Американский бренд Dodge, старожил мирового автомобильного рынка, был создан братьями Джоном и Хоресом Додж из штата Мичиган в 1899 году. Они вместе со скромным промышленником Фредом Эвансом из Детройда открыли предприятие по разработке и сборке велосипедов «Эванс-Джонс» и торговую точку на Beaubien Street. Это и положило начало отсчета истории американского бренда, прославившего фамилию Dodge и ставшего символом национальной гордости соотечественников знаменитых братьев.


С детства будущих автомобилестроителей тянуло к технике, первый патент Хоресом Доджем был получен в 1896 году за изобретение втулки для велосипеда на шариковых подшипниках. После создания своей фабрики для сборки велосипедов они замахнулись на создание машиностроительного завода для изготовления запчастей для автомобилей. Это послужило поводом для знакомства с автозаводчиком Генри Фордом и заключения соглашения о поставке двигателей и других комплектующих для компании Форд.

К этому времени успешная деятельность принесла братьям уважение и завоевала признание многих бизнесменов. Отношения с Фордом вскоре испортились, поэтому Доджи решили сами заняться сборкой машин и учредители в 1914 году компанию Dodge Brothers Incorporated. Весть об этом облетела всех заинтересованных предпринимателей и, невзирая на то, что будущие модели авто находились еще на стадии разработки, стол заказов предприятия ломился от заявок нетерпеливых потребителей.

Dodge Roadster

Первый Додж в виде кабриолета Old Betsy с двигателем 35 л.с. и 3х-скоростной КП и электростартером был собран в 1914 году по технологии Ford. Он был нарасхват и обеспечил братьям первый успех. Все претензии Генри Форда к предприимчивым бизнесменам так и остались «гласом вопиющего в пустыне». Через год было произведено 45 тыс. автомашин под маркой Dodge. Позже компания стали выпускать авто для нужд армии США – легковые, фургоны, грузовики, санитарные машины. Из года в год росли продажи, в 1920 году они перевалили рубеж 140 тыс. единиц. Предприятие прочно заняло второе место по производству автомашин в США, пропустив вперед только компанию Ford.

Но болезнь оборвала жизнь обоих братьев в 1920 году. Кресло руководителя занял один из сотрудников компании Фредерик Хэйнес, но в 1925 году предприятие Доджей было продано банкирам за 146 млн. долларов. Dodge Tourung Car в цельнометаллическом кузове закрытого типа появляется в 1921 году. Далее компания первая из американских автопредприятий начинает осваивать европейский авторынок – в 1922 году в Лондоне компанией Dodge Brothers началась сборка грузовиков под эмблемой Graham. Спортивному ряду автомобилей в 1924 году положил начало Roadster. Следом увидела свет модель Senior Six и более экономичный Victory Six.

Накануне финансового кризиса Додж была на грани разорения, ее купил в 1928 году Уолтер Крайслер. Корпорации Chrysler удается войти в тройку автогигантов Детройта вместе с Ford и General Motors, а модели Додж все больше приобретают черты автомашин марки Chrysler за счет замены комплектующих, подвергаются модернизации и кузова. В 1932 году был собран кабриолет Dodge серии DL, а на его капоте красовалось изображение головы барана (Ram). Существует мнение, что коллектор одной модели Додж тех лет ассоциировался с рогами животного. С этого времени этот рисунок используется в качестве логотипа компании.

В военные годы фирма выпускает двигатели для военных самолетов. В Чикаго был возведен завод с численностью 16000 работников по изготовлению 18-цилиндровых агрегатов «Циклон» для Boeing B-29. Экспорт грузовиков достигает 40 тыс. единиц. Выпущенные в эти годы пикапы Fargo Powerwagons с полным приводом были универсальны, поэтому пользовались спросом и в мирные годы и были на конвейере до 1970 года. Новые модели Wayfarer, Meadowbrook и Coronet появились в 1949 году, оснащенные 6-цилиндровым 102-сильным мотором и «полуавтоматом». Coronet выпускался три года в различных вариантах кузова. Всего было собрано 300 тыс. этих автомашин.

