Главная > Автомобильные новости > FIAT, история марки

FIAT, история марки

18.11.2006

Своему рождению итальянская икона автомобилестроения обязана молодому юристу Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli). После службы в национальной кавалерии в 1983 году он вернулся в родной Турин и был избран мэром города. В то время общество буквально бредило слухами о легких самоходных повозках, работающих на жидком топливе. Узрев в автомобилях выгодное будущее Джованни определился с целью и нашел состоятельных сподвижников. Обладая хорошей сетью контактов и доверия молодой туринец инициировал создание акционерного общества для выпуска автомобилей в 1899 году. Вложив в затею свою денежную лепту семья Аньелли настойчиво взяла бразды правления в свои руки, и Società Anonima Fabbrica Italiana Automobili Torino (сокращенно – FIAT) начала развиваться.

Будучи загипнотизированным желанием строить автомобили Джованни познакомился с известными конструкторами семейства Чейрано. Три брата активно работали над созданием двухместного экипажа с двигателем внутреннего сгорания. После совместных смотрин Аньелли договорился о покупке авторских прав на производство детища Маттэо и Джованни Чейрано, обзаведясь дебютной моделью FIAT.

В движение первенца приводила 4-сильная «двойка», обладавшая объемом 0,7 л и максимальным крутящим моментом на уровне 800 об/мин. Максимальная скорость равнялась 35 км/час, а расход топлива – 8л/100 км. Мотор работал в паре с 3-ступенчатой КПП, в которой задняя передача попросту отсутствовала. Родстер оказался весьма востребованным среди сливок итальянского бомонда, и стол заказов свежеиспеченной туринской фабрики был быстро завален клиентскими чеками. Вслед за первой моделью последовал ряд рестайлинговых модификаций, отличающихся как кузовами, так и мощностью.

На смену первой кагорте малолитражек из цехов FIAT начали выезжать более современные автомобили, оснащенные диковинными 4-цилиндровыми двигателями. Чувствуя тенденции среди богатых потребителей Аньелли ставил в моторный отсек большие и мощные 7-литровые «сердца», превратившие его детища в исчадия гоночного ада альпийских серпантинов. Бренд активно сотрудничает с перспективными гонщиками, и туринская эмблема начинает стойко ассоциироваться у людей с победоносным рейсингом. Наряду с драйверскими предложениями разработчики также выпускают добротный 4-местный релиз для частного извоза под обобщенным индексом 16.

В ответ на спрос со стороны иностранных клиентов в 1904 году был разработан огромный легковой автомобиль в кузове «торпедо». Располагая 11-литровым «исполином» в подкапотном пространстве 60-ая модель удовлетворяла пожелания требовательной заморской публики, у которой хорошо звенело в карманах. В качестве быстрого и вместительного авто с жесткой крышей потребителям предлагалась модель 24-40, оснащенная неистовым 7-литровым мотором от спортивного родстера. В период с 1905 по 1908 год успешно выпускался Fiat Brevetti как плод недавнего поглощения концерном автопроизводителя Ansaldi. В качестве авто для коммерческого извоза в 1908 на рынок вышел Fiat 1. Модель успешно выполняла роль такси в мегаполисах различных стран.

Аньелли не являлся иссушенным гонщиком или конструктором, но зато он знал толк в бизнесе и юриспруденции. Серьезный подход к автомобилестроению незамедлительно давал хорошие плоды. Вот уже, прослыв упорным энтузиастом и революционером, внимание туринского мэра привлек американец Генри Форд. Незамедлительно познакомившись с восходящей звездой Нового света Джованни поделился с Фордом ценным опытом и почерпнул много полезного для своей мануфактуры. К слову, главным «трофеем» для итальянца стал пресловутый конвейер, которым янки так умело пользовался при сборке своей «Жестяной Лиззи».

Набрав ощутимый вес агломерат в лице вездесущего директора Аньелли выставил свои акции на Миланской бирже, вследствие чего последние были почти полностью скуплены самим Джованни. Став единодержцем он с уверенностью продолжил совершенствовать FIAT, улучшая позиции бренда на итальянском рынке. К концу первого десятилетия своего существования бизнес отставного офицера увеличил в стоимости на 2000% по сравнению с первовложениями. Империя Джованни росла на глазах, и Турин из провинциального городка превратился в сердце итальянской промышленности подобно заокеанскому Детройту. С отменой ввозной пошлины на сталь в поле деятельности компании попали трамваи, автобусы, авиадвигатели и силовые установки для судов.

С началом Итало-турецкой войны предприятие Джованни Аньелли начало получать массу выгодных госзаказов от Итальянского королевства. Для нужд армии FIAT поставлял Tipo 2, Tipo 3, Tipo 4, Tipo 5, Tipo 6, которые успешно возили итальянских офицеров сперва в Ливии, а после – на театрах Первой Мировой Войны. Военная пора загрузила заводы удовлетворением армейских потребностей вплоть до самолетов собственной разработки. Примечательно, что благодаря предпринимательской хватке учредителя компания не только удержалась на плаву, но и многократно улучшила свое финансовое положение. В послевоенном рейтинге итальянских предприятий FIAT поднялся на третью строчку, что позволяло с тех пор считать бренд истинным лицом автомобилестроения на все Апеннинском полуострове.

После войны линейка туринских авто пополнилась 501-ой моделью, уместно обладавшей антикризисным ценником. Вместе с более дорогими модификациями 502 и 503 этих автомобилей за 7 лет было выпущено около 100 000 экз. В начале 20-х годов публике был показан первый в мире представительский автомобиль с двигателем V12, носивший амбициозное название Superfiat. На смену 501-му «Фиату» среднему классу была предложена недорогая массовая модель 509, простоявшая но конвейере до начала третьего десятилетия XX века. Ее смогла заменить лишь прогрессивная, но такая же народная Balilla.

Анализируя рост количества машин в густонаселенных городах Аньелли предвидел высокий спрос на сверхкомпактные автомобили. В разрезе такого потенциала он всерьез занялся отбором самых успешных вариантов для субкомпактного проекта. Самым оптимальным вариантом оказался 500 A, прозванный в народе как Topolino. Самая маленькая модель была не только младшей в туринской линейке, но и самым мелким автомобилем вообще в мире. Удобство эксплуатации в паре с такой же скромной, как и размер, ценой сделали свое дело и «Тополино» осчастливил более полумиллиона автомобилистов.

После Второй Мировой Войны продолжил эпоху городских компактов новый бестселлер Fiat 600, выпущенный впечатляющим тиражом в 2,5 млн. экз. Он же стал прообразом для героя советских анекдотов – ЗАЗ 965. Вслед за 600-ым на рынке появился идейный последователь довоенного Topolino – Fiat 500. После грандиозного успеха городских малолитражек 500 и 600 Fiat продолжил сосредотачивать производство на компактных автомобилях. Следствием такой тенденции стало появление на свет таких моделей, как Ritmo, Tipo, Panda, Stilo, Punto, Uno и нового 500-го.