Китай страна древняя и великая, это, несомненно. Однако экономическое положение страны стало расти не так и давно. С развитием экономики возникла потребность также открыть собственное производство. Автомобилестроительная отрасль, это очень важная часть экономики, особенно для такой многомилионной страны, как Китай. В начале пятидесятых годов прошлого века назрела уже серьезная необходимость собственного автомобилестроительного завода, с которым и помог, своему развивающему товарищу, Советский Союз.

First Automobile Works. Созданный Советским Союзом

Первый государственный автозавод Китая, начал строиться в средине лета 1953 года. Правительством Мао Цзэдуна было принято решение выстроить первый китайский автозавод в городе, под названием Чанчун. Назвали производство, в будущем, возглавившее всю автомобилестроительную отрасль страны, First Automobile Works, что в переводе означает просто «Первый автомобильный завод» (FAW). Стройка продолжалась долго, почти полных три года, после чего китайцы радостно выкатили на дороги страны свое первое творение – 4-ех тонный грузовик, под названием CA10 Jiefang («Освобождение»).

FAW

Труда, терпения и опыта было положено немало, СССР помог не только специалистами, первые китайские инженеры обучались в Москве и других, ныне российских, городах. Советский Союз предоставил китайскому автопрому более половины оборудования, снабдил чертежами, а также всем, что требовалось. По сути, если быть до конца честными, то можно с уверенностью сказать, что сам первый китайский грузовичок, был практически точной копией нашего грузовика ЗИЛ, естественно с некоторыми изменениями, модернизированный и немного доработанный, согласно китайским нуждам и стандартам.

Первые ласточки. «Восточный ветер» и «Красное знамя»

В 1957 году концерн FAW праздновал, впервые за год своего существования, ему удалось продать свою автопродукцию за границу. Конечно же, о крупных поставках, говорить было еще совсем рано, на тот момент, иорданский крупный бизнесмен приобрел всего три китайских грузовика, однако это уже был прорыв в будущее, хотя и чисто символический. Спустя год, производство посетил сам руководитель страны, которого на то время называли Великим Мао. Для завода это было знаменательное событие. В том же году концерн представил китайским автомобилистам также и первый легковой автомобиль, который также получил довольно романтичное название «Восточный ветер» (FAW Dongfeng). Причем тестировать авто, также решил сам руководитель Китая. Автомобиль получил высшую оценку от Мао, это стало решающим вердиктом, и машина поступила в серийное производство.

В начале осени 1958 года, с государственного автозавода FAW выкатили и еще одну модель легкового авто. Машина кардинально отличалась от предшествующей модели. Китайцы разработали и воплотили в жизнь настоящий седан представительского класса. Авто получилось, и правда, на славу. Названный Hongqi, что означает «Красное знамя», по умолчанию, должен был соответствовать самым высоким стандартам, и он, действительно соответствовал. Этот автомобиль был способен, без труда, развивать мощность до 200 «лошадок», а скорость его достигала революционных 185 километров в час. К осени, FAW сумел представить модификацию модели Hongqi, в кузове кабриолет. Именно этот лимузин-кабриолет и был избран для знаменитого парада Мира (1 октября), на главной площади страны, в том же году, а также и в последующие годы.

После этого, в истории китайского автопроизводства вообще, и концерна FAW, в частности, последовал довольно длительный период депрессии. Новых идей не было, первоначальные цели были достигнуты, а новую страницу было открывать нечем. Оборудование быстро устаревало, а конкурировать с более старыми, европейскими производителями, FAW пока не мог. Однако к началу шестидесятых годов, производство восстановило свой потенциал, и в 64 году прошлого века, даже представило собственный логотип. Начиная со следующего года, китайский автоконцерн переживал явный расцвет. К концу года китайские разработчики предъявили также и удлиненную модификацию «Красного знамени», которая использовалась исключительно для перевозки высокопоставленных чиновников.

Но уже в 67 году, позиции первого китайского автозавода снова существенно пошатнулись. На этот раз, дело было вовсе не в самом производстве, а в том, что руководством страны было решено, что пора открывать и второй автозавод, а все работы, связанные с этим, естественно, было решено возложить на «пионеров» FAW. Китайцы народ трудолюбивый, потому временными трудностями их было не испугать, и второй автозавод SAW вскоре вступил в фазу производства, но это уже совсем другая история. К 1969 году, модельный ряд FAW пополнился еще одной модификацией, уже ставшего стандартной, традиционной машиной для высокопоставленных особ Китая, Hongqi CA772, выстроенного на еще более внушительной, удлиненной базе.

FAW V2

Мощный карьерный грузовик. Японская помощь в обучении специалистов

Все изменилось в 1973 году, когда на автомобильный рынок страны, автоконцерн FAW выпустил совершенно новый грузовой автомобиль, который имел рекордную, для своего времени грузоподъемность до 60 тонн. Благодаря этому, а также и высокой надежности и износостойкости машины, грузовик FAW CA390, долго и весьма эффективно, использовали в различных карьерах.

