Китайская автомобилестроительная компания Chery Automobile, несмотря на свою сравнительно непродолжительную историю существования, успела занять свою нишу недорогих качественных автомобилей на авторынке и является крупнейшим концерном Китая в своей отрасли.


Chery была образована по инициативе мэрии в небольшом городке Уху провинции Аньхой со слабо развитым уровнем промышленного производства в 1997 году. Правительством были выделены бюджетные средства в размере 1,75 млн. юаней на строительство завода мощностью 60 тыс. автомашин и 300 тыс. моторов в год. В состав акционеров вошли несколько государственных предприятий и производственных холдингов провинции и инвесторы с небольшим пакетом акций.

Chery-G6

Производственное оборудование на сумму 25 млн. долл. было закуплено у одного из заводов Ford в Европе, а лицензия на шасси Toledo – у фирмы Seat. Завод имел несколько проектно-исследовательских центров и функционировал в рамках полного производственного цикла, начиная от разработки проектов и производства комплектующих до сборки продукции. Производственный процесс проходил в подразделениях по штамповке, сварке, покраски и сборке продукции.

Интересен факт появления бренда компании, который, благодаря ошибке в английской транслитерации (Chery вместо Cheery) получил некоторую оригинальность и пикантность. Китайские производители не стали исправлять это недоразумение. Логотип в виде аббревиатуры САС (от наименования Chery Automobile Corporation) по замыслу производителя олицетворяют человеческие руки (две буквы C (правая перевернутая), окружающие букву A) и говорят о единстве и силе. Несколько лет вновь созданному предприятию пришлось довольствоваться реализацией автомобилей местным властям, так как существовали трудности с получением лицензии на реализацию продукции на всей территории Поднебесной. Правительство страны помогло решить и эту проблему, уступив 20% акций государственных предприятий Шанхайской компании SAIC. Лицензия нового акционера позволила заводу продавать свою продукцию на внутреннем рынке страны.

С 2001 года амбициозная компания решила попробовать свои силы на международном рынке поставками продукции в Сирию. Через два года первый Чери, созданный на основе Seat Toledo, покинул конвейерную линию завода. В течение следующего года он прошел 40 тестов, в том числе краш-тест, и получил Германский сертификат системы качества менеджмента. Автомобиль получил название Chery Fulwind, а в экспортной серии – Chery Amulet. В конце 2002 года реализация автомашин Чери уже перевалила за 50 тыс. единиц. В 2003 году была поставлена на конвейер модель Chery QQ, которая была копией хэтчбека Daewoo Matiz, появившейся на рынке 15 лет тому назад. Она отличалась доступной ценой, компактностью и большой маневренностью.

Следом последовал на рынок автомобиль Oriental Son (или другое наименование Chevrolet Evanda, в 2006 году его переименовали Chery Eastar). Незаконный выпуск копий автомашин Daewoo, права на которые принадлежали Daewoo Motors, пошатнул репутацию китайской компании. Но иск, поданный американским концерном на нее, китайским судом не был удовлетворен. Автоконцерн SAIC выходит из состава акционеров компании, подмочившей свою репутацию таким скандалом. Этот шаг акционера не лишил Chery права реализации и экспорта своих автомобилей. Она вновь становится государственным предприятием, а дополнительные акции поделены между местной администрацией и федеральным правительством. В 2003 году предприятие в рамках соглашения с SKT реализует свой проект CKD, заключающийся во ввозе комплектующих в Иран. Сборка автомобиля осуществлялась на местных мощностях, что позволило оптимизировать затраты по уплате таможенных пошлин. В результате была организована сборка моделей Flagcloud, QQ, Oriental Son и Windcloud. Через два года Чери пытается реализовать подобный проект в США.

Chery Amulet

Китайская компания активно стремится достичь желаемых результатов и добиться признания своей продукции. В 2003 году в целях улучшения качественных параметров продукции и ее продвижения на международный рынок предприятие создает научно-исследовательский центр, устанавливающий партнерские отношения с зарубежными компаниями для изучения опыта и внедрения новшеств в свое производство. Была использована система Lean/Six Sigma под руководством инженеров японского концерна Mitsubishi, которая предусматривала контроль качества производимой продукции на любом этапе ее производства. В 2004 году предприятие внедрило систему DURR Paint, которая предусматривает проведение окрасочных работ авто с низкими затратами на энергию и материалы. В то время этот метод окраски в мире применяют еще 4 автоконцерна.

В конце 2004 года активы предприятия достигли 1,5 млрд. долл. К этому году общий объем выпуска автомашин достигает 200 тыс. единиц, а следующий год увеличивает этот показатель еще на 189 тыс. экземпляров и возводит молодую компанию в ранг лидера страны по экспорту автомобилей. Кроме них она параллельно занимается разработкой и выпуском двигателей, которыми оборудует свои автомобили. Их разработкой занимается подразделение «Chery Engine». Его модельный ряд состоит из бензиновых и дизельных агрегатов с объемом 0,8 – 4,0 л. В 2005 году фирма Chery запускает в производство двигатели нового поколения ACTECO, разработанных при сотрудничестве с австрийской фирмой AVL. Ежегодный объем их выпуска достигает 400 тыс. экземпляров в год.

Компания Bosch оказала существенную помощь предприятию в разработке новой трансмиссии. Чери, пытаясь внедриться на американский рынок, установила партнерские отношения с фирмой Visionary Vehicles, которая должна была создать к 2007 году 250 дилерских центров по продаже 250 тыс. китайских автомашин. Однако этой идее не суждено было реализоваться ввиду имевшихся двухсторонних противоречий. Кроссовер Chery Tiggo, сходство которого с Toyota RAV4 и Honda СR-V отметили многие специалисты, появился в 2005 году. К этому времени объем реализации автомашин составил уже 500 тыс. единиц, а за рубежом функционировало около 400 филиалов. Успех динамично развивающейся компании был закреплен в 2007 году включением ее престижным журналом в перечень 20-и конкурентоспособных китайских фирм на мировом рынке.

В Украине Чери находится на 6 месте по уровню реализации автомашин среди автопроизводителей, а продажи на российском рынке превысили отметку в 37 тыс. авто. В поисках новых идей при разработке продукции и улучшения технических и дизайнерских характеристик Chery активно взаимодействует с подразделением Mitsubishi Automotive Engineering (Япония), английской Lotus Engineering и итальянскими Bertone и Pininfarina. В 2007 году Чери выпускает собственные турбодвигатели для своих автомашин мощностью 170 л.с. В течение следующих пяти лет фирма представляет минивэн Riich 2 с бюджетным расходом топлива, Fengyn II Coupe на шасси Амулет, S12, A18, седан В21, хэтчбек В22, В23 в кузове купе, хэтчбек Very, компактный кроссовер IndiS. В разработке находятся еще несколько новых моделей.

Chery Tiggo

В настоящее время заводы автоконцерна расположены в Индонезии, Украине, Египте, Иране и в российском Калининграде. Автомобили Чери доступны по стоимости и пользуются спросом в трех десятках государств, но в европейских странах и на американском рынке они пока неконкурентоспособны. Но Chery уверена, что это временные трудности и она сможет освоить и эти престижные рынки. Тот путь, которые именитые автомобильные марки преодолели за несколько десятков лет, китайской компании удалось пройти меньше, чем за 10 лет. Упорство и честолюбие, проявленные с момента основания и достигнутые успехи не дают оснований сомневаться в будущем успехе китайской марки.