Имя CITROEN неизменно вызывает у каждого француза чувство гордости за свою страну. Всемирно известный автомобильный бренд, основателем которого стал Андре Ситроен, навсегда внесено в летопись Зала автомобильной славы в американском Дирборне. Так были отмечены заслуги легендарного француза, внесшего значительный вклад в развитие автомобильной индустрии мира и принесшего ему мировое признание и заслуженную славу.

Ситроен начинал с изготовления шевронных зубчатых колес, это стало поводом для создания эмблемы компании, состоящей из перевернутых знаков «V» и изображающие шестерни. Логотип стал использоваться с 1913 года, когда предприятие Ситроена с партнерами снабжало автопроизводителей коробками передач. Подразделение фирмы под названием «Шестерня Цитроен» до революции работало и в России. Но заветной мечтой бизнесмена со времен посещения завода Форда в 1912 году в Детройте стало производство автомобилей. Он был потрясен размахом деятельности автомобильного гиганта.

Citroen 2CV

Для организации разработок и производства требовался немалый капитал. Поэтому перед началом первой мировой войны Ситроен мгновенно подсчитал выгоды от организации изготовления боеприпасов. Правительство не могло устоять перед натиском настойчивого предпринимателя, твердившего о своей способности в максимально короткие сроки организовать новое производство, и отдало ему государственный заказ. На приобретенном участке недалеко от Парижа Андре возвел завод по изготовлению боеприпасов, принесший впоследствии компании солидный доход.

Мощности предприятия по честолюбивому замыслу бизнесмена должно было после проведения реконструкции стать стартовой площадкой для производства автомобилей, поэтому он еще во время войны заказал конструкторам необходимые чертежи. После окончания военных действий Ситроен приступил к реализации своей мечты. Он привлек к разработке проекта нескольких конструкторов, которые должны были изучить особенности устройства некоторых известных моделей автомобилей, постигая азы и секреты популярности таких моделей, как «Бьюик», «Нэш», «Студебекер», и предложить наработки для создания его собственного.

В свою команду Андре пригласил Жюльена Саломона, конструктора известного в то время автомобиля Le Zebre. В 1919 году было налажено серийное производство первого автомобиля Ситроен. В начале 20-х годов конвейер завода уже поставлял до 300 транспортных единиц в день, что по европейским параметрам было весьма впечатляющими масштабами. В течение следующих 15 лет компания стала европейским лидером по выпуску автомобилей.

Ситроен стал автором инструкции по ремонту авто, на заводе стали предоставляться потребителям годичные гарантийные сроки обслуживания и реализация машин в кредит. Он внес свой вклад в усовершенствование методов маркетинга, проведения рекламной компании, организации продаж. В течение 10 лет (1924-1934) реклама CITROЁN возвышалась на Эйфелевой башне. Жизненная энергия этого человека била ключом. Он разрешил посещение своих цехов в рамках экскурсий всем желающим, проявлял заботу о своих работниках и организовал доставку их на работу, стал создателем обществ по страхованию автомашин, открыл свои филиалы во многих европейских странах.

Citroen DS3 Racing

Но это все были второстепенные дела, на которые ему каким-то чудом удавалось уделять время. Каждая новая модель Ситроен становилась определенной вехой в развитии автоиндустрии. В 1934 году версия авто «7», которая теперь носит имя TA, или Traction Аvant (передний привод) стала пионером в эре переднеприводных автомобилей. Авторами проекта стали Андре Лефебр и Фламинио Бертони, на реализацию которого ушло около двух лет. Автомобиль по сравнению с известными заднеприводными аналогами имел уникальную устойчивость и управляемость. Traction был незаменим на скользких и серпантинных дорогах.

Внедрение этого революционного новшества, сулившего значительную рентабельность, требовало огромных финансовых ресурсов. Но страсть Ситроена вести бизнес с большим размахом и постоянное балансирование на грани риска с надеждой на победу и возможным провалом привела к негативным последствиям. В это время компания уже испытывала некоторые финансовые затруднения, которые стали проявляться в 1934 году. Бизнесмену удалось их избежать, получив большой кредит от банков. Однако рост задолженности по займам продолжался, который вынуждает его в начале 1935 года уступить требованиям акционеров и передать контрольный пакет акций. Он оставляет пост президента и передает полномочия трем управляющим – Пьеру Мишлену, Полю Францену, а также представителю поставщиков Этьену де Кастелю.

С тех пор Ситроена на заводе не видели. Это бы крах его жизни, вынести который ему было не под силу. Через два месяца его госпитализируют, а в июле того же года он скончался. Так закончилась жизнь великого француза, чье имя известно всему миру – от обычного человека до известных автопроизводителей. Основателю бренда не удалось насладиться триумфом Traction Avant, массовое производство которого было отложено из-за разразившейся второй мировой войны. К разработке вернулись в 1946 году. Эра Traction Avant, за 23 года существования которой было произведено почти 760 тыс. экземпляров, завершилась в 1957 году, уступив место знаменитой DS19.

В 1948 году новая модель 2CV компании в классе компактных автотранспортных средств на показе закрытого Парижского автосалона получила нелицеприятный вердикт от дилеров и представителей СМИ. Но модель имела большой успех, в производстве компании она продержалась почти 42 года, а ее объем превысил 3,8 млн. экземпляров.

Citroen DS5 Hybrid

Цель разработки модели легендарной модели DS19 стало создание массового автомобиля с хорошими ходовыми качествами, компактностью, простым бюджетным обслуживанием и доступной ценой. Модель, выставленная на автосалоне в Париже осенью 1955 года, произвела фурор – в первый день было принято 12 тыс. заявок. За оригинальный и броский дизайн и созвучие с аббревиатурой DS (de-es) ее прозвали «богиней» (deesse). В течение 20 лет производства продажи «богини» всегда опережали показатели реализации машин этого класса марок Peugeot, Renault и Simca. Эта модель покорила северо-американский рынок.

Дальнейшее функционирование компании под брендом CITROЁN характеризовалось временными трудностями и чередой успехов. Он получил заслуженное мировое признание. По итогам конкурса под названием «Автомобиль ХХ века» CITROЁN DS получил призовое 3 место. В финал было допущено сразу три его модели, чего не удостоился ни один мировой производитель. Современная эпоха автомобилей известного бренда является симбиозом дизайнерских изюминок и технических новшеств, они олицетворяют надежность и достойное качество, безопасность и комфорт. Все то, что заложил в нее в свое время и хотел видеть великий француз Ситроен.