Dacia (Дачия) – одна из культовых автомобильных марок стран Восточной Европы. Румынская автомобильная компания Dacia, с производственными мощностями в городке Питешти (Румыния) и Танжер (Марокко), с 1998 года принадлежит французскому концерну Renault. Наименование компании связано с историей названия древнерумынской территории во времена правления Римской Империи – Дакия, названное римлянами по имени племени даков, населявших эти земли.


В 1965 году накануне строительства автозавода «UAP» (Uzina de Autoturisme Pitești — или Автомобильное Предприятие Питешти) в Колибаши недалеко от румынского города Питешти был объявлен конкурс на приобретение лицензии от ведущих европейских автопроизводителей. Предложения поступили от Renault, Fiat, Peugeot и Austin. Устроителям тендера понравился новый проект Рено – модель Renault 12, контракт с компанией был заключен осенью 1966 года. Новый завод был построен за полтора года, к этому времени новинка французов еще не была готова к запуску в производство, поэтому было решено на румынском заводе начать выпуск другой машины – Renault 8.

Dacia Sandero Stepway

Первый автомобиль под маркой Dacia1100 вышел летом 1968 года. Такая автомашина с пластиной из платины на двигателе была презентована Генсеку Компартии Румынии Николае Чаушеску. Востребованность автомобиля объяснялась надежностью и простотой ремонта. Двигатель был установлен впереди и немного выдавался за колесную основу. Емкий багажник и съемные гильзы цилиндров понравились потребителям. За многолетнее существование модели менялся только внешний вид – обводы кузова. Кузовные части отличались универсальностью и легко взаимозаменялись на моделях других выпусков.

Автомобиль был на конвейере до 1971 года, одновременно выпускалось несколько спортивных версий Dacia 1100S для гонок. Их оснастили специальным мотором, дополнительными фарами и «обули» в широкую резину. Позже появилось несколько разновидностей спортивных машин, в 1991 году их выпуск был свернут. В 1969 году состоялось два премьерных показа компаньонов – в Париже был представлен, наконец-то, ожидаемый Renault 12, а в Бухаресте – его лицензионная копия Dacia 1300. Эта переднеприводная модель с 54-сильным мотором развивала скорость до 144 км/час. Ее ряд скоро пополнили в 1973 году фургон Dacia1300 и в 1975 году пикап Dacia 1302.

После рестайлинга в 1979 году автомашина появилась под новым индексом Dacia 1310, выходившая в кузове купе и универсал. В следующие 35 лет было проведено немало преобразований модели, последняя из них датировалась 2004 годом. Это была одна из успешных разработок, пользовавшихся высоким спросом на внутреннем рынке, а также в некоторых европейских государствах и обоих полушариях Америки. Для правительственных чиновников в 1975 году была запущена в производство Dacia 2000 (Renault 20) темных оттенков. Сменив оформление светотехники и форму передней части кузова модель поменяла название на Dacia 1410, а в 1991 году после обновления – на Dacia Star.

Dacia Lodgy

В 90-х Дачия и Рено из-за возникших разногласий прекратили сотрудничество. В 1994 году на заводе начинается сборка новой Nova на основе Peugeot 309. А в 1996 году румыны разработали собственную модель Nova в спортивном кузове, который придал плавность ее чертам. Однако отсутствие рядом многоопытного компаньона давало о себе знать. Вскоре бывшие партнеры решили зарыть «топор» войны: концерн Renault Group летом 1999 года приобретает контрольный пакет акций румынского завода. Новым собственником разрабатывается модель бюджетного компактного автомобиля Х90 с простейшим набором опций и скромным интерьером, названного Logan, расходы на проект составили 360 млн. евро. Логан, благодаря наличию высокого клиренса, большой емкости багажника и просторного салона, стал хитом продаж. В 2006 году появился универсал Logan MPV, на следующий год – фургон Logan VAN, а пикап Logan Pickup – в 2008 году.

В 2000 году появился SupeR Nova, оснащенный инжекторным мотором и КП от Renault Clio. В 2003 году модель 1310 сняли с конвейера, а Nova была модернизирована и превратилась в Solenza с новой треугольной решеткой радиатора. Ее до окончания 2004 года собирали для украинцев на заводе ЗАЗ. На внутреннем рынке Logan появился летом 2004 года, а позднее он стал продаваться в других европейских странах. В России сборка Logan под маркой Renault началась из готовых комплектующих в 2005 году, а в Иране, Колумбии (Renault), Марокко (Dacia) – в 2006 году. Эти модели пришлись по вкусу многим авторынкам, они подняли объем продаж, спрос на них устойчиво держится до сих пор.

К 2005 году с момента запуска с заводского конвейера сошло 2,5 млн. автомобилей. Следующая модель – хэтчбек Sandero – не заставила себя долго ждать, его увидели в 2008 году, а позднее – псевдо-кроссовер Dacia Sandero Stepway. Полноценный кроссовер Duster пополнил модельный ряд в 2010 году. В 2012 году был начат выпуск сразу двух новинок – универсала Lodgy и копии Renault Kangoo – Dokker. В 2013 году в связи с уменьшением продаж проведено обновление Duster, однако продажи его ожидаются не ранее 2016 года.

Dacia Duster Concept Car

На сегодняшний день завод Дачия является дочерним предприятием компании Renault и крупнейшим предприятием автопрома Румынии. Ранее на предприятии производились лишь кузова автомашин, остальные комплектующие завозились из Франции. Сейчас производство автомобилей налажено по системе полного производственного цикла, включая проведение тест-драйвов собранных образцов. Выпуск качественных и надежных автомашин, в основном, ориентирован на внутренний рынок. Dacia продолжает осваивать производство новых моделей марки Рено.