Когда речь заходит об американском автомобилестроении, сразу же всплывает в памяти название такой легендарной марки, как Buick, с автопродукцией которой, отечественные автомобилисты знакомы весьма поверхностно. Тем не менее, вопрос, как же смогла продержаться на рынке компания, основанная более чем 110 лет назад, остается достаточно интересным.

06.05.2014
Buick Century

Автомобиль под именем Buick Century появился в истории производителя в 1936 году, когда цифровые индексы автомобилей поменяли на полноценные названия. В результате нововведений модель Series 60 назвали Century. Инициатором новшества стал генеральный менеджер компании Харлоу Кертис, а техническим переоснащением моделей занялся инженер Харли Дж. Эрл. На Buick Century производитель возлагал особые надежды – он должен был стать авангардом производственной линейки, а его коммерческий успех вместе с тремя другими моделями обязан был предотвратить влияние последствий мирового экономического кризиса на платежеспособность компании.

Седан Century был собран на укороченной колесной базе модели Special и оснащен мотором от автомобиля Roadmaster. Это было самое мощное силовое устройство производителя – 5,2-литровый 165-сильный восьмицилиндровый двигатель, развивающий скорость до 150 км\ч. Был создан действительно мощный автомобиль, но легкость корпуса с громоздким мотором не обеспечивала должной безопасности присутствующим в салоне, особенно на крутых виражах. Автомашина собиралась в различных кузовах. Ее продажи опережали аналогичные показатели других моделей, но в 1942 году выпуск был приостановлен в связи с началом мировой войны.

В 1954 году компания «Бьюик» возобновила сборку – Century второго поколения появился в обновленном дизайне. Его стали выпускать в кузове седан и в «одежде» универсал. Автомобили оснащали 5,3-литровым 200-255-сильным мотором V8, а в 1957 году – шестилитровой 300-сильной «восьмеркой». Габариты авто – 538*198,4*151,1 см. Окрас кузова предлагался в 19 цветовых оттенках. Расширился кузовной ряд – седан, кабриолет, купе и хардтоп-универсал. Двухдверные седаны Сенчури стали выпускать только для нужд патрульной службы Калифорнии по спецзаказу. В 1959 году производство Century вновь было свернуто из-за появления новой модели производителя – Invicta.

В 1973 году авторынок нуждался в мощных и скоростных автомашинах, поэтому пкомпания вернулась к производству Century – была выпущена третья генерация модели. Нефтяной кризис и новое американское законодательство об экономии топлива стали причиной обновления конструкции автомобиля. Он уменьшился в размерах, выпускался в тех же кузовах, стал экономичнее и доступнее по цене, но совсем не таким, каким его любили американцы. Его оборудовали 5,7-литровым 150-175-сильным и 7,5-литровым 250-сильным двигателями V8. Позже к ним присоединился 3,8-литровый шестицилиндровый мотор.

Четвертое поколение Buick Century собирали на конвейере производителя в 1979-1981 гг. в кузовах седан, купе, универсал и фастбек-седан. Последний выделялся покатым верхом кузова и автономной от заднего стекла крышкой багажника. Все варианты получили разный дизайн. Автомобиль заметно уменьшили в габаритах, он потерял и в весе. Модельный ряд силовых устройств состоял из 5 разновидностей моторов – «шестерки» объемом 3,2 и 3,8 л и 4,3-4,9-5,7-литровые «восьмерки». Появившаяся позже турбонаддувная версия Turbo Coupe с 3,8-литровым агрегатом не нашла своих покупателей.

Пятая генерация Сенчури предстала в виде переднеприводной модели на базе А-платформы в 1982 году. Автомобиль появился в кузовных «одеяних» седан и купе, в 1984 году была предложена еще одна версия – универсал. До 1996 года машина прошла несколько обновлений. В 1986 году ей придали новую форму передней части, в 1988 – пополнили моторный ряд 2,5-литровым силовым агрегатом с балансировочными валами, в 1989 – изменили решетку радиатора, вмонтировали новые задние фары, добавили 3,3-литровый мотор-«шестерку». Все версии оснащались АКПП. Незначительные изменения проводились вплоть до выхода нового поколения машины. До 1996 года сборка моделей проходила на заводах в Канаде, США, Мексике. В Японии они продавались под именем Luxus и Regal.

