BMW X1

Растущий интерес к небольшим, сравнительно недорогим SUV’ам, начавшийся во многом благодаря советским «Нивам», побудил автостроителей обратить внимание и на этот, незаполненный до поры сегмент рынка. Сегодня это может показаться удивительным, но в своё время наш вседорожник довольно широко экспортировался во многие страны, в том числе в Германию, Англию, Францию и даже в Японию, завоевав симпатии многих автовладельцев за свой комфорт (на фоне спартанского убранства большой части зарубежных вездеходов того времени), прекрасную для своего класса проходимость, неприхотливость и доступность. Наметившаяся мировая тенденция к увеличению потребительского интереса к компактным вседорожникам и кроссоверам была верно и своевременно подмечена маркетологами из BMW Group.

BMW X1

Баварский автоконцерн в своей Х-линейке играл, подобно уолл-стритскому медведю, на понижение, представляя публике свои «иксы» в плане размерности и мощи по нисходящей: от большого к малому. Детройтский автосалон, 1999 год, — показ модели BMW X5, составившей достойную конкуренцию Mersedes ML-Klasse. Штутгартский SUV к тому времени уже два года хозяйничал в этом сегменте и чувствовал себя вольготно. Январь 2003 года — показ концептуального xActivity, сентябрь того же года — представление модели BMW X3 на основе концепта, опередившей на несколько лет появление машин соперников в этом классе. Первый прямой конкурент в этой нише, Acura RDX, появился лишь в 2006 году. А потеснившийся Land Rover Freelander, раскатывавший здесь с 1997 года, являлся, скорее, конкурентом внутрикорпоративным, поскольку создавался на средства баварского производителя (обанкротившаяся компания Rover Group была выкуплена концерном BMW AG в 1994 году), хотя и разрабатывался английскими инженерами.

И вот — октябрьский Парижский автосалон 2008 года, демонстрация прототипа самого маленького мюнхенского SAV’а, год спустя — октябрь-2009, Франкфурт, — и посетители мотор-шоу увидели самый компактный кроссовер премиум-класса BMW X1 (E84), своим появлением открывший новую нишу в сегменте вседорожников.

Впрочем, как оказалось, не такой уж это и малыш: построенный на платформе универсала третьей серии и, что естественно, имеющий с ним одинаковую колёсную базу и идентичные панели пола, «икс-первый» всего на 115 мм короче, на 55 мм уже и на 102 мм ниже своего «старшего брата» BMW X3. К тому же отчётливо прослеживается и внешнее сходство. Крису Бэнглу, шеф-дизайнеру обоих проектов, не удалось в силу разных причин «развести» два облика на сколько-нибудь приличное расстояние, хотя, безусловно, разница во времени создания всё же ощутима. Руководство концерна в тайне не держало, да это заметно и невооружённым глазом: дизайн ориентирован прежде всего на молодёжь. Профиль, в котором визуально отмечается слегка непропорционально удлиненный капот (с подкапотным пространством, разумеется), вызывает ассоциации со спорткаром баварской Z-линейки, и одновременно с этим ярко выражены атрибуты настоящего покорителя бездорожья. Чёрные бамперы и пороги с контрастно выделенной серебристо-титановой защитой от возможных дорожных препятствий вселяют было надежду на выдающиеся способности кроссовера во внеасфальтовой стихии, однако примерная зрительная оценка клиренса (194 мм) и углов съезда-въезда (22 — 18 град.) заставляют поостеречься и не делать поспешных выводов до поры. Передок «малыша» в меру агрессивен и напорист: устрашающего вида бампер вкупе с раздувшимися ноздрями предрадиаторной решётки недвусмысленно дают понять, что перед вами не простак, но, впрочем, и не акула. Кстати, ассоциация фирменных двудольных окошек перед радиатором с ноздрями носа весьма неоднозначна — сами немцы, например, называют их nieren (почки), что вполне укладывается в ассоциативный ряд и свидетельствует о том, что с юмором там всё в порядке. Лежащие по бортам впадины и возвышенности разнообразят рельеф поверхности, а идущая сквозь дверные ручки от передних крыльев к задним фонарям выраженная линия подштамповки, будто водораздел, рассекает кузов на верхнюю и нижнюю части и, подобно стрелочному указателю, предлагает осмотреть и заднюю часть кроссовера. Впрочем, ничего революционного здесь нет: строгий, без вычурностей, экстерьер «задка», разве что привлекают внимание фонари со светодиодной оптикой. Однако, думается, башмакоподобная задняя светотехника нуждается в пристальном внимании дизайнера — однообразные «вариации на заданную тему» порядком приелись.

Излишеств лишён и салон, зато удобен и продуман. Слегка развёрнутая по баварской традиции к водителю и сразу расставляющая приоритеты центральная консоль, многофункциональный руль с пухлым трёхспицевым бубликом, удобно ложащимся в ладонь, кресла с удлинителем подушки, выраженной боковой поддержкой и хорошо продуманным профилем удобны и располагают к активному драйву. Дизайн торпедо с комбинацией приборов можно было бы назвать аскетичным, если бы не центральная деревянная вставка, отделанный алюминием набалдашник ручки КПП да широкоформатный дисплей, расположенный в центральной верхней части. К слову, экран монитора при выдаче информации не раздражает пёстрой палитрой, предлагая спокойные серо-синие тона: ничто не должно отвлекать внимания водителя от дороги — философия BMW.

