История компании FIAT, являющейся крупнейшей в мире автомобилестроительной корпорацией, начинается в конце XIX века. Название автогигант получил путем сокращенного написания своего полного наименования Fabrica Italiana Automobili Torino, то есть FIAT. Сначала после каждой буквы ставилась точка (F.I.A.T.), однако впоследствии от лишних символов в имени компании отказались. Первой эмблемой автопроизводителя стал древний пергамент, на котором художник изобразил название компании. В последующих логотипах не раз менялась форма эмблемы и цвет основного фона, но всегда присутствовали четыре знаменитые буквы.

Джованни Аньелли: историю делают личности

Большую роль в развитии компании ФИАТ сыграл Джованни Аньелли, возглавивший в 1899 году производство автомобилей на базе небольшой фирмы, принадлежащей инженеру Джованни Баттиста Чейрано и занимающейся выпуском велосипедов. В том же году была разработана Аристидом Фаччиоли модель Welleyes, ставшая прототипом первого легкового автомобиля марки FIAT. В ее конструкции использовался 2-цилиндровый двигатель, объем которого составлял 663 кубических сантиметров, работающий в паре с 2-ступенчатой коробкой передач.

После выкупа предприятия у Чейрано Аньелли сконцентрировался на модернизации производства. Первый завод компании со штатом 150 человек открылся в Корсо Данте в 1900 году. На имеющихся мощностях удалось выпустить 24 автомобиля модели 3/12 HP, в конструкции которых не предусматривалось наличие передачи заднего хода.

В 1901 году инженеры FIAT меняет в конструкции машин расположение двигателя, переместив его вперед. Данное техническое новшество было реализовано на модели «8 PS». В1902 году под руководством инженера Энрико создается автомобиль, оснащенный мощным 4-цилиндровым мотором, объем которого составлял 4,2 л.

Fiat 508 S 1937 год

Мера по отмене пошлин на ввоз импортной стали, принятая в Италии в 1903 году, способствовала расширению производства легковых и грузовых автомобилей, автобусов, а также двигателей, изготавливаемых компанией для судов и самолетов. В том же году ФИАТ выпускает свой первый грузовик.

В 1904 году на смену деревянной раме приходит стальная конструкция, а механизм сцепления заимствуется с моделей Mercedes. Компания ФИАТ в том же году выпускает небольшую партию роскошных автомобилей, имеющих в своем оснащении 4-цилиндровый двигатель с объемом, равным 10 литрам. Мощность этого мотора достигала 60 л/с. В 1906 году инженеры компании сконструировали модель автомобиля, рассчитанного на перевозку более 4-х пассажиров и багажа, масса которого составляла не менее 100 кг.

Для увеличения продаж первых моделей Джованни Аньелли внедряет в компании в 1912 году поточное изготовление машин вместо поштучной сборки. Данная технология, революционная для того времени, позволила не только ускорить выпуск машин, но и снизить их себестоимость. В это же время талантливый предприниматель убеждается в том, что каждой компании, работающей в автомобилестроении, необходима разработка своего стиля.
Для повышения производительности труда рабочих Джованни Аньелли создает сеть социальных структур, улучшающих качество жизни работников и членов их семей. Открываются специальные школы, медицинские учреждения и даже спортивные клубы.

Победы в гонках популяризируют бренд

Распространение славы об автомобилях итальянского производителя на мировом рынке происходило за счет ярких побед на знаменитых гонках того времени. В 1902 году под управлением Винченцо Лянча автомобиль Fiat 24 HP, собранный специально для участия в гонках, одержал победу по скорости подъема на холм Sassi-Superga. Джованни Аньелли также участвовал в заездах Second Tour of Italy на модели 8 HP, добившись рекордного результата. В 1911 году во Франции на гонках Гран-При модель ФИАТ S61, оснащенная 10,5-литровым мотором, заняла призовое место. После этого события о бренде FIAT заговорили в Европе.

1912 год ознаменовался выпуском модели Zero, получившей широкое распространение среди автолюбителей. Чтобы выделить итальянскую модель от машин других производителей, Аньелли поручил своим мастерам придумать шесть вариантов облицовки радиатора. FIAT, как и Alfa Romeo, одним из первых воспользовался услугами сторонних компаний (Locati & Toretta, ателье Touring) по изготовлению оригинальных кузовов для своих моделей.

