Огромную роль в истории становления отечественного автопрома сыграл Горьковский автомобильный завод (далее просто ГАЗ), который на протяжении длительного времени оставался крупнейшим автомобилестроительным предприятием России. Сегодня под маркой GAZ выпускаются как легковые, так и грузовые автомобили,


История предприятия берёт своё начало в 1929 году, когда Высшим советом народного хозяйства СССР было принято решение о необходимости строительства автомобильного завода. Интересно, что для этого была достигнута договорённость с американцами из Ford Motor Company, которые должны были оказать техническую помощь при проведении строительных работ, а именно предоставить определённое оборудование и технологии. Если учесть, что взаимоотношения советской России и США в эти годы были крайне сложными, то данное сотрудничество иначе как уникальным и не назовёшь!

Одна из первых моделей ГАЗ

Строительство завода было закончено уже к 1932 году, и вскоре с конвейера предприятия сошли первые автомобили, а именно грузовики модели ГАЗ-АА и легковушки ГАЗ-А. До начала войны было создано ещё несколько моделей, а затем завод целиком и полностью сфокусировался на нуждах фронта.

За годы Второй мировой на Горьковском автомобильном заводе было произведено несколько тысяч танков, бронеавтомобилей и самоходных автомобилей, а также немыслимое количество боевых зарядов и военного снаряжения.

После окончания войны на предприятии была проведена полная реорганизация, в результате чего был обновлён весь модельный ряд автомобилей ГАЗ. Первой послевоенной разработкой стал грузовик ГАЗ-51, который вошёл в историю отечественного автомобилестроения, как крайне надёжная, неприхотливая и работоспособная машина.

Спустя некоторое время свет увидела модель ГАЗ М-20, легендарная “Победа”. Одной из уникальных черт автомобиля была чрезвычайно малое аэродинамическое сопротивление, чего удалось добиться благодаря специфичной форме кузова машины. Кроме того, “Победа” отличалась приятным дизайном и весьма удобным салоном. Всё это сделало автомобиль настоящей иконой того времени!

Интересный факт, что “Победу” изначально хотели назвать “Родиной”, однако, узнав об этом, Сталин задал руководству компании провокационный вопрос: “а почём “Родину” продавать будете?”. Начальство завода намёк поняло, и уже через несколько дней название автомобиля было изменено!

Отдельно хочется рассказать о истории появления легендарной эмблемы автомобильной марки ГАЗ. Впервые изображение оленя появилось на передней панели модели “ЗИМ” ещё в 1950 году. При выборе эмблемы начальство Горьковского автозавода руководствовалось тем, что предприятие расположено буквально посреди бескрайних лесных массивов, где можно было встретить оленей и медведей. От идеи использовать изображение мишки быстро отказались, а вот рогатый олень пришёлся руководству завода по душе. Одной эмблемой дело не ограничилось. Так, на переднем бампере “Победы” нашлось место для небольшой хромированной фигурки грациозного оленя!

ГАЗ M1

50-ые годы в истории ГАЗ’а стали одними из самых успешных. Сначала на заводе была создана модель ГАЗ-69, представляющая собой простой и выносливый внедорожник, а затем в 1956 году с конвейера сошла первая “Волга”. Автомобиль оснащался довольно мощным по тем временам двигателем (70 лошадиных сил), благодаря чему “Волга” развивала скорость до 130 км/час, а время разгона до “сотни” составляло всего 34 секунды. Конечно, в 21 веке такими цифрами никого не удивишь, однако для советского автопрома 50-ых годов это были впечатляющие показатели!

Следующую десятилетку руководство ГАЗ посвятило расширению модельного ряда своих грузовых автомобилей. Были выпущены модели ГАЗ-52, ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Последняя отличалась довольно высокой грузоподъёмностью и великолепной проходимостью. Так, грузовик мог преодолевать крутые подъёмы (до 37 градусов) и уверенно чувствовал себя на бездорожье.

Уже в 1970 году предприятие представила модель ГАЗ-24. Новая “Волга” отличалась улучшенными динамическими качествами, строгим дизайном и просторным комфортабельным салоном. Уже через пару лет ГАЗ-24 стал повсеместно использоваться в качестве такси. Интересно, что у новой “Волги” разгон до 100 км/час осуществлялся за 23 секунды, что на 11 секунд быстрее первого поколения. Прогресс, как говорится, на лицо!

Спустя несколько лет ГАЗ выпустит ещё одну легендарную модель – ГАЗ-14 или просто “Чайка”. Автомобиль, оснащённый довольно мощным V-образным 8-цилиндровым двигателем, отличался высокой комфортабельностью и отличным техническим оснащением. Кроме того, “Чайка” могла стремительно “лететь” со скоростью до 175 км/час. Вообще, “Чайка” стала для ГАЗ’а эдаким полигоном для тестирования новых технологий, которые в последующем были массово использованы и в других автомобилях марки.

В 80-ых годах руководство предприятия решает расширить производство. Совместными усилиями был разработан целый проект, согласно которому должно было быть построено несколько новых производственных площадок общей площадью 700 тысяч кв. м. К реализации проекта приступили уже в 1984 году, однако строительство новых объектов затянулось чуть ли не до середины 90-ых.

Волга ГАЗ 21

Безусловно, на сроки строительства повлияла нестабильная ситуация в стране, а именно начало перестройки и распад Советского Союза. ГАЗ’у было крайне тяжело адаптироваться к новым рыночным условиям, однако благодаря накопленному за годы работы опыту предприятие сумело преодолеть кризис.

В 1997 году ГАЗ начинает активно сотрудничать с итальянцами из FIAT. В этом же году на рынок выходит новая модель “Волга-3110”, которая оснащалась 150-сильным двигателем и отличалась от предшественницы более современным дизайном.

Стоит упомянуть, что в 2005 году был образован автомобильный холдинг “Группа ГАЗ”, ставший крупнейшим в России. В состав холдинга вошло 18 различных предприятий, расположенных в 10 регионах России.

В 21 веке российское предприятие продолжает активно сотрудничать с зарубежными автомобилестроительными компаниями. К примеру, в 2010 году была достигнута договорённость с американцами из General Motors, согласно которому на заводах ГАЗ началась сборка модели Chevrolet Aveo.

Сегодня на автозаводе ГАЗ производят несколько моделей грузовых и легковых автомобилей. Основной приоритет сделан на седан ГАЗ-3110 “Волга” и его модификации, который является настоящей “визитной карточкой” предприятия. Так же не стоит забывать и о знаменитой “ГАЗели”, которая у большинства россиян непременно ассоциируется с “маршруткой” или машиной скорой помощи.