Три магические буквы BMW скрывают емкое название Баварский моторный завод или Bayerische Motoren Werke, яркой линией пронизывая историю автомобилестроения. Компания BMW, идущая по жизни с лозунгом «The ultimate driving machine», безошибочно конструирует автомобили с яркой индивидуальностью, обладающие неповторимыми характеристиками вождения, автомобили, протягивающие тонкие нити к сердцам своих владельцев, создавая неразрывную связь, которая длится, порой, всю жизнь.

В чем кроются причины столь громогласного успеха BMW? Возможно, история создания и развития компании приоткроет завесу «Совершенно секретно».

Точка отсчета

История BMW началась в 1911 году, когда истинный ариец Густав Отто основал авиационный завод Gustav Flugmaschinefabrik на окраине Мюнхена. Это был сын именно того самого Отто – знаменитого изобретателя четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Продолжая дело отца, Густав строил бипланы, снабжая их запатентованным мотором.

Приблизительно в то же самое время, в 1913 году, другой истинный ариец – Карл Рапп, бывший инженер компании Daimler, открыл предприятие Rapp – Motorenwerke по производству двигателей для судов и самолетов. В марте 1916 года Отто и Рапп объединились на почве «общих интересов», основав компанию Bayerische Flugzeug Werke по конструированию военных самолетов, оснащенных двигателями собственного производства. К лету следующего, 1917 года, BFW была переименована в Bayerische Motoren Werke (BMW).

 BMW-328 1937 год

Вынашивая далеко идущие вперед планы, в том же году BMW строит огромный завод неподалеку от аэродрома Oberwiesenfeld в Мюнхене и продолжает конструировать двигатели для немецких военных самолетов до 1918 года. Первая мировая война сыграла на руку BMW – маленькая фирма постепенно превращалась в значимую величину для авиации Германии.

Незадолго до эпохального события – создания BMW, в 1916 году в Rapp – Motorenwerke пришел австрийский дипломированный инженер-лейтенант Франц Йозеф Попп, заняв пост начальника отдела по контролю качества авиационных двигателей. В 1917 году он был назначен первым финансовым руководителем BMW GmbH, а затем долгое время занимал пост генерального директора BMW, пока не вынужден был уйти в отставку по требованию нацистских властей в 1942 году. Под руководством Попа BMW выросла из национального бренда в компанию европейского уровня.

Вскоре, после слияния 1916 года, активно развивающаяся компания потребовала финансовой помощи, за которой Попп обратился к венскому банкиру и собственнику Wiener Bankverein Камилло Кастильони в 1917 году. В том же году Попп и Кастильони вынудили Раппа уйти в отставку.

В конце 1917 года, в компании начал работать именитый конструктор авиационных моторов Макс Фриц, занявший почетное место главного инженера BMW. Его детище – высокопроизводительный карбюратор к авиационному двигателю IIIa позволил компании БМВ установить свой первый мировой рекорд 1919 года – аэроплан, оснащенный IIIa, поднялся на высоту 9760 метров. Карбюратор «а-ля Макс» был создан с учетом особенностей эксплуатации двигателя в разряженном воздухе, способствуя адаптации воздушно-топливной смеси к внешним условиям. Чуть позже, в 1923 году, Фриц сконструировал первый мотоцикл, прославивший компанию БМВ, – R32.

В 1918 году Первая Мировая война окончилась и, согласно Версальского договора 1919 года, в Германии было свернуто производство авиационных двигателей. Оставшись «не у дел», BMW создает четырехцилиндровый двигатель для грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники и катеров, конструкция которого с треском провалилась, не пользуясь особым успехом. Тем не менее, молодая компания не пала духом и начала конструировать двухцилиндровый двигатель для мотоцикла Victoria – М2 B15 Boxer. В тех же годах появился знаковый логотип БМВ, свидетельствующий о ее незабвенной любви к авиации, – крест, символизирующий пропеллер, на фоне бело-голубого флага Баварии с золотой надписью BMW.

