BMW E23

Столкновения финансово-промышленных групп и мировых брендов — явление само по себе нередкое, а уж в среде автопроизводителей — и подавно: уж больно много представлено на этом рынке торговых марок, и каждая стремится занять своё место под солнцем, причём как можно ближе, а за это надо бороться. Германский концерн BMW AG довольно часто находится в центре событий, демонстрируя натиск и технологический, и информационный. Время от времени объектами медиа-атак баварцев становятся Jaguar, Opel, Audi… А уж о непрекращающемся противостоянии BMW и Mersedes не слыхал разве что новорожденный. Истинные приверженцы и почитатели «трёхлучевой» негодуют и считают «баварских мотористов» выскочками, припоминая хотя бы то обстоятельство, что первый Dixi появился почти на три десятилетия позже Mersedes 35PS. Или конец 50-х минувшего столетия, когда промахи высшего менеджмента мюнхенского концерна чуть было не перевели его в статус предприятия, подконтрольного Daimler-Benz AG вместе с Deutsche Bank. Кто знает, чем бы всё закончилось, не вмешайся тогда на полном драматизма собрании акционеров баварского концерна Эрих Нольд, лидер группы, оппозиционной правлению, и Герберт Квандт, крупнейший промышленник и держатель акций как BMW, так и Daimler-Benz.

Быть может, история «особого» отношения бело-голубых (по цветам земли Бавария) к Штутгарту отчасти и берёт начало с того собрания, однако всякие амбиции должны быть чем-либо подкреплены, а ситуация в классе представительских автомобилей к середине 70-х годов складывалась вовсе не в пользу Мюнхена. В этой нише господствовал флагман главного конкурента Mercedes-Benz W116, официальный первопроходец нового S-класса, выпускавшийся с 1972 года. Соперник весьма серьёзный, с привлекательным обликом, в котором шеф-дизайнер Фридрих Гейгер применил среди прочих иное решение конфигурации фар головного света в сравнении с предшественником, превратив вертикальные в горизонтальные. Однако предрадиаторную решётку оставил почти такой же монументальной, что, впрочем, добавило шарма и подчёркивало статус модели. Элегантный, строгий, отделанный материалами высшего качества, с вставками орехового дерева, интерьер располагал к отдыху и приятному времяпровождению. Выпускавшийся в разных модификациях с двигателями различной мощности, к 1975 году флагман Mercedes имел в активе вариацию W116 450SEL “6,9″ с изысканным просторным салоном, мотором m100, оборудованным системой впрыска K-Jetronic, выдававшим 286л.с. мощности и 550 Нм вращающего момента. Классика жанра! Немудрено, что такой красавец получил звание Европейский автомобиль года в 1974 году и благосклонность подавляющего большинства VIP-персон.

Для того чтобы присутствовать в этом сегменте рынка, баварцам требовалось нечто большее, нежели большой седан BMW E3 (в США известный под названием Bavaria), острый в управлении и неплохой на ходу, но недостаточно презентабельный для претензий на статус представительского автомобиля. Хотя проект нового флагманского седана был представлен к рассмотрению ещё в 1968 году, разразившийся мировой топливный кризис 1973 года заставил пересмотреть модельную стратегию концерна и отложить разработку до лучших времён. И всё же, чтобы сохранить репутацию марки и своё реноме, бело-голубые просто не могли оставить доминирование Mercedes без ответа и на протяжении пяти лет разрабатывали собственный автомобиль, достойный стать реальным конкурентом главному сопернику. К концу 1977 года первый автомобиль на платформе BMW E23, родоначальник новой, 7 серии, был построен.

Новая модель BMW Е23 разрабатывалась параллельно со спорткупе шестой серии (Е24), имеет общие черты и стилистически близка, но имеет и существенные отличия. Облик обеих моделей, являющийся, в принципе, продолжением неплохого стиля модели Е12, прорисован одним коллективом, а шеф-поваром той дизайнерской кухни выступил француз Поль Брак, для которого эта работа стала последней на германской земле. Именно Поль, одарённый талантом свыше дизайнер-легенда, наделил Mercedes элегантностью и изяществом, а BMW подарил имидж с привкусом агрессивности хищника, с которыми они не желают расставаться и по сей день. Кстати, Брак к тому же стал архитектором структуризации моделей баварцев по своим параметрам, в результате чего возникли привычные сегодня серии: третья, пятая, шестая, седьмая… Следующей творческой остановкой знаменитого француза был 1974 год, Франция, Peugeot, но до поры он ещё работает в Германии и создаёт нового мюнхенского флагмана…

