BMW Z3

В 1996 году в Женеве состоялась официальная премьера знаковой для баварских моторостроителей и первой по-настоящему в коммерческом плане удачной модели серии «зет» — BMW Z3. Путь к успеху был долог, тернист и интересен так же, как и сама модель.

Едва ли не каждый автомобильный бренд стремится создавать новые модели соответственно сложившемуся стереотипу, на формирование которого потрачены годы, если не десятилетия, инженерных разработок и маркетинговых исследований. Сделав порядка пятидесяти лет назад ставку на безопасность своих моделей, руководство компании Volvo силами своих инженеров разработало первыми в Европе трёхточечные ремни (1959 год), кузовные конструкции, подобно Mersedes-Benz, с определёнными сминаемыми зонами, многослойные ветровые стёкла и многое другое, что сделало слова «Вольво» и «безопасность» синонимами. «Фишки» Citroën — пневмоподвеска и в последние годы большая площадь остекления кузова, тот же Mersedes ассоциируется прежде всего с престижностью и комфортом. Автопроизводители знают, чего от них ожидают постоянные и потенциальные покупатели и стараются эти ожидания не обмануть.

BMW Z3

Главный же козырь машин BMW, признанный всем автомобильным сообществом, — мощные моторы, скорость, завидная курсовая устойчивость и превосходная управляемость. Всё это и, безусловно, комфорт и интересный дизайн ожидают встретить поклонники марки с каждой новой разработкой мюнхенского автоконцерна.

Ещё в 1955 году во Франкфурте баварцы представили родстер BMW 507, свой ответ извечному конкуренту из Штутгарта с его моделью Mersedes-Benz 300SL, выпускавшейся с 1952 года. Соперник был довольно непрост — спортивный автомобиль с нетрадиционными инженерными решениями (двери «крыло чайки»), оснащённый первым в истории автомобилестроения бензиновым четырёхтактным двигателем с прямым впрыском топлива, комфортный и хорошо управляемый, самая быстрая для своего времени серийная модель.

Баварский родстер создавался весьма необычно. Первое десятилетие после разрушительной войны, страны Европы ещё только восстанавливаются, население довольствуется в основном маломощными машинами с двухтактными двигателями. Создавать в такое непростое время мощный дорогостоящий спортивный автомобиль — означало идти на определённый риск, однако руководство BMW, сохраняя реноме производителя мощных скоростных машин, сделало непростой выбор, оказавшийся впоследствии знаковым. Облик «пятьсот седьмой» создавался за океаном, в США, молодым дизайнером графом Альбрехтом Гёртцем, а эскизы и чертежи пересылались с нарочными в Европу. Весьма трудоёмкий и длительный процесс, зато каким ошеломительным оказался результат! Гёртцу и баварскому концерну удалось создать поистине впечатляющий образец с длинным «родстерским» капотом, двухместной кабиной, схожей с кокпитом самолёта и короткой кормой, сидящими на огромных колёсах с шестнадцатидюймовыми дисками. Хищная передняя часть машины, впадина капота и волнообразные холмы по его бокам, бегущие от передних фар до задних фонарей, никого не оставляли равнодушными, включая Алена Делона и Урсулу Андресс, «подругу» Джеймса Бонда в первом фильме «бондианы». А Элвиса Пресли родстер «зацепил» настолько, что в пару к белой BMW 507 он приобрёл такую же красную.

Под стать выразительному дизайну автомобиль обладал к тому же выдающимися динамическими качествами и конструктивно-техническими характеристиками. Восьмицилиндровый двигатель объёмом 3168 см3, впервые для серийных моделей построенный с широким применением лёгких сплавов, развивал мощность 150 л.с. и разгонял машину с места до 100 км/час за 11 секунд, а при максимальном наборе скорости стрелка спидометра указывала на отметку «200″. И вряд ли неуловимый Фантомас в одноимённом французском фильме 1964 года на своём Citroën DS смог бы удрать от «пятьсот седьмой» с комиссаром Жювом и журналистом Фандором, если бы гениальный злодей одним нажатием кнопки не превратил свою машину в самолёт…
И всё же как ни хорош был родстер BMW 507, проект для концерна оказался по большому счёту убыточным: уж больно цена кусалась — без малого 27 тысяч немецких марок выложить в то время могли немногие, в результате было реализовано всего немногим более 250 экземпляров, что, конечно, не соответствовало ожиданиям баварцев. Всё же Мюнхен выстоял, да ещё и утвердил людей во мнении, что BMW в состоянии строить высококлассные автомобили, скоростные, люксовые и красивые.