Первые успехи

20-е годы стали важной вехой в истории BMW. В 1923 году на Берлинском Автомобильном Шоу состоялась мировая премьера первого мотоцикла BMW R32, оснащенного двухцилиндровым двигателем Boxer с кубатурой 494, позволяющим развить неслыханную скорость по тем временам – 95 км/час. Не останавливаясь на достигнутом, в 1925 году БМВ запускает в производство обновленную версию R32 – BMW R37 уже с 500 кубиками и 16 лошадными. Модели мотоциклов R-серии оказались настолько удачными, что только за 1926 год БМВ продала 3100 экземпляров. Усилия компании в деле производства высокопроизводительных двигателей для мотоциклов были также увенчаны стабильными победами во всех мотогонках Германии с 1924 по 1929 год.

BMW 7 Series ActiveHybrid

Эпоха автомобилестроения от БМВ начинается в 1928 году с приобретения автомобильного завода в городе Айзенахе (Тюрингия) и лицензии на конструкцию малолитражки Dixi 3/15. Первые Dixi – это были авто с откидным верхом, снабженные четырехцилиндровым двигателем объемом 743 куб. см с мощностью 15 лошадиных сил. Максимальная скорость, развиваемая малышкой Dixi, была приблизительно 80 км/ч. В 1929 году была запущена новая, улучшенная версия Dixi – Dixi DA/2, которая приобрела стальной корпус и тормоза на все четыре колеса. Общее производство Dixi за годы ее существования составило 18 976 единиц.

В 1932 году в производство была запущена новая модель авто – BMW 3/20PS с черырехцилиндровым двигателем объемом 728 кубо-сантиметров, крутящим моментом 3500 об/мин и мощностью 20 л.с., что позволяло ей разогнаться до 80.5 км/час. Но уже в следующем году была представлена более резвая лошадка от БМВ – BMW 303, над рядным шестицилиндровым двигателем которой изрядно попыхтели Фриц Фидлер и Рудольф Шлейхер. В результате их упорной работы была создана конфигурация двигателя, до сих пор эксплуатируемая БМВ. Первоначальная же версия 303 мотора тех лет имела объем 1173 см куб., мощность 30 л.с. и выжимала 90 км/ч.

Триумф

Следующей новинкой 30-х годов от БМВ стал родстер 315/1 – спортивный автомобиль «вне конкуренции» по скоростным характеристикам, обладающий великолепным по тем временам, стильным экстерьером. Оснащенный 1.5-литровым двигателем мощностью 40 л.с., BMW 315/1 развивал скорость 125 км/ч, что позволило ему выиграть гонку длиной 2000 км по Германии.

Вдохновленная успехом BMW 315, компания выпустила 50-лошадную 326 модель, а затем, в 1936 году, легендарный гоночный родстер BMW 328 с шестицилиндровым двухлитровым движком, выдающим 80 лошадиных сил. Плавные очертания корпуса из сплава алюминия и магния, встроенные фары – стиль дизайна автомобилей БМВ, заложенный в эту модель, прослеживается до 50-х годов. Примечательно то, что BMW 328 номинировался на звание «Автомобиль столетия». Не оставляла БМВ без внимания и производство мотоциклов, выпустив в 1935 году модель К12 – первый мотоцикл с гидравлически-регулируемой телескопической опорой переднего колеса.

В годы Второй Мировой Войны все производственные мощности и документация BMW были предоставлены в распоряжение Айзенах, производство автомобилей свернуто. В те годы БМВ выпускает военный мотоцикл для вермахта на базе R57, работает над конструкцией ракетных и реактивных двигателей для военных истребителей Юнкерс 88 и самолетов-разведчиков Арадо 234V. По окончании войны, на производство BMW был наложен трехгодичный запрет из-за участия компании в создании авиационных двигателей и ракет.