При разработке серьёзное внимание уделялось созданию достаточного для машины такого класса уровня пассивной безопасности. Доводка кузова осуществлялась с учётом многочисленных результатов фронтальных и боковых краш-тестирований. Точки креплений ремней безопасности в передней части были перенесены с кузова на сиденья, сиденья же были оснащены регулируемыми подголовниками. Сзади места с правого и левого бортов были оснащены трёхточечными ремнями, безопасность же среднего пассажира обеспечивалась поясом с охватом посредине. В последние годы выпуска флагман предлагался уже с подушкой безопасности для водителя.

Отсутствие уверенности и определённости в оценке перспектив топливного рынка предопределило формат новой модели: акцентируя внимание на экономичности, а в связи с этим и малой массой, разработчики сделали «семёрку» намного компактнее и легче основного конкурента. Mercedes-Benz W116 был на 200 мм длиннее и на 200 кг тяжелее! Впрочем, это не помешало баварцам достигнуть достойного уровня комфорта и технического оснащения в салоне и вне его, что для представительской модели является основополагающим. Уже в базовой комплектации модель имела гидроусилитель руля, дисковые тормоза спереди и сзади, изнутри систему вентиляции для пассажиров заднего ряда, велюровый салон. Водителя и пассажиров окружали развёрнутая к пилоту центральная консоль, фирменная фишка BMW, «авиапанель» приборов, бортовая система контроля и обнаружения неисправности с выведением информации, индикатор сервисных интервалов, комплексный климат-контроль. Изначально опционно, впоследствии серийно E23 комплектовалась бортовым компьютером и ABS, за доплату были доступны также салон с кожаной обивкой и отделкой деревом, сидения с электрическими регулировками (задние в том числе) и электроподогревом, стеклоподъёмники с электроприводом и электрозеркала. «Семёрка» — первый автомобиль концерна, где был установлен гидрокорректор фар, автомобильный телефон, центральный замок с блокированием доступа к багажнику и бензобаку.

На рынке модель стартовала с уже опробованными на предшественниках двигателями 3,0 и 3,2 литра, плюс к этому модельный ряд был расширен недорогой версией BMW 728 с 170-сильным мотором, который мог «предложить» 238 ньютон-метров вращающего момента и максимальную скорость машины 192 км/час. До «сотни» 728-я могла разгоняться за 11,2 секунд. «Бюджетник», как сравнительно недорогой автомобиль (29.300 DM в Западной Германии), выпускался главным образом для расширения клиентской базы седьмой серии и для поставок в страны с невысоким качеством реализуемого топлива (модель комплектовалась двойным карбюратором Zenith 35/40 INAT, менее чувствительным к качеству). А уже модификации BMW 730 и 733i (с инжекторным двигателем) комплектовались двигателями мощностью 184 л.с. и 197 л.с. с пиковым вращающим моментом 255 и 280 Нм соответственно, которыми с новичками любезно поделилась «Бавария». Топовая в этой линейке модель BMW 733i получила несоответствующий 3,2-литровому двигателю индекс вследствие оснащения системой механического впрыска Bosch K-Jetronic, в то время как обе другие машины имели карбюраторную систему образования рабочей смеси. Комплектовалась седьмая серия четырёхступенчатой механической КПП, но за доплату можно было установить трёхдиапазонный «автомат», а топ-модель, ко всему прочему, становилась обладательницей скоростных шин 205/70VR14, центрального замка и атермальных стёкол.

Новый модельный ряд BMW быстро набирал популярность, и уже в следующем, 1978 году заводами концерна в Германии под Мюнхеном и в Южной Африке было изготовлено 35745 машин представительского класса. Понятное дело, Штутгарт не мог спокойно наблюдать за подобным развитием событий и к 1979 году в противовес моделям седьмой серии баварцев разработал и выпустил новое поколение своего S-класса Mercedes-Benz W126, ставший звёздным часом Бруно Сакко, выдающегося дизайнера итальянского происхождения. Этот представитель премиум-седанов был действительно выдающимся автомобилем: в длину достигал 5,13 м, в ширину — 1,82 м и 1,43 м высотой. К тому же переработанный конструктивно кузов по своим параметрам был не только существенно лучше предшественника, но и качественно превзошёл не только Jaguar XJ, но и «семёрку» BMW. Баварцы ответили технологическим натиском: разработали целый ряд двигателей с первым в мире цифровым управлением впрыском и зажиганием, и самый конец 70-х годов ознаменовался приходом инжекторных версий BMW 728i и BMW 732i, оборудованных системой впрыска Bosch L-Jetronic и полностью электронной впрысковой системой Bosch Motronic 1.0. Вдобавок к технологичным моторам опционно предлагалась пятиступенчатая КПП.