Лишь по прошествии без малого трёх десятилетий высший менеджмент BMW пришёл к выводу, что наконец пришла пора примерить логотип с бело-голубыми цветами земли Бавария и родстеру. Разработанный Technik GmbH, техническим подразделением фирмы, под управлением доктора Ульриха Беза, первенец Z-линейки (от нем. Zukunft — будущее) BMW Z1 предстал перед широкой публикой на Франкфуртском моторшоу в 1987 году и впечатлил её настолько, что ещё до начала серийного производства концерн получил порядка пяти тысяч заказов на приобретение двухместного родстера.

Автомобиль был построен с реализацией неординарных технических решений: убирающиеся в довольно высокие пороги двери, применение света с ксеноновыми лампами и пространственного встроенного каркаса. На начальной стадии разработки модели к тому же вынашивалась идея использования полноприводной схемы трансмиссии, однако впоследствии в целесообразности её усомнились, и машина осталась заднеприводной. Надо заметить, баварские автостроители от классической заднеприводной концепции отступали весьма неохотно и лишь в пользу полного привода, а уж передний привод и BMW до недавних пор и вовсе были понятиями несовместимыми. Дело в том, что схема трансмиссии с передачей вращающего момента на управляемые передние колёса в большей степени ограничивает их свободу и чувствительность рулевого управления, что для компании, сделавшей ставку на скоростные качества и отточенную управляемость своих машин, было прежде неприемлемо.

Дизайн Z1 разработал Стив Маттин, создавший в своё время облик Mersedes ML и GL-класса, Volvo S60, V60 и X60 и ряд других, в числе которых и недавний концепт Lada XRAY.

Всё же, несмотря на стартовый ажиотаж и высокий интерес публики, к моменту начала продаж спрос на BMW Z1 резко снизился, а ворвавшийся в этот сегмент рынка новый родстер Mersedes-Benz R129 в самом начале 1989 года и вовсе перечеркнул все планы баварцев. Свежеиспеченный штутгартский спорткар, построенный на шасси четырёхместного кабриолета Mersedes-Benz W124, подавлял своими дизайном, мощью моторов, независимой подвеской и, самое главное, автоматически выдвигающейся за сидениями дугой безопасности, что являлось инновацией и для открытой машины было чрезвычайно актуально.

К тому же внушительную часть почитателей спорткаров заинтересовала вышедшая в том же, 1989-м, году японская модель Mazda MX-5 NA, построенная на удачном шасси, с низким расположением центра масс, прекрасно управляемая и не менее прекрасно покупаемая.

Совокупность всех факторов убедила руководство концерна в бесперспективности проекта Z1 и, благополучно реализовав в общей сложности около восьми тысяч машин, производство модели было в 1991 году свёрнуто, а документация отправилась до лучших времён в архив.

Однако время шло, а японский возмутитель баварского спокойствия никуда не исчезал, напротив, укрепляя свои позиции неплохими объёмами продаж, что действовало на Мюнхен как красная тряпка на быка. Да и разве мог производитель скоростных машин отдать без боя пусть и небольшой, но лакомый сегмент авторынка? Для этого был необходим эффектный автомобиль и ловкий маркетинговый ход. И всё это удачно соединилось в новой модели концерна BMW Z3, показанной в Женеве в 1996 году.

Работая в 1993 году над дизайном перспективного родстера, Джоши Нагасима как нельзя более кстати вспомнил облик модели 50-х годов BMW 507, которая произвела в своё время фурор своей внешностью, и плавные линии и изгибы «пятьсот седьмой» угадываются как в Z3, так и практически в каждой модели баварской Z-линейки. Мягкие, обтекаемые аэродинамические формы «зет-третьей», органично интегрированные фары головного света, характерная баварская двудольная псевдорадиаторная решётка, бортовые воздухозаборники и задние фонари фантастически удачно «вписались» в ходе рекламной врезки мастера «product placement» Карен Сортито в ленту голливудского шпионского блокбастера «Золотой глаз», и бесстрашному агенту 007 Джеймсу Бонду пришлось пересесть со своего Aston Martin DB5 на изящный BMW Z3. К слову, новый автомобиль понравился не только герою Пирса Броснана, но и ему самому, так что он раскатывал на немецком родстере не только на экране, но и в реальной жизни.