Открытие автозаводов в Италии и за ее пределами

В 1908 году итальянская марка выходит на рынок США путем создания дочерней компании Fiat Automobile Co. Выпуск продукции начался в 1909 году заводе Poughkeepsie. На территории России также было открыто дочернее предприятие, которое развивалось благодаря вливанию итальянского капитала. Вместе с тем расширялось производство автомобилей и внутри страны. Для реализации этих целей в 1916 году автопроизводитель начинает строить огромный завод Lingotto и через шесть лет вводит его в эксплуатацию. Предприятий, сравнимых по производственным мощностям, в Европе не было. Огромное здание состояло из пяти этажей. Крыша объекта использовалась в качестве трассы, на которой тестировали выпускаемые автомобили. Неудивительно, что этот автозавод стал символом всего автопрома Италии.

Лидерство компании FIAT в итальянском автомобилестроении

В годы Первой мировой войны ФИАТ расширяет производственные мощности и увеличивает численность рабочих до 30 тысяч человек. Помимо автомобилей концерн начинает выпуск аэропланов, железнодорожной техники, двигателей и других видов продукции. Сделать такой рывок компании удается за счет выдающихся организаторских способностей Джованни Аньелли, а также умелой работы администратора Витторио Валлетта. Именно в этот период ФИАТ занимает лидирующие позиции в автомобилестроении и становится самой крупной компанией в Италии.

Fiat Panda

Вскоре после завершения Первой мировой войны на свет появился с помощью инженера Кавалли серийный автомобиль ФИАТ-501. Эта простая модель, оборудованная 1,5-литровым 4-цилиндровым двигателем, не сходила с заводского конвейера до 1926 года. За этот период удалось собрать 45 тысяч машин. Наряду с этой неприхотливой моделью автопроизводитель занимался выпуском более сложных и дорогих автомобилей, к числу которых относился «Superfiat». В этой престижной машине стоял 12-цилиндровый мотор, объем которого составлял 6,8 л. Однако спрос покупателей на это роскошное средство передвижения был невелик, поэтому было произведено всего 30 штук. Повторная попытка выпуска элитного автомобиля FIAT 519 продолжалась до 1929 года. В этой машине использовался 6-цилиндровый двигатель с объемом 4,8 л, а также гидромеханический усилитель тормозов.

Забастовки рабочих: отступить и вернуться обратно

Призрак коммунизма, бродивший по Европе в начале XX века, повлиял на заводы FIAT. В 1921 году Аньелли отказывается от собственности и покидает компанию под давлением рабочих, настроенных против него коммунистами, возглавляемыми Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти. Однако рабочие, которым было отдано предприятие в полное управление, не справились с предоставленными им полномочиями. Пережив период полного хаоса, приведшего к разрушению производства, рабочие признают ошибочность своих требований и просят Аньелли вернуться на прежнее место, чтобы возглавить вновь знаменитую компанию. Руководство концерном во второй раз Аньелли начинает после перехода власти в руки Муссолини. В 1927 году для управления компанией FIAT был создан холдинг IFI.

Увеличение числа выпускаемых автомобилей

В 1932 году дебютирует модель с логотипом FIAT под названием «Balilla». За годы производства вышло 113 000 автомобилей этой модели. Еще больше сошло с заводского конвейера машин ФИАТ-500, называемых иначе «Тополино» . Появление этой миниатюрной двухместной модели произошло в 1936 году. ФИАТ-500 является самым компактным автомобилем, запущенным в серийное производство. При его создании инженеры сначала разработали мини-кузов, после чего разместили под ним все необходимые агрегаты и технические узлы. 519 000 автомобилей «Тополино» было продано в течение 19 лет. В 1955 году выпуск мини-машины был остановлен.

Для достижения цели массового выпуска автомобилей руководство ФИАТа принимает решение о строительстве нового крупного автозавода Mirafiori. Работы по возведению объекта начинаются в 1937 году.

Развитие компании в послевоенные годы

Во время событий, связанных с началом Второй мировой войны, заводы ФИАТ подверглись значительным разрушениям. Выпуск легковых моделей был практически остановлен, но был востребован грузовой транспорт. После освобождения Италии предприятия, принадлежащие концерну FIAT, были национализированы. Руководство компанией осталось в руках Витторио Валетта, а основатель компании Джованни Аньелли умер в победном 1945 году.