Спустя пять лет после выпуска нового грузовика, автоконцерн FAW начал производить полную реконструкцию, модернизацию производства. В 1978 году был заключен договор с японцами, и целая группа китайских инженеров отправились перенимать опыт у своих, более «продвинутых», в плане автомобилестроения, партнеров, в страну восходящего солнца. В программе обучения участвовали такие «динозавры» отрасли, как Toyota, Isuzu, а также многие другие.

Опыт, и правда, оказался чрезвычайно полезным. Китайцам было чего поучиться, и они не теряли зря времени. К 1980 году, разработчики FAW приступили к созданию нового грузового авто, который получил имя Jiefang CA141. На разработку модели потребовалось немало времени, пятитонный грузовик требовал особого внимания. Через три года его начали потихоньку выпускать на мощностях завода, а к 1987 году, налажены были самые настоящие конвейерные линии, которые позволили довести общую сумму выпускаемых машин в год, до 60 тысяч экземпляров. Это был настоящий прорыв для китайского производства. Изрядно помогли также и государственные дотации, которые были предоставлены автозаводу FAW руководством страны из госбюджета.

Китайско-немецкое сотрудничество. Выход на мировой авторынок

В 1988 году китайский автоконцерн заключил знаковую сделку с немецким автопроизводителем Volkswagen, который предложил китайцам выпустить на своих мощностях тридцати тысяч экземпляров автомобилей, модели Audi 100, имеющую чрезвычайную популярность, не только в Европе, но также и в Азии. Для местных рынков и предназначались будущие автомашины. К концу лета 89 года прошлого века, первые представители китайско-немецких Audi уже выехали на автодороги страны, да и не только.

Контракт оказался выгоден обеим сторонам договора, китайцы получили новые рабочие места, неплохие «вливания» с Западной Европы, а немцам удалось значительно удешевить проект. Потому, к 1990 году был заключен еще один, следующий контракт, который подтверждал выпуск более 150 тысяч автомобилей, модели Volkswagen Jetta A2, в год. Договор был долгосрочным, и это было еще одним фактором, который был выгоден всем, и в начале 91 года, автомобили Jetta начали вовсю сходить с конвейеров завода FAW.

1992 год стал поворотным в истории компании FAW – китайский автопроизводитель впервые открыл производство за пределами своей страны. Был выстроен завод в Танзании, который весьма успешно функционирует и до наших дней. Изначально, на производстве наладили линии по выпуску грузовиков Jiefang, но позже там выпускались и другие модели. В том же году концерн решил сменить имя, на China First Automobile Works Corporation, однако на практике, изменилось мало что, кроме дополнительной буковки в названии.

Продолжилось также и, вполне успешное, сотрудничество с немецким автоконцерном. В 95 году прошлого века на мощностях завода начал выпускаться и «народный» автомобиль, то есть всем известный, Golf четвертого поколения. Модель отлично продавалась, а сборка в Китае оказалась настолько выгодной для обеих сторон, что машина выпускалась достаточно долго. До 2001 года производственные массивы FAW выросли более чем в пять раз, а это позволило повысить прибыли автоконцерна в 23 (!) раза. Автоконцерн FAW стал одним из самых крупных, среди всех, производств Китая, в любой отрасли. Автопродукция FAW, к этому времени, уже продавалась более чем в семидесяти странах мира, причем, пользовалась неизменной популярностью.

Совместное производство и долгосрочные договора. Первый в Китае

Знаковым для китайского автопроизводителя FAW стал и 2002 год, когда руководством было принято решение максимально расширить производство, за счет слияния и поглощения некоторых предприятий, например, Tianjin Xiali Automobile (было выкуплено более 51 процента акций), Mini Vehicle Company, и других. Решение было коммерчески правильным. В том же году китайцы подписали контракт о долговременном сотрудничестве с японским концерном Toyota. Год стал чрезвычайно плодотворным для компании FAW, именно в 2002 было организованно два дочерних предприятия Bus and Coach Company, а также Sichuan FAW Toyota Motor Co. Это позволило китайскому производителю, также наладить выпуск собственного автобуса, новая марка получила личное имя FAW Coaste, и пользовалась достаточно высоким спросом на азиатском рынке.

В итоге, получается, что всего за шестьдесят лет, автопроизводитель FAW умудрился разрастись просто до невероятных высот. Под этой торговой маркой, на данное время, выпускаются не только грузовики, среднего и крупного тоннажа, и легковые автомобили, но также автобусы, и малолитражки. На 2010 год компания FAW вошла в четыре сотни самых крупных производств в мире, и находится вовсе не на последних местах в этом списке, а кроме этого, именно она сейчас является наиболее крупным производителем автомашин в Китае.

В активах концерна FAW более трех десятков автозаводов, более десятка филиалов и двух десятков дочерних предприятий. Политика компании на рынке, подразумевает также и сотрудничество с самыми известными автопроизводителями мира, кроме немецкого Volkswagen и японского Toyota, в этот список можно включить Mazda, Ford, Audi и многие другие. FAW предоставляет более ста сорока тысяч рабочих мест, а финансовые активы концерна, по последним данным, серьезно превышают 150 миллиардов американских долларов. И это далеко не предел, так как FAW продолжает расти и расширять производство. Китайцы редко останавливаются на достигнутом, потому о масштабах производства в будущем, можно только гадать.