В задней части салона объёмы поскромнее, чем спереди, хотя пространства над головой побольше, чем у одноплатформенника — баварской «трёшки», однако в районе ног так же тесновато. Да ещё вдобавок высоко расположенная кромка порога и недостаточный угол открытия двери урезают и без того незначительный проём, затрудняя посадку-высадку. Зато сиденье в этой части разделено на три посадочных места (хотя полноценных только два). Спинки могут складываться, образуя при этом ровную площадку и прекрасное общее с багажным отделением погрузочное место с объёмом 1350 литров, имеют отдельную регулировку наклона спинки, что очень удобно, а также откидной подлокотник с выдвижной панелью для подстаканников.

Багажник не выдающихся как для кроссовера размеров (420 л.) обнаруживает полное отсутствие запасного колеса или на худой конец докатки под полкой, где вместо них размещен ремкомплект для шин (весьма оригинально), аккумулятор, перемещённый сюда с целью разгрузки переднего моста и оптимизации развесовки, и поддон для разной мелочи, коей в багажном отделении бывает в избытке. Впрочем, справедливости ради следует заметить, что шины семнадцатидюймовых колёс X1 изготовлены по технологии run flat, что позволяет доехать до ближайшего шиномонтажа даже на полностью спущенном колесе.

Но всё же главный конёк автомобилей BMW — динамика, скорость, манёвры, торможения… Перемещение в пространстве и, самое главное, качество этого перемещения. Баварские автомобили славятся и скоростью, и своей воспетой тысячи раз отточенной управляемостью, и отличной курсовой устойчивостью. «Малыш» BMW X1 — ещё одно тому подтверждение. Производится кроссовер в различных вариациях — полноприводной и моноприводной, с передачей крутящего момента на заднюю ось. Полноприводные модификации при индексации обозначаются xDrive, моноприводные — sDrive.

Приличную динамику кроссовера с 2009 года обеспечивала довольно внушительная линейка силовых агрегатов — три четырёхцилиндровых дизельных двигателя объёмом два литра, но разной степени форсирования: мощностью 150, 177 и 204 л.с. и соответствующим вращающим моментом 200, 350 и 400 Нм. А также топовый шестицилиндровый бензиновый трёхлитровый мотор N52B30 мощностью 258 л.с. и крутящим моментом 310 Нм, с которым «икс-первый» развивал скорость 230 км/час и «выстреливал» до сотни за 6,8 секунд. Весь модельный ряд двигателей по технологии BMW EfficientDynamics снабжен системой рекуперации энергии торможения и бензонасосами, отключаемыми вместе с компрессором кондиционера в целях экономии топлива. В зависимости от модификации модель комплектовалась либо шестидиапазонным «автоматом», либо механической коробкой с аналогичным количеством передач, к тому же машины с МКПП обязательно комплектовались системой Auto Start-Stop и указателем активной передачи на щитке приборов.

На «троечном» шасси (изменены лишь тяги в задней многорычажке и поворотные кулаки в подвеске спереди) кроссовер послушен, точен, динамичен. Каждый поворот руля с электрогидравлическим усилителем отзывается адекватным предсказуемым действием машины, а любая оплошность пилота тотчас нивелируется электронной системой стабилизации.

Конечно, вгрызаться в серьёзное бездорожье на Х1 — дело рисковое, да только он ведь на это и не рассчитан, а кроме всего прочего, для движения вне дорог требуется и резина соответствующая. Любой серьёзный вездеход на «асфальтовых» колёсах вмиг зароется по брюхо. Реальную грязь пусть месит Defender, а вот загородная лёгкая распутица, снежно-водяная уличная каша с ледком для полного привода городского кроссовера под управлением интеллектуальной системы xDrive нового поколения — самое то. И клиренс подходящий, и электроника вовремя и незаметно жёстко прихватит тормозными колодками буксующее колесо, перенаправив силовой момент в нужное место — машина и выехала, будто сама по себе. Многодисковая электронноуправляемая муфта в обычных условиях распределяет вращающий момент между передним и задним мостами в пропорции 40/60, при этом в поведении машины превалируют повадки заднеприводника. Однако в определённых ситуациях xDrive может изменить это отношение в пользу оси с лучшим сцеплением, перебросив на её колёса до 100% тяги двигателя. Да и при движении по шоссе незаметные электронные помощники DSC (система стабилизации) с новым дополнением в виде систем активного притормаживания колёс DBC и CBC (Dynamic и Cornering Brake Control) вкупе с системой контроля тяги DTC (Dynamic Traction Control) подгонят, притормозят в случае нужды требуемые колёса, обеспечивая отменную курсовую устойчивость и спокойствие пилота.

Светотехника баварского кроссовера оснащена системой автоматического переключения режимов работы головного света High-Beam Assistant, адаптивными фарами Adaptive Head Lights и задними оптоволоконными фонарями Adaptive Break Lights с функцией оповещения об экстренном торможении.

Проведенный в 2012 году рестайлинг BMW X1 изменил слегка внешний вид, обновив фары, бамперы, задний диффузор, противотуманки, корпуса наружных зеркал. Линейка двигателей для модели пополнилась новым битурбодизелем 25d с системой впрыска топлива Common Rail. Несколько увеличенное давление наддува и изменённые настройки управления двигателем позволили поднять мощность с 204 до 218 л.с. и вращающий момент с 400 до 450 Нм.

Всё же «икс-первый» по-прежнему остаётся чисто драйверским автомобилем, ещё раз подтверждая корпоративный слоган BMW — «с удовольствием …».

Другие модели марки BMW
BMW M4
BMW Z3
BMW Z3
BMW 3
BMW 3
BMW E36
BMW E36
BMW E12
BMW 5
BMW 5