Audi S3

Модель Audi S3, спортивное продолжение автомобиля компактного класса Audi A3, относящегося по своему оборудованию и списку оснащения к представителям премиум-сегмента, впервые официально была представлена на суд автомобильной общественности в марте 1999 года в рамках прохождения автосалона в Женеве. Но ведь ничего не появляется ниоткуда, и появлению нового игрока из Ингольштадта в рыночной нише спорткаров и корпоративной S-линейке предшествовала своя череда событий и имён.

Audi S3

Традиция компании Audi AG создавать более производительные, мощные и скоростные модификации своих серийных образцов берёт начало с 1991 года, с выпуска первой спортивной версии Audi S2 Coupé, построенной на базе Audi 80/90 B3. Гражданская модель S2, в свою очередь, являлась преемницей раллийного образца Audi Sport Quattro, от которого получила базовый форсированный пятицилиндровый мотор и фирменную систему полного привода quattro, любовь и гордость Ингольштадта. Система quattro, ставшая во многом плодом инженерной и маркетинговой прозорливости и напора Фердинанда Пиеха, является поистине уникальным изобретением, давшим в автоспорте машинам Audi безоговорочное преимущество. Болиды с четырьмя кольцами настолько превосходили соперников на трассе и на треке, что терялась всяческая интрига и смысл проведения состязаний: что толку соревноваться, когда победитель известен наперёд? Для уравнивания возможностей устроителями гонок применялась система гандикапов (проще говоря, фора соперникам), чтобы соревновались пилоты на трассе, а не инженеры в конструкторских бюро: на команду накладывался так называемый весовой штраф, машина грузилась дополнительным балластом и отправлялась на старт. Естественно, ни о каких равных возможностях речь не шла: перегруженный автомобиль предопределял повышенный износ шин и потребление топлива, снижал эффективность тормозов и интенсивность ускорений — главный козырь quattro. Команду просто подталкивали к пересмотру целесообразности дальнейшего участия в таких соревнованиях. Зато Ингольштадт получил нечто гораздо большее — специалисты и широкая публика, обычные автомобилисты, увидели преимущества применения полного привода не только на спортивных и гоночных моделях, но и на обычных гражданских машинах.

Спортивная модификация серийной модели, естественно, предполагает установку более мощного мотора, но вместе с тем машина должна быть готова к приёму такого агрегата в моторный отсек: возрастает динамика — возрастают нагрузки на подвеску, тормозную систему, рулевое управление. Кроме того, мощь мотора ещё необходимо рационально реализовать: львиная доля вращающего момента должна направляться на колёса с лучшим сцеплением, но не наоборот, когда избыточный момент превращает их в абразивные круги для шлифовки асфальта. С момента выпуска Audi S2 все модели линейки S оснащены фирменной системой постоянного полного привода quattro, отлично справляющегося с задачей оптимального дифференцирования крутящего момента, более производительными силовыми установками и тормозами, подвеской с изменёнными настройками, делающими её более жёсткой, а машину более управляемой.

Модель Audi A3, ставшая отправной точкой при постройке её «горячей» версии, была представлена в июне 1996 года, а появилась на рынке в 1997-м. Основой автомобиля являлась площадка PQ34, общая с Volkswagen Golf IV, однако сама A3 отличалась от одноплатформенника более изящным, спортивным экстерьером и более качественной отделкой салона, что переводило её в модельной «табели о рангах» ступенькой выше, в компанию BMW 3-Серии Compact и Volvo S40. Петер Шрайер, в то время босс-дизайнер Audi (впоследствии занявший такой же пост в KIA и подаривший корейцам стиль «нос тигра), первоначальный облик модели увидел именно таким — стильным, строгим, обтекаемым для воздушных потоков и стремительным. Изначально «маленькая ауди» выпускалась в трёхдверной кузовной конфигурации, подчёркивая свою спортивную направленность, однако двумя годами позже добавилась пятидверная версия (упорно называемая в Европе почему-то Sportback) , привлекая в компакт-класс и приверженцев «семейных» машин. Принципиальная схема трансмиссии могла быть как моноприводной, с передачей крутящего момента на переднюю ось, так и полноприводной, разумеется, с фирменной системой quattro. Именно полноприводная модификация A3 послужила донором для создания первой компактной Audi с индексом S3, выпускающуюся сегодня уже в третьем поколении.

