мопедов, а в перспективе – мотоциклы.

Первые двигатели Хонда Мотор выпускались объемом 50 и 98 куб. сантиметров. В 1949 году компания начала производить рамы, задумав концепцию своего первого мотоцикла Dream Type D. Двухтактный двигатель с 98 кубиками и мощностью в три лошадиные силы – таков был мотоцикл мечты Соичиро Хонда, ставший, впоследствии, бестселлером. Но Хонда хотел большего и вскоре началось производство E-Type Dream с четырехтактным двигателем объемом 146 кубиков, мощностью 5 с половиной лошадиных сил, который мог развивать скорость 80.5 км/час. Рама и подвеска обновленного Dream Type была спроектирована Соичиро Хонда собственноручно.

В 1952 году Honda запустила в производство новую модель – Cub Type F. Этот небольшой мотоцикл был укомплектован двухтактным двигателем мощностью 1.2 лошадиные силы с объемом 50 куб. см. В течении года компактный Cub Type F расходился тиражом 6500 единиц в месяц. Устойчивый денежный поток от продаж этой популярной модели заложил финансовую базу для дальнейшего развития компании Honda.

В 1953 году Honda начала производство Benly J Type – мотоцикла с четырехтактным трехскоростным двигателем мощностью 3.8 л.с. Более сложная инженерная конструкция Benly J состояла из штампованной стальной рамы, телескопической передней подвески и задней – на вращающемся подпружиненном стержне.

Первые шаги триумфального шествия

Революция в мотоциклетной индустрии началась в 1958 году, когда Honda начала завоевывать американский рынок, выпустив C100 Super Club. Это был первый мотоцикл Honda, продаваемый в США. Знаменитая маркетинговая кампания Хонда, вооруженная слоганом “Самые красивые люди ездят на Honda!”, в конечном итоге, привела к тому, что более чем 30 миллионов американцев приобрели Super Club и он стал самым продаваемым мотоциклом всех времен и народов.

Через некоторое время, Хонда опять привлекла внимание общественности, выпустив CA72 Dream (250 куб. см) и, последующую за ней, модель CA77 Dream (305 куб. см). Эти мотоциклы были оснащены двумя надежными спаренными двигателями, но их штампованная сварная рама плохо зарекомендовала себя на высоких скоростях. Ходовые качества и управляемость мотоциклов улучшилась, когда Honda установила сдвоенный двигатель на стальную трубчатую раму и усилила мощность при помощи двух карбюраторов. Так увидели свет мотоциклы серии Superhawk – CB 72 и CB 77, заслужившие всеобщее признание за счет своей надежности.

Получая постоянную прибыль с продаж C100, руководство Honda направило свои взоры в сторону мото-гонок, поразив мировую общественность в 1961 году своей победой в ралли на острове Мэн. Секрет Хонды заключался в пятицилиндровом двигателе объемом 125 кубиков, который сходу набирал 22000 об/минуту и был самым скоростным в своем классе из всех существующих на то время.

Honda Accord

Расцвет империи Honda

Финансовый успех модели C100 и опыт, приобретенный в конструировании гоночных моделей мотоциклов, позволили Хонде перейти на следующий уровень своего развития и начать производство более габаритных мотоциклов с мощными моторами. Первым коммерчески успешным мотоциклом в данном классе стал Черный Бомбардировщик (Вlack Вomber) CB450, выпущенный в 1965 году. Торсионный двигатель с высоким крутящим моментом, установленный на CB450, стал первым решительным шагом Honda в борьбе с английскими мотоциклами за господство на американском рынке.

1969 год ознаменовался выпуском нового Черного Бомбардировщика Honda CB750 Four, еще более мощного и надежного, чем его предшественник. CB750 сразу же завладел рынком, порадовав руководство компании небывалыми объемами продаж. Успех 4-цилиндрового двигателя CB750 окрылил инженерное бюро Хонды и линейка среднегабаритных мотоциклов с 350, 400 и 550 кубическими движками буквально «вылетела» в продажу. Так началась новая эра универсального японского мотоцикла, которая положила конец доминированию Великобритании на мотоциклетном рынке.

