BMW Z

О том, что «всё новое — это хорошо забытое старое», создатели автомобилей из BMW AG кстати вспомнили в конце 80-х годов ушедшего столетия, когда задумали расширить фирменный модельный ряд и добавить в него родстер (англ. roadster), в создании которого концерн имел наработки ещё с 30-х, предвоенных, годов того же века.

Следует отметить, стартовали баварцы в этом направлении весьма удачно: их первый родстер 1930 года BMW 3/15 PS DA 3 Wartburg Sport, созданный как серийный двухместный образец, добился тем не менее впечатляющих результатов в ряде автомобильных гонок, в которых он принял участие.

Для него был изготовлен изящный, в духе последних предпочтений автомобильной моды тех лет, кузов с внушительным капотом и суженной короткой задней частью, который разгонял четырёхцилиндровый двигатель объёмом 750 куб. см. и мощностью 18 л.с. Вследствие применения при постройке алюминия (80 лет назад!), родстер массой всего 400 кг обгонял куда более мощных соперников, преодолевая скоростной рубеж 100 км/ час.

За «Вартбургом» с его сравнительно слабосильным мотором последовало создание полуторалитрового шестицилиндрового двигателя собственной разработки, который как влитой занял своё место под капотом сначала появившегося на свет кабриолета со спортивным характером под индексом 315, а на следующий год перекочевал в моторный отсек новой модели 315/1. И если «триста пятнадцатый» при всей своей спортивности был ориентирован больше на комфорт седоков, то уже его преемника можно считать чисто спортивным родстером — автомобилем для скорости, со складным верхом, дверными проёмами и открывающимися створками ветровых стёкол. Его двигатель был способен развивать мощность уже 40 л.с. (против 18 у «Вартбурга»), а пришедшая на смену модель 319/1, как две капли воды похожая внешне на предшественника, отличалась лишь 55-сильным мотором, мощность которого удалось увеличить за счёт изменения рабочего объёма до 1,9 литра.

Надо отдать должное инженерам BMW, они всегда шли по пути прироста мощности силовых установок в обход увеличения объёма, выискивая иные решения, но в любом случае каждую дополнительную «лошадку» использовали с полной отдачей, на все 100%. И ставка разработчиков при проектировании моделей не на одно лишь увеличение силовых характеристик мотора, но и на верный расчёт кузовной компоновки, дающей возможность более низкого расположения центра тяжести вкупе с доводкой и совершенствованием ходовой части оказалась верной.

Вероятно, поэтому появившаяся в 1936 году модель родстера BMW 328 с разработанным в соответствии с фирменной концепцией двигателем М 328, дебютируя в гонках в Нюрнбуринге, обошёл конкурентов с их более мощными форсированными моторами. Этот образец, оказавшийся пригодным не только для гонок, но и для повседневной эксплуатации, был запущен в серийное производство и, несмотря на весьма скромные объёмы выпущенной продукции (всего 464 экз.), его можно назвать первым серийным спорткаром BMW.

Не менее знаковым для компании является, пожалуй, представитель совсем иного временного отрезка — модель BMW 507, показанная в 1955 году в Нью-Йорке. В те тяжёлые послевоенные годы население в большинстве своём не располагало средствами для покупки дорогих спортивных моделей, и производители были вынуждены выживать за счёт выпуска маломощных бюджетных машин.

И всё же компания BMW, стихия которой — мощные скоростные машины, осталась верной себе и решилась на выпуск родстера, способного пробудить спустя столько лет интерес к таким машинам. Руководство компании предложило молодому дизайнеру, немцу Альбрехту Гёртцу, проживающему в то время в США, разработать дизайн спортивного автомобиля, пусть даже дорогостоящего, предназначенного для рынка Нового Света, а впоследствии, возможно, и Европы. Работая в удалении от Германии, пересылая почтой или курьерами чертежи, Гёртцу и инженерам компании удалось создать действительно выдающуюся модель не только в плане экстерьера и интерьера, но передовую и по техническим характеристикам.