Вообще платформа PQ34 по своим конструктивным особенностям предполагает поперечное расположение силового агрегата, в то время как полноприводная система трансмиссии разрабатывалась Ингольштадтом для продольной моторной компоновки. Поэтому, чтобы совместить свой полный привод с «гольфовской» площадкой, разработчикам пришлось в этом случае отказаться от традиционного решения с межосевым механическим дифференциалом Torsen в пользу электронноуправляемой межосевой муфты Haldex для привода колёс задней оси. Кстати, упомянутая муфта разрабатывалась и создавалась именно по заказу концерна Volkswagen шведской фирмой Haldex для применения на короткоплатформенных моделях гольф-класса, а «протиснул» заказ тот самый дальновидный Фердинанд Пиех, который предусматривал возможность установки трансмиссии подобной конфигурации на весь модельный ряд, построенный на «гольф»-площадке VW. А это ни много, ни мало — VW Golf и Bora, Audi A3 и TT, Skoda Octavia, Seat Toledo и Leon с их модификациями. Причём, прозорливость руководителя концерна подсказала ему попутно выкупить весьма солидный пакет «шведских» акций, и теперь каждая проданная с «халдексом» машина служит прекрасной иллюстрацией удачного совмещения приятного с полезным — и предприятию хорошо, и руководитель не внакладе.

Кузов, как и ожидается от настоящего «спортсмена», предлагался в бескомпромиссной трёхдверной компоновке, а в его моторном отсеке «прописался» 1,8-литровый четырёхцилиндровый турбомотормотор с пятью клапанами на цилиндр. 270 ньютон-метров вращающего момента (при 2100 об/мин) и 210 л.с. мощности агрегата плюс шестиступенчатая механическая КПП позволяли «S-третьей» при наборе скорости с места до «сотни» укладываться в 6,9 секунд и в сопроводительной технической документации модели в графе «максимальная скорость» ставить отметку «238». А проведенный в 2001 году рестайлинг Audi S3, кроме всего прочего, произвёл и «мини-рокировку» в подкапотном пространстве, установив тот же двигатель, но с большей степенью форсировки, добившись отдачи 225 л.с. и 280 Нм (при 2200 об/мин). Изменения в моторном отсеке подкорректировали и показатели разгонной динамики: «сотка» — за 6,6 секунд, «максималка» — 243 км/час.

Передняя подвеска хэтчбека типа McPherson укомплектована амортизаторными стойками и треугольными поперечными рычагами, задняя — независимая продольная многорычажка. Подвески спереди и сзади дополнены стабилизаторами поперечной устойчивости. Все колёса оборудованы тормозными вентилируемыми дисками, ABS уже в базовой комплектации.

Если учесть, что «эска» была оснащена мотором, на 25% более мощным, чем самая сильная модификация A3, для полного контроля над машиной потребовалась доводка шасси. Для этого несколько уменьшили клиренс, увеличили колею колёс спереди и сзади (порядка 20 и 5 мм соответственно) и изменили настройки подвески автомобиля, ужесточив её, однако не до неприличия. Для такой машины (S-отряд, спорткар как-никак!) ощущения в процессе езды вполне комфортные.

Зрительно снаружи «заряженная» Audi S3 отличается от своего более спокойного прототипа низкими «фартуками» бамперов: спереди с расширенными диффузорами, в которых спрятались противотуманки, сзади — со сдвоенными патрубками выхлопа, симпатичным козырьком-спойлером над стеклом багажника и увеличенными колёсными дисками с шинами большей размерности(225/45WR17 против 195/65VR15). Раздавшиеся вширь колёсные арки — следствие увеличенной колеи колёс и, разумеется, дань спортивному имиджу. Завершает скромный список отличий экстерьера гордость всех «зажигалок» Audi и непременный их атрибут — красный «флажок» с литерой S на фальшрадиаторной решётке спереди и на крышке багажника сзади.