Сборку шестой (последней на сегодняшний день) генерации Сенчури в «одежке» шестиместного седана стали осуществлять в Канаде с 1997 года. Габариты авто – 494,3*184,7*143,8 см. Его разработали на W-платформе и оснащали 3,1-литровым 160-сильным мотором V6 с турбокомпрессором и четырехскоростным «автоматом». Стометровку машина «пробегала» за 10,5 сек., развивая максимальную скорость в 205 км\ч. Через два года мотору нарастили мощность до 175 «лошадей».

Седан предлагался в двух версиях сборки: Custom и Limited (с кожаным салоном). Автомашины отличались отличным аэродинамическим кузовом с гальваническим покрытием, предотвращающим появление коррозии. Комплект элементов безопасности состоял из двух подушек, ремней безопасности. Позже машину дооснащали новыми опциями – улучшенной стереосистемой, устройством открывания салона без помощи ключей и другими удобными мелочами. В 2004 году сборка Buick Century была прекращена.




Гениальный инженер из народа

Все началось, как это зачастую и бывает, с одного гениального человека, который в раннем детстве понял, что надеяться стоит исключительно только, на себя самого, благодаря чему и достиг определенного успеха. Основатель компании Buick в будущем, Дэвид Бьюик, родился в Шотландии, в семье простого, бедного столяра. Жизнь в те знаковые времена (семидесятые-восьмидесятые годы девятнадцатого века), в стране была сложной, и отец будущего автопромышленника решил, что переезд в Соединенные Штаты, может вытащить их из нищеты. Однако ничего хорошего, Америка ему не принесла, хотя от отсутствия работы, он вовсе не страдал. Отец Дэвида рано ушел из жизни, оставив жену и пятилетнего сына прозябать, вкалывая за гроши.

Учеба легко давалась юному Дэвиду, и он мог бы достичь определенных успехов, если бы ему не нужно было работать для выживания. Но, природная смекалка и живой ум паренька, сделали свое дело. Вскоре он устроился работать в небольшую компанию, которая обслуживала различные трубопроводы. Там он поднабрался опыта, а также и смог скопить достаточно средств, чтобы открыть собственную мануфактуру. Работалось Бьюику тоже достаточно легко, то есть, ему было интересно, и он даже запатентовал несколько собственных рацпредложений, например, именно Дэвид Бьюик является изобретателем способа эмалирования металлических ванн. Компанию, которую молодой человек создал, вместе со своим школьным другом, назвали Buick & Sherwood, по фамилиям партнеров. Шервуд был отличным бухгалтером и предпринимателем, а Бьюик занимался технической частью, и дела компании, устойчиво шли в гору.

Но душа молодого и энергичного Дэвида Бьюика, никак не лежала к спокойствию и размеренной жизни, а техника была его настоящей страстью. В начале девяностых годов девятнадцатого века, он обнаружил для себя двигатели внутреннего сгорания, как объект для многочисленных исследований и экспериментов. Он самостоятельно спроектировал и даже собрал мотор, с расчетом на сельское хозяйство. Тракторный «движок» получился таким, как и представлял себе Бьюик, но тут на горизонте его кругозора, замаячили автомобили и Дэвид влюбился в них, с первого взгляда, забыв о сельском хозяйстве, а тем более, о сантехнике.