В послевоенные годы с конвейеров автозаводов FIAT сходит большое количество новых моделей, среди которых нельзя не отметить двухдверный седан Фиат 500, а также Фиат 1100 B и 1500 D в кузове «универсал». Вслед за этими машинами появились усовершенствованные модели Фиат 500 C, 1500 E и 1100 E. Стоит особо отметить модель Фиат 1400, выпускаемой производителем с несущим кузовом. Именно этот автомобиль был предложен автолюбителям не только в бензиновой версии, но и в дизельном варианте.

Переход управления концерном внукам Джованни Аньелли

В начале 60-х годов автогигант приватизируется и его управление переходит в руки внуков Аньелли-старшего, одного из которых звали Умберто, а другого в честь знаменитого деда – Джованни-младший. Под их управлением был организован выпуск малолитражного автомобиля Фиат 850, произведенного в количестве трех миллионов единиц. Грамотная политика Джованни Аньелли-младшего позволила итальянскому автогиганту усилить свои позиции на мировом рынке.

Участие концерна FIAT в открытии АвтоВАЗа

В 1966 году концерном Фиат и руководством Советского Союза было подписано соглашение о строительстве Волжского автозавода в г. Тольятти. Производственные мощности советского АвтоВАЗа были рассчитаны на выпуск 2000 машин в день модели ФИАТ-124. Этот автомобиль итальянской марки был признан в 1967 году лучшим в мире. Выпуск классических моделей Жигулей «2105» и «2106» производился в течение длительного времени. Популярность продукции АвтоВАЗа стала снижаться лишь после перестройки, когда на авторынок России пришли производители иномарок.

Fiat Doblo

В 1969 в состав концерна ФИАТ входят компании Lancia и FERRARI. Фиат активно строит автозаводы на юге Италии, а также на территории Польши и Бразилии. В семидесятые годы прошлого столетия компания автоматизирует производственные процессы. Внедрение новейшей системы «Robogate» выводит концерн на новый виток развития.

Разработка автомобилей с электронной начинкой

В 1980 году на площадке Женевского автосалона общественности был показан FIAT Panda. Данная модель производилась в течение 20 лет в 60 модификациях. За этот период было выпущено 4 миллиона машин. В 1983 году Fiat разрабатывает знаменитую модель «Uno», в которой было реализовано множество нововведений, как в электронике, так и в устройстве двигателя, использовании альтернативных материалов и др. Выпуск FIAT Uno в Италии был прекращен, но модель не умерла. Права на производство FIAT Uno были переданы другим заводам концерна, расположенным в Польше, Турции, Египте. Мощности итальянских заводов были отданы под сборку новой модели FIAT Punto.

В 1986 году с приобретением компании Alfa Romeo итальянский концерн усиливает свое присутствие на мировом рынке. Благодаря грамотной инвестиционной политике компании вниманию автолюбителей была представлена новая модель Alfa 164, а затем Alfa 156, которая в 1997 году стала обладателем титула «Автомобиль года».

В девяностые годы прошлого века концерн выпустил ряд моделей, реализующихся на рынке с переменным успехом. Можно отметить хэтчбек Tipo (1988), седан Tempra (1990), универсал Tempra Station Wagon (1990) и фургон РИТ Marengo (1990). Среди дорогих и престижных моделей следует отметить Lancia Delta, Lancia Dedra, Alfa Romeo 33, Alfa 155. В 1995 году производитель снимает с производства модельный ряд Tempra и Tipo, вместо которых были поставлены на поток модели Bravo/Brava и Магеа.

Жизнь итальянского автогиганта в XXI веке

Первое десятилетие нового века концерн ФИАТ провел под эгидой новой философии, в рамках которой были созданы все новые модели именитого бренда. В 2002 году появляется трехдверный и пятидверный вариант модели Fiat Stilo. В 2004 году вышли после рестайлинга модели Seicento, Idea и Stilo. Увидела свет совершенно новая модель Multipla, а также полноприводной автомобиль Panda. В 2005 году в производство концерн запустил Fiat Croma, Fiat 600 и Fiat Grande Punto. В 2006 год на рынке появляются обновленные грузопассажирские модели Doblò и Sedici, городской кроссовер 4x4xTUTTI, участвующий в Зимних Олимпийских играх 2006 года на правах официального автомобиля. В 2007 году в салоны дилерской сети поступает обновленная Panda и Bravo, украшенные измененной эмблемой Fiat. Сегодня итальянский автогигант твердо стоит на ногах и уверенно смотрит в будущее.