У нас в России автомобильная марка Holden практически никому неизвестна, так как австралийская компания прежде всего делает ставку на внутренний рынок.

Интересно, что Holden одна из старейших автомобилестроительных компаний мира. Датой основания компании считается аж 1856 год, однако производством автомобилей австралийцы занялись несколько позже.


Основателем компании является англичанин Джеймс Александр Холден. Переехав жить в Австралию, мужчина поселился в Аделайде, где вскоре открыл небольшое предприятие, получившее название “J. A. Holden & Co”. Изначально на заводе производили механизмы для различных транспортных средств (например, для экипажей).

В начале 20 века австралийская компания решила сфокусироваться на производстве автомобилей, однако сделать это оказалось не так-то просто. Из-за отсутствия опыта и недостаточного финансирования, австралийцам пришлось начать с малого, а именно с изготовления запчастей и автомобильных кузовов.

Вскоре компания Holden оказалась в списке интересов концерна General Motors. Сначала американцы договорились с австралийцами о поставках кузовов для модели Chevrolet. С этой задачей Holden справилась на “отлично”, и уже в 1931 году General Motors прибрала австралийскую компанию под своё крыло.

Holden Cruze

Заручившись поддержкой своего американского покровителя, руководство Holden наконец-то приступило к работам по созданию первого в мире австралийского автомобиля, который был выпущен в 1948 году. Модель под названием 48-215 оказалась весьма популярной в Австралии, поэтому неудивительно, что спустя некоторое время специалисты Holden приступили к разработке нового автомобиля…

Прошло всего несколько лет, а Holden уже безраздельно царствовали на внутреннем рынке. В 50-ые годы руководство компании даже подумывает о расширении сферы деятельности, однако наполеоновским планам австралийцев помешала обострившаяся конкуренция.

Мировые автопроизводители разглядели в австралийском рынке большой потенциал, и вскоре на “зелёный континент” вторглись американцы из Ford, следом за которыми последовали и японцы. Чтобы взять ситуацию под контроль, руководство Holden бросило все силы на разработку сразу нескольких новых моделей. В 1960 году было запущено производство автомобиля Holden FB, а в 1966 году на рынке появилась модель HR, ставшая настоящим бестселлером.

Одним лишь выпуском новых моделей дело не ограничилось. Австралийцы из Holden всерьёз взялись за улучшение безопасности своих автомобилей. К примеру, вышеупомянутая модель HR имела передние ремни безопасности даже в базовой комплектации!

Благодаря предпринятым мерам австралийцы показали “кто в доме хозяин”. Конечно, Holden упустил возможность выйти на мировой рынок, однако, как говорится “лучше синица в руках, чем журавль в небе”.

В 70-ых годах Holden провела реорганизацию производства, результатом которой стал выпуск одного из самых лучших автомобилей компании – Commodore. Машина была построена на базе Opel Senator и представляла собой гармоничное сочетание уникального дизайна и отличных ходовых качеств.

Следующую десятилетку компания откровенно провалила, однако этому есть вполне логичное оправдание. Дело в том, что в 80-ых годах австралийское правительство сделало неразумный ход, взяв курс на увеличение экспорта автомобилей. Всё это привело к серьёзным финансовым потерям со стороны внутренних производителей. Так, руководство Holden было вынуждено закрыть сразу несколько своих заводов…

Впрочем, австралийцы пережили кризис достойно и уже в 90-ых наверстали упущенное, увеличив долю своих автомобилей на внутреннем рынке с 21% (1991 год) до 28% (1999 год). Стоит отметить, что начиная с этого момента практически весь модельный ряд Holden построен на базе автомобилей Opel.

В 2001 году австралийская компания выпустила третье поколение двухдверного купе Monaro. Интересно, что если первые два поколения особого успеха за пределами “зелёного континента” не достигли, то третья попытка оказалась более удачной.

Примерно в это же время австралийская компания открывает новое подразделение Holden Special Vehichles (далее просто HSV), где начинается разработка чисто спортивных моделей. При создании спорткаров, специалисты HSV практически всё делают с нуля. Исключением является лишь кузов, который обычно заимствуют от одной из базовых моделей Holden. Остальные же детали (двигатель, элементы конструкции, подвеска и трансмиссия) изготавливаются с нуля или подвергаются полной модернизации.

Одной из самых интересных моделей HSV является седан XU6 построенный на платформе Commodore. Автомобиль оснащён двигателем V6 объёмом 3,8 литра, развивающим мощность 245 лошадиных сил. Разгон до 100 км/час австралийский спорткар осуществляет за 7,5 секунд, а максималка достигает 250 км/час.

Есть автомобили и помощнее. К примеру, модель ClubSport, оснащённая 5,7- литровым двигателем от Corvet мощностью 346 лошадиных сил, способна разгоняться до сотни за 5,2 секунды, а максимальная скорость может достигать 295 км/час. Конечно, на фоне европейских, американских и японских спорткаров эти цифры выглядят довольно бледно, однако в австралийском автопроме HSV являются несомненными лидерами.

На сегодняшний день Holden остаётся лучшим австралийским автомобилестроителем. Тем не менее, по объёмам продаж на внутреннем рынке компания немного сдала позиции, уступив первенство японцам из Toyota.

Стоит отметить, что руководство Holden ведёт очень грамотную и в некоторой степени осторожную политику, благодаря чему будущее компании выглядит безоблачным. Уже сейчас австралийцы знают, какими проектами будут заниматься через 5 и даже 10 лет.

Так, на данный момент специалисты Holden занимаются разработкой сразу нескольких новых моделей, которые увидят свет не раньше, чем через 5-7 лет. Предполагается, что автомобили будут построены на инновационных платформах от General Motors. Машины смогут похвастаться уникальными топливосберегающими технологиями и наличием современных мультимедийных установок. Вполне вероятно, что благодаря новым моделям компания Holden наконец-то станет широко известна и за пределами “зелёного континента”!