Родстер был оснащён восьмицилиндровым 140-сильным мотором объёмом 3.2 литра, который разгонял машину до 185 км/час, и впервые в Германии дисковыми тормозами спереди. Модель оказалась столь неординарной, что на автошоу во Франкфурте и впоследствии в Нью-Йорке вызвала настоящий ажиотаж. Поддавшись искушению, в числе первых поклонников и покупателей оказался сам Элвис Пресли, проходивший в то время воинскую службу в Германии. Впечатляющим дизайном и неплохими техническими характеристиками были очарованы Ален Делон, Урсула Андресс, Тони Зайлер и многие другие выдающиеся люди, однако в Европе это было ещё не время «пятьсот седьмой», хоть и созревшей вполне технически: следовало подождать, пока люди будут готовы к появлению такой машины, как родстер, материально.

В конце 80-х годов руководство концерна решило, наконец, что такое время пришло. Мало того, подразделение BMW Technik GmbH под председательством доктора Ульриха Беза, разработавшее модель BMW Z1, первую модель серии Z (от нем. Zukunft — будущее), не было стеснено при её создании какими-либо рамками, и первый после тридцатилетнего перерыва родстер с бело-голубым пропеллером на капоте получил массу интересных конструктивных решений, сделавших машину весьма интересной в плане инженерии.

Стальной оцинкованный каркас, к которому крепились силовые агрегаты и кузовные детали, служил основой для многослойного пола типа «сандвич» из пластика и панелей из термопластика, а убирающиеся в глубокие проёмы порогов двери лишь одним нажатием кнопки превращали машину в кабриолет. Складной верх, имеющий в сложенном состоянии вогнутую форму, играл в драйве роль спойлера, а высокие в силу конструктивных особенностей пороги повышали жёсткость кузова, что выгодно сказывалось на управляемости и безопасности, хотя и создавали некоторые неудобства при посадке-высадке.

Однако трансмиссия и передняя подвеска были заимствованы у серийной модели 325i E30, задняя подвеска была разработана именно для родстера. Вертикальную амплитуду колебаний контролировали поперечные рычаги, продольные же рычаги имели круговой изгиб , а вся система задней подвески, получившая впоследствии название «ось z», в целом обладала подруливающим эффектом. К тому же конструкция шасси предполагала отсутствие развала колёс, а двигатель был смещён за передний мост к корме, в «базу, что при соотношении нагрузок на переднюю и заднюю ось соответственно 49:51 делало развесовку почти идеальной. В итоге нетрадиционные во многом технические решения разработчиков придали машине отличную управляемость и устойчивость на дороге.

Единственным недостатком Z1, пожалуй, можно назвать недостаточно мощный 170-сильный шестицилиндровый двигатель объёмом 2,5 литра, также заимствованный у BMW 325i, с которым родстер показывал динамику немногим лучшую, чем у модели-донора. Хотя по своим техническим характеристикам моторный отсек «спортсмена» был готов принять мотор и посильнее.

Тем не менее, концепт Z1, представленный публике в рамках прохождения Франкфуртского кар-шоу в 1987 году, был принят ею с восторгом, а 5 тысяч заявок от желающих стать обладателем авангардной модели родстера во многом предопределили его серийную судьбу. Впрочем, в процессе производства присутствовала значительная доля ручного труда, что, естественно, удорожало автомобиль, и за три года выпуска (1988 — 1991) при минимальной цене 80000 дойчмарок было реализовано порядка восьми тысяч экземпляров, что сегодня перевело его в разряд эксклюзивных и сделало лакомым кусочком для коллекционеров.

Как бы там ни было, но пробный шар был пущен, и он показал наличие устойчивого спроса на эксклюзивные спорткары, к тому же время требовало продолжения и усовершенствования пусть и удачных, но стареющих прежних моделей. Баварцы вовремя уловили настроения потребительского рынка и показали на моторшоу в Женеве 1995 года свой выставочный образец родстера BMW Z3, который к появлению в 1996 году в салонах дилеров создал приличную очередь желающих стать обладателем этого компактного спорткара.

BMW остался верен себе: родстер был создан для драйва, и ещё раз для драйва. Сравнительно большая колёсная база, задний привод, идеальная развесовка по осям, низкое расположение центра тяжести, острое рулевое управление с гидроусилителем и довольно жёсткая подвеска обеспечивали отменную управляемость и курсовую устойчивость на дороге.