Засеяв зерна нового дизайна в 1969 году, компания Honda собрала небывалый урожай в 1978 году. Трансформировав CB750 вначале в GL1000 Gold Wing с 4-цилиндровым 999-кубическим двигателем, снабженным водяным охлаждением, в 1978 был анонсирован флагман модельного ряда Honda – культовый классический мотоцикл CBX Windjammer. Это был мотоцикл туристического класса с 6-цилиндровым рядным двигателем, специально разработанный для длительных путешествий. С того момента, каждый уважающий себя фермер-провинциал с ветерком рассекал просторы сельскохозяйственных угодий именно на Windjammer.

Небывалый ажиотаж вокруг «туристов» Хонды подвиг компанию к производству модели Interstate в 1980 году, которая была укомплектована боковыми кофрами и прекрасно держала равновесие даже при загрузке «под завязку». В этом же году были выпущены модели Sabre и Magna с V-образным экономичным двигателем, которые возглавили целую серию мотоциклов VF с мощностью в диапазоне от 400 до 1000 куб.см.

За серией VF последовала новая плеяда мотоциклов VFR, флагманом которой стал мотоцикл VFR 750R класса спорт-туристик – мощный, надежный, отлично сбалансированный. В 1996 году Хонда выпустила самый быстрый и популярный мотоцикл CBR1100XX Super Blackbird (1137куб.см), вызвавший бурный восторг у любителей долгоиграющих путешествий и запредельных скоростей.

Журнал People внес имя Хонда в список «25 самых интригующих людей 1980 года», назвав его японским Генри Фордом. Сейчас Honda Honda Motor Company – это компания с оборотным капиталом более биллиона долларов, которая выпускает самые продаваемые мотоциклы в мире. Объемы продаж мотоциклов Хонда превышают продажи даже таких монстров мото-рынка, как Harley-Davidson и Triumph на их внутреннем рынке.

Что нам стоит автомобиль построить?

Параллельно с производством мотоциклов, в 1963 году Хонда начала выпускать автомобили, несмотря на запретные директивы министерства промышленности и торговли Японии, которое полагало, что таких авто-производителей, как Тойота, Ниссан и Мицубиши – предостаточно. Первый автомобиль от Honda – это небольшой спорт-кар S500, по горячим следам которого в 1966 году были выпущены модели S600 и N360.

Honda NSX

Самый знаменательный год в истории компании Honda – 1972, когда свет увидела модель Civic. В 1973 году Хонда начала выпуск Civic со своим знаменитым экологичным двигателем CVCC. В 1976 в модельном ряду Хонды появляется модель Accord в кузове хэчбек, в 1977 – в кузове седан. По оценкам американских экспертов Honda Accord был признан самым экономичным автомобилем 1975 года. В 1978 году Хонда запустила в производство модель спортивного купе Prelude.

80-е годы были отмечены запуском все большего количества новых моделей. Так, в 1980 году была выпущена Ballade, а в 1981 – модели Vigor и City. Модельный ряд Honda 1983 года расширился с приходом модели Ballade Sports CRX. В 1985 году Хонда впервые продемонстрировала Life, Legend и Integra. В 1988 году США начали выпускать модификацию так полюбившегося американцам Accord – Accord Coupe. Рубеж 1989 года был успешно пройден и ознаменовался представлением прототипа Honda HR-V.

90-е года начались с успешного дебюта модели NSX. В 1994 был анонсирован минивэн Honda Odyssey, в 1995 был выпущен кроссовер Honda CR-V. Продолжая выпуск спортивных авто, в 1998 Honda представила кабриолет S2000, ставший впоследствии автомобилем года. В конце 1999 года Хонда представила универсал класса люкс Avancier. В 2000 году Accord была признана самой продаваемой в США.

Сегодня Хонда «правит бал» на мировом автомобильном рынке предоставляя потребителям просторные минивэны, семейные седаны и надежные внедорожники. Легендарные Honda Civic и Honda Accord до сих пор являются самыми титулованными моделями, удерживая свои преимущества на рынке США и Европы.