Шервуд увлечение партнера не разделял, и они поссорились всерьез, и навсегда, после чего Бьюик продал свою долю в компании Buick & Sherwood, а вкупе с нею, и собственный патент на эмалирование ванн. Американская компания Standard Sanitary выложила за него астрономическую суму, для своего времени – 100 тысяч долларов. В 1889 году, он организовал фирму, собираясь выпускать стационарные «движки», но бизнесменом он был совершенно никаким, а дело ему быстро наскучило, и он принялся за автомобили. Ликвидировав прежнее производство, инженер без образования, учредил фирму Buick Auto-Vim and Power. Сумел Дэвид привлечь в новоорганизованную компанию бывшего конструктора фирмы Olds Motor Works, по имени Юджин Ричард, а также настоящего инженера Уильяма Мэрра, с которыми, сообща, и был выпущен первый автомобиль компании, больше похожий на сказочную самоходную тележку.

Новые хозяева и новое имя

Машина получилась, впрочем, вовсе не плохой, а главное надежной и выносливой. Главным критерием авто, стало то, что оно могло самостоятельно взобраться на довольно высокий подъем, да еще и вытащить седока, так что выскакивать и толкать его, не было нужды. Однако на создание этого шедевра своего времени, ушли совершенно все деньги, которые были в распоряжении компании. Средства на продолжение работы дал один из довольно успешных коммерсантов Детройта, Бен Бриско, и они также, «ухнули» в бездонную бочку автопроизводства, которое едва приблизилось к серийному выпуску своих «творений».

Бриско желал вернуть вложенные деньги, но прибыли все не было, потому он перепродал свою часть фирмы, и в 1903 году, компания получила новое имя – Buick Motor Company, а вместе с ним, и нового соучредителя – производителя фургонов Джеймса Уайтинга. А уже в 1904 году, появился и первый серийный вариант, который назвали модель В. Но, работа шла туго, средств постоянно не хватало и за год удалось собрать менее четырех десятков автомобилей, и фабрикант, постепенно, начинал терять терпение.

Под началом Дюранта

Пожалуй, самое знаковое событие в истории компании Buick произошло в том же, 1904 году, когда Уайтинг, ловко всучил компанию, ставшую впоследствии, знаменитой во всем мире, человеку, который и определил ее будущее. Речь, несомненно, идет про Уильяма Дюранта, основателя легендарного концерна, под названием General Motors. Однако это было еще в будущем, а в тот момент, Дюрант был просто очарован удивительным маленьким автомобильчиком, модели В. Он прекрасно понимал уже тогда, что транспортное будущее планеты, это именно автомобили, и дальновидно взялся за новое для себя дело, отложив все менее важное, на потом, и не прогадал. Buick Motor Company расцвела под руководством талантливого бизнесмена, он вложил более полутора миллиона в обновление старого, а также установку нового оборудования. В пятом году прошлого века, на заводе уже собрали почти тысячу экземпляров автомашин, а в шестом, эта цифра выросла еще на 50 процентов.

Дюрант оказался прозорливым, и компания, уже совсем скоро, начала приносить настоящую прибыль, однако сам Дэвид Бьюик, как и понятно, просто формально занимал должность директора, руководил компанией Дюрант. Многочисленные рацпредложения фактического создателя фирмы, чьим именем она и называлась, отметались, как лишние, ведь требовали дополнительных затрат и переоборудования производства. Однако одну знаковую модель, Дэвид, все-таки, смог выпустить в обновленной компании.

В 1907 году на мировые автодороги выехал первый сверхудачный проект, который был назван просто – Buick 10, который оказался настоящей находкой. Во-первых, автомобиль получил весьма надежный, четырехцилиндровый силовой агрегат, мощностью в 22 «лошадки». За следующий, 1908 год, было собрано, а также и реализовано, более восьми тысяч таких «десяточек». Правда, в этом же году, из компании ушел ее основатель, Дэвид Бьюик, оставив ей, лишь свое имя. Нужно отдать должное Дюранту, он выдал Бьюику выходное пособие в сотню тысяч долларов, и умыл руки. Весьма прискорбно, но умер знаменитый создатель компании Buick в нищете, бесцельно инвестируя, все так же, в «не те» проекты.