Впрочем, построенные в первый год выпуска модели с маломощными для родстера моторами объёмом 1,8 и 1,9 литра не отличались выдающимися скоростными качествами, однако с появлением в 1977 году под капотом 193-сильного двигателя объёмом 2,8 литра автомобиль преобразился и стал настоящим родстером, разгоняясь до 225 км/час и достигая отметки 100 км/час на спидометре за 7,1 сек. А в 1998 году дебютировал BMW Z3 с кузовом купе, сразу получивший один лишь 2,8-литровый двигатель, который в 2000 году сменил 231-сильный трёхлитровый, устанавливаемый также и на родстер.

Но что бесспорно подкупает — изящный дизайн, выделяющий спорткар в потоке. Внушительных размеров капот с короткой кормой и парой кресел почти над задней осью смотрятся несколько непривычно, оригинальный изгиб головных фар и стильные бортовые воздухозаборники, мягкие обтекаемые кузовные линии делают силуэт действительно запоминающимся. Вдобавок, спортивность модели можно подчеркнуть специальной крышкой «Speedster», окрашенной в цвет кузова и закрывающей сложенный мягкий верх, являя собой как бы обтекаемое продолжение подголовников кресел, что улучшает аэродинамические свойства родстера. Дизайн нового BMW Z3 оказался настолько хорош, что не оставил равнодушным самого Бонда, Джеймса Бонда, бесстрашного агента 007, который в очередном фильме «бондианы» «Золотой глаз» не оставил с помощью баварского спорткара своим противникам ни малейшего шанса.

Следующая за Z3 модель концерна — первое поколение BMW Z4, выпускавшаяся с 2002 по 2008 годы с кузовами родстер (Е85) и купе (Е86), разработанная датским дизайнером Андерсом Вармингом, оказалась не совсем удачной и получила массу нелестных отзывов как по поводу дизайна, так и по поводу не в меру жёсткого шасси.

Зато второе поколение Z4 (Е89), представленное в Детройте в 2009 году и дизайн которого разработали женщины Джулиан Блази и Надя Арнаут, явилось достойным продолжением «зет-третьей», сохранив, впрочем, её фамильные черты. Тот же удлинённый капот, та же поджарая корма, то же расположение кресел. Однако всё омоложено, передняя светотехника, как и задняя, органично интегрированы в кузов, стремительности которому добавляют гранёные боковые подштамповки. Любопытно смотрится шильдик с фирменным логотипом на борту.

Та же идеальная (fifty-fifty) развесовка по осям, та же сбалансированная, временами жестковатая подвеска, та же отменная управляемость. Из негатива разве что можно отметить недостаточно внятную обратную связь на руле с электроусилителем.

Ещё один важный конёк BMW — двигатели. Модификации Z4 sDrive23i и Z4 sDrive30i демонстрируют прекрасную динамику, а BMW Z4 sDrive35i и особенно BMW Z4 sDrive35is c семидиапазонным «роботом» DCG и парным сцеплением способны на поистине ураганный драйв.

«Зет-четвёртый» уже в базовом оснащении получил три режима (Normal, Sport и Sport +), систему управления режимами движения, которая корректирует работу двигателя, подвески, рулевого управления, ESP, алгоритм работы АКПП.

А вот выпускавшийся в 2002 — 2003 BMW Z8 (Е52) задумывался как продолжение легендарной модели BMW 507 и должен был получиться таким, каким бы получился «пятьсот седьмой», если бы эволюционировал до начала 21 века.

Поэтому был взят за основу похожий дизайн, кузов изготовлен полностью из алюминия, в моторный отсек установлен лучший 400-сильный V8 двигатель (как и лучший восьмицилиндровый на 507-й в своё время), работающий с шестиступенчатой «механикой» Getrag. BMW Z8 впитал в себя всё лучшее, что было в то время в автомобилестроении, и со всем своим потенциалом мог преодолеть двадцатикилометровое кольцо Нюрнбуринга за 8 с небольшим минут. Неудивительно поэтому, что и эта модель приглянулась неутомимому Бонду для борьбы с террористами в фильме «И целого мира мало».

В целом автомобили BMW серии Z созданы для скорости, для драйва, для получения удовольствия от процесса езды прежде всего, практичность же и рациональность — удел, скорее, других машин, для этого предназначенных.

Другие модели марки BMW
BMW M4
BMW Z3
BMW Z3
BMW 3
BMW 3
BMW E36
BMW E36
BMW E12
BMW 5
BMW 5