В 1980 году место флагмана концерна заняла модель BMW 745i, под капотом которой изначально планировалась установка двенадцатицилиндрового агрегата, однако с установкой фактически готовых к постановке в заводскую серию высокообъёмных моторов было решено до поры повременить. В результате собственную разработку BMW — двигатель V12 было суждено увидеть уже представителям следующей генерации седьмой серии с кузовом Е32. А новый флагман Е23 получил шестицилиндровый 3,2-литровый мотор, форсированный турбонаддувом и оснащённый интеркулером. Так как в автоспорте существует специальный коэффициент при перерасчёте объёма турбированных двигателей, к новой модели был применен коэффициент 1,4. В итоге объём получился условно эквивалентным 4,5 литра, а модель получила индекс 745. Топ-версия с 252-сильным мотором, выдающим 380 ньютон-метров вращающего момента, разгонялась до 100 км/час за 7,9 сек, а при максимальном наборе скорости стрелка спидометра указывала на отметку 227 км/час. Трансмиссия флагмана комплектовалась исключительно автоматической КПП.

В 1982 — 1983 годах баварский концерн проводит значительную доводку уже начинающей устаревать морально и технически модели. Изменён бампер (новый со встроенными противотуманками), заменена новой приборная панель, перекочевавшая с только что появившейся «пятёрки» BMW E28, установлена впервые на баварских машинах подушка безопасности и новая четырёхступенчатая автоматическая коробка ZF 4HP22EH с возможностью ручного переключения. Изменения в передней части кузова принесли уменьшение коэффициента аэродинамического сопротивления с 0,44 до 0,38. Все модели линейки получили штатную систему ABS, разработанную совместно с фирмой Bosch. Переработанная подвеска получила новые, более жёсткие пружины и амортизаторы, что позволило улучшить управляемость, однако пришлось при этом пожертвовать известной долей комфорта.

Довольно интересна модель BMW E23 745i SA, предназначенная для рынка ЮАР. Главное отличие южноафриканской модификации скрывается под капотом — двигатель от гоночной BMW M1, разработанный подразделением BMW Motorsport GmbH. В связи с тем, что в стране левостороннее движение, машина, естественно, должна быть с правосторонней компоновкой рулевого механизма, что делало невозможным установку нагнетателя: для него попросту не оказалось места. В результате было решено устанавливать двигатель без турбины, но с новой системой впрыска Bosch Motronic, с помощью которой силовая установка обеспечивала 290 л.с. мощности и 340 Нм момента. В трансмиссии — четырёхдиапазонный «автомат» или опционно пятиступенчатая КПП Sport без overdrive. Всего стены завода покинули 209 таких машин.

С 1983 года покупателям модификаций 735i и 745i оказалась доступной комплектация Executive, в которой можно было получить отделанный деревом и обитый кожей Буффало салон, электропривод для передних сидений, автоматический подогрев замка двери, передовую аудиосистему с выдвигающейся автоматически антенной… А в самом конце производства «семёрок» в кузове Е23 появилась комплектация Highline для модели 745i с салоном в двух цветах с кожей Oyster Nappa Ledder, но уже без деревянных вставок, с новейшей аудиосистемой Becker Mexico и электрорегулировками всего и вся, что было возможно. Стоил автомобиль с такой комплектацией больше сотни тысяч дойчмарок, а счастливыми обладателями эксклюзива оказались 260 человек.

Постоянное внедрение передовых технологий позволило закрепить за моделями Е23 седьмой серии имидж высокотехнологичных машин, достойных представителей представительского класса, но время идёт вперёд, и производство устаревающей морально и технически модели было прекращено. Всего же с 1976 по 1986 годы было выпущено 285250 таких машин. Штутгарту с его моделью W126 нужно было противопоставить что-то более весомое, и в 1986 году статус флагмана перешёл к новой модели BMW E32. Битва титанов продолжалась.

Другие модели марки BMW
BMW M4
BMW Z3
BMW Z3
BMW 3
BMW 3
BMW E36
BMW E36
BMW E12
BMW 5
BMW 5