Интерьер строг и серьёзен, всё по-ингольштадтски нацелено на функциональность. Отделка салона — стиль «углепластик». Спортивные сидения Recaro с выраженной поясничной поддержкой, как и было заявлено во время презентации модели, обиты кожей уже в стандартном оснащении, имеют электрические регулировки высоты подушки, наклона спинок и подогрев. Пухлая баранка руля с приятной на ощупь фактурой материала имеет удобный для хвата профиль, а за ней — колодец панели приборов: стрелочные тахометр и спидометр с круговыми шкалами, в которых нашлось место ещё и часам c одометром. В поле между двух больших кругов приборов расположен дисплей бортового компьютера, на который выводится информация диагностики систем, а красно- рубиновая подсветка панели в сочетании с чёрным оформлением торпедо добавляет солидности, даже аристократичности, что ли…

Представленная на Женевском автошоу в 2003 году Ауди А3 новой генерации была построена на новой платформе Volkswagen A5 (PQ35) с несколько увеличенными колёсной базой и размерами кузова, причём выпускалась изначально лишь в трёхдверном варианте. Но уже в июне 2004-го модельный ряд расширился с выходом пятидверной модификации Sportback, на которой было увеличено не только количество дверей, но качественно и количественно изменился сам кузов. Он стал длиннее на целых 83 мм и, что не менее важно, прирост по линии крыши на 65 мм не только добавил салону простора, но и зрительно изменил облик машины в профиль, добавив чуть-чуть, на кончике ножа, солидности и «семейности». Зато экстерьер в целом изменился кардинально, и главной причиной тому — радиаторная (предрадиаторная, фальшрадиаторная, декоративная) решётка Single frame, разработанная и внедрённая Вальтером де Сильва (Walter Maria de Silva, итал.), пришедшим на пост шеф-дизайнера Audi из команды Центра стиля Seat. Впрочем, над новым обликом прежде уже трудилась команда дизайнеров с Гарри Телааком во главе в стенах мюнхенской студии Ауди и кое-чего, бесспорно, добились, но всё же завершающий штрих был нанесен именно новым боссом. В принципе, сама по себе идея придания решётке монументальной трапециевидной формы новизной не отличалась, похожее решение встречалось и прежде. Однако де Сильва «воскресил» её и запечатлел сперва в концепте Audi Nuvolari, затем пустил «пробный шар» с выходом серийной Audi A8 W12, следом повторил в новом седане Audi A6, и третья попытка — Audi A3 Sportback.

Следуя сложившейся традиции, в августе 2006 года было представлено второе поколение Audi S3 8P, сперва также лишь в трёхдверном исполнении, но проведенный апрельский 2008 года рестайлинг добавил ей в компанию и пятидверную «эску» Audi S3 8PA с приставкой Sportback. Новый «спортсмен» в техническом плане оснащался рядной бензиновой наддувной «четвёркой» с четырьмя клапанами на цилиндр, 265 л.с. мощности и 350 Нм крутящего момента которой разгоняли «трёх-и пятидверку» до 100 км/час за 5,5 — 5,8 секунд, а при дальнейшем наборе скорости заставляли сработать ограничитель на отметке 250 км/час.

Спереди уже ставшая визитной карточкой Audi узнаваемая решётка, для S-линейки имеющая вертикальный акцент в оформлении и украшенная хромом, бампер со спойлером да внушительными «бойницами» диффузоров с противотуманками.

Сзади низ бампера также чернеет прорезью диффузора с выглядывающей хромированной «двустволкой» выхлопных патрубков, верх стекла двери багажника прикрыт знакомым уже козырьком с функцией спойлера, по бокам наружные зеркала заднего обзора с серебристо-платиновым отливом, накладки на порогах да низкопрофильная резина на 18-дюймовых стильных дисках.

А уже сентябрь 2012 года познакомил с публикой в Париже третье поколение спортивных компактных хэтчбеков с колечками на решётке. Как водится, первая волна «эсок», построенная на базе свежей ещё модели Ауди A3 8V, выплеснулась в трёхдверном исполнении под индексом S3 8V. Машина в основе своей имеет новейшую унифицированную платформу MQB, которая, впрочем, также предполагает поперечное расположение двигателя, а значит, и применение в системе полного привода знакомой уже муфты Haldex.

Облик прототипа Audi A3 8V серьёзных изменений не претерпел, что, впрочем, не помешало ему получить золотую награду международного форума iF International Forum Design GmbH в категории «Дизайн транспортного средства».

Audi S3 8V несёт на себе новый двухлитровый (1984 см3) бензиновый турбомотор TFSI, развивающий при 5500 об/мин пиковую мощность 300 л.с. и крутящий момент в 380 Нм в диапазоне 1800 — 5500 об/мин. В базовое оснащение входит шестиступенчатая механическая КПП, опционно доступна семидиапазонная роботизированная S-tronic с двойным сцеплением, которая с помощью системы Launch Control (контроль проскальзывания колёс при старте) обеспечивает двигателю разгонное до «сотни» время в пределах 5 секунд, выигрывая полсекунды у модификации с МКПП.