Построенный на базе BMW 3 (E36) по классической схеме с переднемоторной компоновкой и задним приводом, «зет-третий» имел и схожий с далёкой «пятьсот седьмой» силуэт: внушительный капот и моторный отсек, доходящие едва ли не до середины машины, выпуклая кабина со смещёнными почти до самой задней оси сидениями и короткая корма, что в общем-то соответствовало кузовной концепции roadster. Расположенный ближе к центру силовой агрегат с коробкой передач приблизил развесовку по осям к идеальной, что вкупе с низким расположением центра тяжести и жёсткой подвеской делает управление машиной чётким и уверенным, а сам автомобиль понятным и предсказуемым.

Первые обладатели баварского родстера, комплектовавшегося изначально сравнительно маломощными 1,8-литровыми и 1,9-литровыми бензиновыми двигателями, нередко нарекали на невыразительную для такой машины динамику, но уже в 1997 году любители волнующего драйва, которые приобрели модель с 193-сильным силовым агрегатом объёмом 2,8 литра, могли вздохнуть полной грудью: баварец разгонялся до «сотни» за 7,1 секунд, а «максималка» составляла 225 км/час. Пятиступенчатая механическая коробка с короткоходным рычагом, быстрой и чёткой сменой передач и удачно подобранными передаточными числами передавала вращающий момент без излишних задержек, обеспечивая колёса практически непрерывной тягой, а машину хорошей динамикой. И пусть это не особо выдающиеся скоростные характеристики, многие суперкары могли перемещаться и побыстрее BMW Z3, всё же стихия его — не скоростные безлимитные автобаны. Его удел — волнующие кровь дорожные изгибы и виражи, где в полной мере проявляются отменная курсовая устойчивость и превосходная управляемость, замешанные на остром рулевом управлении с внятной обратной связью и электронных помощниках — системах контроля устойчивости ADC+T и управления тяги, равно как и цепких отзывчивых тормозах с ABS и дисковыми механизмами на всех колёсах. Общее ощущение свободы в движении дополняет отсутствие крыши над головой, открытое небо и шуршание ветра. Впрочем, от непогоды всегда может защитить складной тканевый мягкий верх, полуавтоматический с электрогидравлическим приводом в базовом оснащении или полностью автоматический за доплату, который к тому же имеет целую палитру расцветок — от строгого чёрного до эффектного красного, хотя в качестве опции можно было выбрать жёсткую съёмную пластиковую крышу.

Не забыли баварцы и о безопасности: в стойки ветрового стекла интегрированы стальные трубы, предохраняющие водителя и пассажира от травм в случае опрокидывания машины при аварии.

Тем почитателям баварского родстера, которым всё же динамические качества машины казались недостаточно спортивными, Мюнхен адресовал с 1998 года ещё более мощную версию BMW Z3 M Roadster. Её 3,2-литровый мотор от модели M3 производства подразделения BMW M GmbH с двумя распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр развивал 321 л.с. мощности и 350 Нм вращающего момента, что значительно укрепило модель в разряде настоящих спорткаров: «сотня» с места — 5,4 секунд, максимальная скорость — ограничена на уровне 250 км/час.

В дополнение к родстеру (E36|7) концерн в 1999 году выпустил модель с кузовом купе (E36|8), которая вследствие своего характерного профиля вскоре получила прозвище «кроссовок», что, впрочем, не помешало ей получить кучу наград и премий как за дизайн, так и за выдающиеся ходовые качества. Как и в случае с открытой моделью, новое купе получило и своё более спортивное продолжение от BMW M GmbH — M Coupe.

Что интересно: история конкуренции баварской Z1 и Mazda MX-5 повторилась и с родстером Z3, только с точностью до наоборот — теперь уже японцы были вынуждены сворачивать производство не выдерживающей соперничества первой генерации NA как устаревшей и бесперспективной и разрабатывать к 1998 году новое поколение Mazda MX-5 NB.

Всего с 1996 по 2003 годы на заводе в Спартансбурге (США), где собиралась модель BMW Z3, было изготовлено 279273 родстера и 17815 купе. К 2003 году производство «зет-третьей» было свёрнуто, эстафету приняла новая BMW Z4.

Другие модели марки BMW
BMW M4
BMW 3
BMW 3
BMW E36
BMW E36
BMW E12
BMW 5
BMW 5
BMW X5 (E70)
BMW X5 (E70)