Dodge Dart

Популярность машин Додж в 50-х стала огромной, грузовики Dodge были сняты в картине «Адские водители» с Шоном Коннери в ведущей роли. А позже легковые автомобили Додж появились в кинокартинах «Угнать за 60 секунд» и «Форсаж». В 1953 году компания представила свою новую разработку Dodge с «автоматом» и двигателем HEMI V8. Этот двигатель был разработан для военной авиации, но потом весьма удачно использовался для оснащения спортивных машин. Новаторская версия принесла победу компании в пяти этапах соревнований NASCAR и оказалась в общем зачете на втором месте, а потом покорила соляные равнины Бонненвилля, установив около 200 рекордов.

В 1960 году наряду с другими моделями был запущен в серию малогабаритный автомобиль Dart, в 1961 году – компактный Lancer. Увлеченность «малышами» привела к резкому спаду продаж, компании пришлось срочно в 1962 году возобновлять разработку полноразмерных машин, начав с Custom 880. Золотой юбилей предприятие отметило, выпустив в 1964 году более 500 тыс. автомашин. Через два года была собрана легендарная Charger, благодаря которой компании удалось пройти «фейс-контроль» в мир «мускул-каров». Это была специальная разработка, целью которой было вытеснение марки Pontiac из лидирующих позиций в сегменте спортивных машин. В 1968 году после рейсталлинга Charger вновь подняла затухающие продажи автомобиля почти в 6 раз.

В начале 70-х Challenger из серии пони-каров пополнила модельный ряд автомобилей. Потом последовали продажи японской Mitsubishi Lancer, которую назвали Colt, и других ее моделей. Фирменный автомобиль Omni порадовал почитателей марки только в 1978 году, разработкой которого занималось французское предприятие Simna B, входившее в американский концерн. В эти годы корпорация Крайслер несла убытки – ее низкокачественные автомобили не продавались. Одному из топ-менеджеров удалось уговорить правительство предоставить кредитные средства. Они были направлены на организацию разработки и выпуска Aries, Dodge 400 и 600 с передним приводом, а Dodge 400 «приодели» в кузов кабриолет. Внушительный Diplomat стал любимцем у полицейских и таксистов.

Марка Plymouth, принадлежавшая Крайслеру, переживает в это время не лучшие времена и на лидирующие позиции в концерне выходит автoбренд Dodge. Додж возобновляет совместно с Кэррoллoм Шелби производство спортивных автомашин и создает в своем подразделении в 1992 году фирму Viper по выпуску спорткаров. Чтобы противостоять конкурирующим компаниям значительная часть автопроизводителей стала объединяться. Додж в 1998 году после слияния концерна Chrysler с Daimler-Benz стал членом корпорации DaimlerChrysler. После этого машины Dodge стали более доступные по стоимости, обновляются модели. С 1998 году фирма осваивает выпуск внедорожников – первым был Durango, в 2007 году – Nitro, а в 2008 году – Journey.

Dodge Viper

В 2002 году дизайн нового пикапа Ram третьего поколения покорил всех автолюбителей, его и поныне считают самым оригинальным и стильным. Марка продолжает укрепляться на мировом авторынке. На Франкфуртском автосалоне 2005 года был показан концепт-кар Horner, а в 2006 году – Caliber. В 2009 году проведена реорганизация и основана компания Chrysler Group LLC на основе соглашения с Fiat Group. Она стала заниматься производством продуктов и автомашин под брендами Chrysler, Dodge, Jeep и Mopar.

Недавно автомобильный мир облетела новость, что старейшая американская марка может завершить летопись своей истории после более чем векового присутствия в автоиндустрии. Последнюю страницу в ней может закрыть итальянский концерн Fiat, в планах которого постепенно переводить модели Додж в модельный ряд других брендов концерна Chrysler. Пока речь идет о седане Avenge, на очереди кроссовер Journey и автомобиль Dart, которые будут выпускаться под маркой Chrysler или Fiat. Но пока это только планы, которые могут меняться. Как многое в этом стремительном, похожем на гоночный автомобиль Dodge, мире.