В предложении подвесок S3 Sportback более изобретателен: можно выбрать стандартную подвеску, спортивную или адаптивную Audi magnetic ride. Спортивная подвеска предполагает более жёсткую настройку и уменьшенный на 25 мм клиренс, адаптивная же «предложит» амортизаторы переменной жёсткости. Восемнадцатидюймовые колёсные диски убраны в 225/40-размерную резину, а за ними в глубине спрятаны красные/чёрные суппорты с 340-миллиметровыми вентилируемыми тормозными дисками, которые обеспечат эффективное замедление даже в случае экстренного торможения.

Audi S3 – полноприводный заряженный хэтчбек, построенный на базе небольшого семейного Audi A3. Выпуск «горячей» версии был налажен в 1999 году, а первая презентация состоялась марте 1999 года на очередном автосалоне в Женеве. Здесь профессиональные эксперты и автолюбители смогли оценить все преимущества видоизмененной Audi A3: компактная подвеска, более широкой колея, 17-дюймовые колеса, салон, выполненный в спортивном стиле, не говоря уже о более мощном моторе с турбонаддувом и полноприводной трансмиссией.

Технические характеристики и конструктивные особенности

Audi S3 является соплатформенной моделью с популярным VW Golf IV. Конструкция автомобиля предусматривает поперечное расположение мотора, объем которого составляет 1,8 литра. S3, в сравнении с базовой моделью, имеет заниженный клиренс, увеличенные передний и задний бампер, более широкие колесные арки, спойлер, а также колеса размером 225/45 WR17. Изменения также коснулись головной оптики и внутреннего пространства автомобиля.

Мощность двигателя горячего хэтчбека составляет 210 л.с., он развивает 270 Нм крутящего момента при 2100 об/мин. Такой мотор позволяет развивать скорость до 250 км/час, а время разгона до 100 км/час займет у опытного водителя не более 7 секунд. Мотор работает в связке с 6-ступенчатой МКПП.

Из всей линейки моделей с литерой S в названии Audi S3 является наиболее компактной. Очень привлекательно выглядит салон автомобиля: спортивный руль, удобные сиденья Recaro, функциональная климатическая установка и множество дополнительных опций делают поездку на Audi S3 очень комфортной.

Версии Audi S3

Кроме первоначальной версии, описанной выше, немецкий производитель в апреле 2012 года выпустил обновленную модель Audi S3, которая стала доступна покупателям с увеличенной на 15 л.с. мощностью двигателя. Именно эта модель стала наиболее мощным хэтчбеком среди всех моделей автомобилей, реализуемых на территории Европы.

2013 год ознаменовался выпуском S3 Sportback, оснащенного принципиально новым турбинированным мотором 2.0 TFSI. Свежая версия S3 имеет мощность 300 л.с., достигаемую на 5500 об/мин, и пиковый крутящий момент 380 Нм. Разгон до 100 км/час версия заряженного хэтчбека с 6-ступенчатой роботизированной КПП осуществляет за каких-то 5 секунд, при комплектации автомобиля МКПП этот показатель увеличивается на 0,5 секунды.

S3 Sportback 2013 года демонстрирует отличную экономичность – расход топлива составляет не более 7 литров на 100 км, что на 1,5 литра меньше, чем у предыдущей версии хэтчбека. Обновленная модель автомобиля позволяет покупателю выбирать между стандартной, спортивной или адаптивной подвеской. Последний тип – собственная разработка компании Audi, реализованная на амортизаторах переменной жесткости.

Несмотря на то, что Audi S3 выпускаются уже более десяти лет, говорить о каких-либо кардинальных изменениях в новой генерации автомобиля не приходится. Все фирменные особенности заряженного хэтчбека остались нетронутыми – форсированный турбомотор, полный привод. А новая платформа и тип мотора позволили немного подогреть интерес публики к этому «скромному» 300-сильному хэтчбеку.

Другие модели марки Audi
Audi TTS
Audi TTS
Audi RS Q3
Audi RS Q3
Audi RS7
Audi RS7
Audi NSU Ro 80
Audi SQ5
Audi V8
Audi V8