Те временем, компания Buick Motor Company продолжала отлично функционировать, причем стала платформой, на которой и возник концерн General Motors. Инженеры, пришедшие в компанию, весьма удачно трудились на протяжении последующего времени, и в 1914 году, с конвейеров сошел первый автомобиль, с силовым агрегатом на шесть цилиндров, а к 25 году прошлого века, такие моторы устанавливались уже на совершенно все автомашины от Buick. Чуть позже ввели и восьмицилиндровые, мощные «движки». К 1931 году, на счету компании уже было четыре модели, выпускающиеся серийно: Buick Century, Buick Limited, Buick Special, Buick Roadmaster, а в последствии, и их многочисленные модификации.

Модельная история компании Buick

Одной из самых знаковых моделей предвоенного производства, стала последняя из списка, модель, под названием Roadmaster, которая была презентована в 37 году, прошлого века. Машина имела почти пять метров в длину, и была оснащена 120-сильной «восьмеркой», однако была несколько дешевле, чем топовая Century. Да и выглядела она очень внушительно и серьезно. Привлекательная «внешность» и вполне сносная цена, сделали свое дело, и авто весьма удачно продавалась по 16 тысяч экземпляров в год! Цифра просто космическая, для своего времени. В следующем году, появился также и поразительный концептуальный автомобиль Buick Y-JOB, причем, это был первый концепт-кар, в истории автомобилестроения, вообще. Интересно, что сам конструктор инновационного автомобиля Харли Эрл, в течении двух лет, сам ездил на Y-JOB, которая существовала в единственном экземпляре.

Во время Второй Мировой войны, автопроизводства Соединенных Штатов вынужденно перешли на производство оборонной или военной техники, не стала исключением и компания Buick. Причем выпустить было решено, неожиданно для всех, не что иное, как самый настоящий танк! Выпускали еще зенитные орудия, противотанковые самоходки, и так далее. Броню этих машин называли «картонной», однако по маневренности и скорости, им, действительно, не было равных. После завершения войны, производство вернулось в привычное русло и уже в 48 году, была усовершенствована модель Roadmaster, на которую поставили настоящую автоматическую трансмиссию, а спустя год, прямое лобовое стекло, заменили гнутым.

Пятидесятые и шестидесятые годы прошлого века, для компании Buick, прошли практически незаметно, разработчики продолжали усовершенствовать существующие модели, единственной новинкой стал Skylark, у которого, напряжение сети внутри системы, уже было не шесть, а двенадцать вольт. К концу семидесятых, компания освоила и новую для себя отрасль автомобилестроения, в ее модельном ряду появились компактные автомашины, отличающиеся малыми размерами, и соответственно, довольно низкой ценой, по крайней мере, по сравнению с полноразмерными авто компании.

На протяжении восьмидесятых и девяностых годов прошлого века, автопроизводитель выпустил еще несколько новых моделей, которые пользовались неизменным спросом, что было довольно странно, ведь над страной нависла первая тень мирового финансового кризиса. В 1984 году появился новенький Buick Riviera Coupe, а также впервые был презентован Park Avenue, на мотор-шоу в Детройте. В 1987 году, впервые предъявили миру и Buick Regal, на выставке автомобилей в Лос-Анджелесе. Обновили также и старые модели, отлично зарекомендовавшие себя, выпустив новые поколения, ставшие намного современнее, мощнее и еще надежнее.

На заре нового тысячелетия появилась также автомашина Buick Rendezvous, спустя четыре года, еще Rainier и Terraza. Кроме всего прочего, компания начала расширение рынка сбыта, построив производственные мощности в Канаде, а также и в Китае, который считался очень прогрессивным полем деятельности. На данное время, компания Buick Motor Company, занимается, преимущественно, выпуском машин, для среднего класса, не очень дорогих, да и не представляющих собой, ничего особенного. Это просто машины, довольно высокой надежности, по сходной цене, в основном ориентированные на рынок Соединенных Штатов.