Пост-военное возрождение

Первой «ласточкой» после длительного послевоенного застоя в производстве БМВ, стал мотоцикл BMW R24, представленный широкой публике в 1948 году на Женевском авто-шоу. Оснащенный одноцилиндровым двигателем объемом 247 куб.см, R24 выдавал на гора 12 лошадиных сил. В 1950 году, после снятия ограничения союзников на объемы двигателей BMW, компания выпускает сразу три мотоцикла с мощными двигателями – R51/2 с 500 см куб., R51/3 и R 67 с 600 см куб., пользующиеся оглушительным успехом у потребителей.

Первой послевоенной моделью автомобиля, выпущенной БМВ, стал седан класса «люкс» BMW 501 с легкосплавным двигателем V8. Однако, это был не лучший выбор модели для производства в полуразрушенной, опустошенной войной стране. 500 серия БМВ – это были большие и добротные автомобили среднего класса, которые составляли основу производства компании до 1964 года. Самая признанная модификация из этого ряда – эксклюзивный спорт-кар BMW 507 с двигателем V8 502 объемом 3.2 л, 150 л.с. Всего было выпущено 252 таких авто ручной сборки.

1955 год в истории БМВ знаменателен выходом в свет купе BMW Isetta, маленькой городской машинки длиной всего лишь 2.29 м и мощностью 13 л.с., рассчитанной на двоих. Isetta завоевала сердца публики и разошлась тиражом 160 000 экземпляров, став своеобразным символом послевоенного возрождения Европы.

BMW i8 Concept car

Яркий полет

В 50-х годах BMW устанавливает новый стандарт для международных производителей мотоциклов, выпустив модель R68 – мотоцикл с объемом двигателя 600 кубиков, мощностью 35 л. с., развивающий максимальную скорость 160 км/час. Однако, новации 50-х годов в сфере мотоциклетного строения БМВ на этом не завершила. В 1955 году были выпущены три модели мотоциклов: R50, R60 и R69, развивающие среднюю скорость 266 км/ч и обладающие исключительной стабильностью. Новая конструкция подвески – поворотный рычаг на переднее колесо и удлиненный рычаг на заднее, произвела невообразимый бум на мото-рынке.

В 70-х годах BMW запускает в производство 3 серию авто, которая будет продаваться в будущем с фантастическим успехом. На момент запуска серии, она имела четыре версии: 316, 318, 320 и 320i.

В 80-х годах БМВ создает «икону» спортивного автомобиля – М3, обладающего вначале мощностью 195 л.с., впоследствии – 238 л.с. BMW M3 E30 одержал тысячи побед на всевозможных гонках и гордо носит звание одного из самых успешных гоночных болидов в истории.

90-е годы освещены яркой вспышкой модели BMW Z3, разработанной на платформе 3 серии. Эту модификацию иногда называют E36/7(родстер) или E36/8(купе). Шестицилиндровый рядный двигатель Z3 объемом 2.8 л выдавал 189 лошадок. Модель Z3 была машиной агента 007 Джеймса Бонда в фильме «Золотой Глаз».

В конце 90-х BMW представила преемника знаменитой 507 модели – E52 Z8. Автомобиль прекрасно сочетал в себе классические линии родстеров BMW, вплетая их в современный дизайн. Интерьер в стиле арт-деко, мягкая кожа обивки сидений и руля, скульптурное зеркало заднего вида, матовая отделка металла – все в Z8 свидетельствовало о благородстве происхождения. Z8 – это еще один автомобиль BMW, который стал знаковым, пройдя тщательный отбор, как авто Джеймса Бонда для съемок фильма «И целого мира мало» в конце 1999 года.

Каждый следующий виток пропеллера истории компании BMW – это всегда значимое событие в мировой истории автомобилестроения. И, если бы была кунсткамера автомобилей, то, возможно, большинство эталонов в ней имели бы знак BMW.